Урок музыки на тему: Мир большой музыки (2 класс)

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Урок во 2 классе.

Тема: Мир большой музыки. Балет

Цель урока: Научить детей слышать в произведении характер, познакомить с первыми танцовщиками башкирского балета.

Задачи: Обучающая: на примере балета «Журавлиная песнь» познакомить с первыми танцовщиками башкирского балета.

Развивающая: развить музыкальное чутьё на различный характер музыки, научить понимать ее настроение; развить вокальные навыки, исполнительское мастерство; развивать коммуникативные качества.

Воспитывающая: ввести в мир большой музыки, воспитать культуру слушания музыки,

Воспитывать чувство дружбы.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыка на вход.

(Звучит фрагмент произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

(На экране слайд со словами из «Словаря эстетических терминов»)

празднично

мечтательно

легко

напевно

нежно

окрыленно

мягко

полетно

взволнованно

таинственно

Вопросы учителя на повторение пройденного материала:

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Вам нравится эта музыка?

- Какое настроение выражает эта мелодия?

- Она страшная или радостная?

- Она тяжелая или легкая?

- Как вы думаете, что хотел изобразить композитор?

- Полет снежинок!

- Кто композитор?

- Чайковский П.И.

- Да, это фрагмент балета «Щелкунчик». Помните, мы смотрели этот вальс в исполнении балерин?

- Да, это очень красиво, мне кажется, когда идет белый снег, в небе вихрем крутит метель, кружатся пушистые снежинки

- Приближается наш любимый праздник - Новый год! Давайте споем песню, которую мы с вами разучили. Сели красиво, руки положили на парту, спинки держим прямо, следим за своим дыханием, контролируем произношение слов, четко их произносим, стараемся петь плавно и чисто. Можно немного покачиваться в такт мелодии.

(Исполнение песни «Снежинки»).

Эта песня звучит в темпе вальса, а «вальс» - это название танца так же как и вальс из балета «Щелкунчик», который мы с вами услышали в самом начале урока.

- Молодцы, ребята! Давайте вспомним мультфильм, который мы смотрели. Перечислите всех персонажей сказки:

Щелкунчик - принц

Маша, Золушка, принцесса

Мышиный король

Фея Драже

Ребята, вы уже знаете, что балет - это спектакль, где весь сюжет рассказывается танцевальными движениями, по-другому, хореографией.

Сейчас мы с вами посмотрим танец Феи Драже, смотрите внимательно, какие танцевальные движения делает балерина, подумайте, о чем рассказывает ее танец?

(Просмотр танца через проектор на экране )

Ответы ребят.

2.Ребята, а знаете ли вы, это в нашем городе есть замечательный театр оперы и балета, он открылся в 1938 году. Кто из вас посещал его с родителями?

Посмотрите, вот как он выглядит, находится он на улице Ленина. Это большое красивое здание из красного кирпича с высокими колоннами.

(Просмотр слайда с изображением здания БГТОиБ, фото фойе и лестницы, в зале зрительного зала, где много ярусов, этажей зрительских мест, восхитительные, яркие, огромные люстры. )

Каждый вечер на сцене театра проходят музыкальные спектакли: оперы, балеты.

Если вы еще не бывали в этом театре, обязательно съездите с родителями на премьеру детского балета «Хрустальная туфелька» про Золушку 26, 27, 28 декабря.

Башкирский балет славится своими выдающимися танцовщиками и балеринами, а первопроходцами, самым первыми были знаменитые артисты Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин.

В далеком 1934 году молодой башкир, балетмейстер Файзи Гаскаров набрал группу одаренных детей для обучения в Ленинградском хореографическом училище, 7 девочек и 7 мальчиков, а среди них З.Насретдинова и Х. Сафиуллин.

(Слайды на экране с изображениями З. Насретдиновой и Х. Сафиуллина)

Поначалу ребятам было трудно в незнакомом городе, тем более они плохо изъяснялись на русском языке, так как до того учились в башкирской школе. Но язык хореографии оказался для них более понятным и доступным, и оба с головой окунулись в захвативший их мир танца.

У З. Насретдиновой открылся к тому же незаурядный драматический дар.

Она является первой профессиональной балериной Башкортостана, поистине легендой башкирского балета.

(Слайд с изображением З. Насретдиновой)

Очевидцы рассказывают, что Зайтуна Насретдинова была царицей сцены. Она сумела воплотить в своих танцах очень разные, но интересные образы, то выплывая на сцену нежным облаком, то ярким темпераментным вихрем вырывалась из-за кулис…

Как жаль, что тогда редко применялись киносъемки, а видео не было совсем, поэтому, к сожалению, сохранились очень немногие съемки ее выступлений.

Давайте посмотрим фрагмент балета с участием З.Насретдиновой и Х.Сафиуллина.

Это первый наш башкирский балет. Называется он «Журавлиная песнь».

(Просмотр на экране фрагмента из балета «Журавлиная песнь» с участием З.Насретдиновой)

Композиторы Лев Степанов и Загир Исмагилов вдвоем написали замечательную музыку этого балета и посвятили его Зайтуне Насретдиновой. Она стала также исполнительницей главной роли - героиню звали Зайтунгуль, что в переводе с башкирского языка означает «цветок Зайтуны».

Да, ребята, З. Насретдинова и Х. Сафиуллин создали поэтические, глубоко проникновенные образы героев старинной башкирской легенды. Знаете ли вы, что журавль у древних башкир - птица - художественный символ свободолюбия и патриотизма народа. Есть у башкир несколько легенд об этой птице. Я прошу вас к следующему уроку прочитать и подготовить перессказ одной из этих легенд. В этом вам могут помочь книги из нашей школьной библиотеки или ресурсы интернета.

3.А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Угадай свою страну» и узнаем, кто из вас, внимательно слушал меня на уроках, посвященных балету, тот игрок легко справится с заданием.

Учитель раздает детям заготовленные ранее карточки с надписями:

балет

оркестр

декорации

дирижер

балерина

скрипач

пуанты

пианист

пачка

оркестровая яма

(В игре стараться задействовать не только активных, но и пассивных обучающихся.)

- К доске выходят дети, у которых карточки со словами «балет» и «оркестр». Это короли (или королевы) этих стран.

- Остальные участники игры должны через несколько секунд (учитель может сосчитать до 3-х) выбежать и встать возле короля своей страны. Таким образом, ученик старается обозначить принадлежность своего слова к определенной группе, предложенной учителем.

В конце игры вместе со всеми ребятами, а те, кто не участвовал в игре, помогают, проверяем правильность выполнения задачи, выигравшую команду, то есть ту команду, которая быстрее остальных собралась вместе. Каждый участник еще раз вспоминает и объясняет значение своего слова. Выигравшей команде предоставляется право исполнить любимую песню из разученных ранее на уроках в этой четверти песен, под аккомпанемент учителя на баяне.

Домашнее задание: прочитать башкирскую легенду о журавлях.

4. Приложение.

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс) З Зайтуна Насретдинова

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс)Халяф Сафиуллин

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс)Лев Степанов

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс)Загир Исмагилов

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс)Зайтуна Насретдинова и Халяф Сафиуллин

Урок музыки на тему:Мир большой музыки(2 класс)

Сцена из балета «Журавлиная песнь»

© 2010-2022