Истоки зарождения песен карачаевского народа

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока музыки в 7 классе. Тема: «Истоки зарождения песен карачаевского народа».

Слайд 1. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.

В. В. Стасов.

Цель урока:

Раскрыть содержание и историю развития карачаевской песни, исследование глубин карачаевской истории и культуры через постижение карачаевской песни - одного из главных богатств народной культуры.

Задачи: 1.Воспитание уважения и гордости к родному краю. 2.Закрепить умение различать интонационные особенности карачаевской народной музыки.

3.Ознакомление с разновидностями жанров карачаевских народных песен.

4. Формирование у школьников высокой культуры межнационального общения.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, объяснительно - иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, деятельностный метод обучения.

Тип урока: урок-лекция

Оборудование: музыкальный центр, CD-диски, компьютер, телевизор, фортепиано, народные музыкальные инструменты.

ХОД УРОКА:

Учащиеся в национальных костюмах встречают гостей с национальным блюдом (хычины). Встреча под мелодию песню «Да - это Кавказ». Слова и текст песни Шахмана Далдаева.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Объявление учителем темы урока: Слайд 2.

« Истоки зарождения песен карачаевского народа».

2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке, я познакомлю вас с зарождением песенного творчества карачаевского народа. В народе говорят, что нет дерева без корней. И невозможно построить будущее, не имея исторических корней.

Народные песни горских народов республики до сих пор носят черты раннефольклорного интонирования, что свидетельствует об их художественно-эстетической достаточности для выражения эстетических потребностей этих народов. Вообще для горского музыкального искусства, для творчества народных певцов был характерен изначальный синтез музыки, вокала, декламации, стиха, даже актерского мастерства. Можно отметить, что до революции и даже в последующие десятилетия музыка традиционно играла большую роль в жизни северокавказского общества, осуществляя не только эстетические функции, но и магические, лечебные, коммуникативные и другие. , что свидетельствует об их художественно-эстетической достаточности для выражения эстетических потребностей этих народов. Вообще для горского музыкального искусства, для творчества народных певцов был характерен изначальный синтез музыки, вокала, декламации, стиха, даже актерского мастерства. Диапазон песен широк как в музыкальном плане, так и по тематике. Это песни о мире и войне, о Родине, о любви и семейном очаге, о судьбе родного народа, философские размышления о жизни и будущем подрастающих поколений.

Слайд 3. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Сегодня они являются классикой песенной культуры и занимают достойное место в культурном богатстве Карачаево-Черкесской Республики. Единственную сферу проявления художественно-образного мышления народа, средство выражения его идеалов, миропонимания представлял собой фольклор. Наиболее популярными жанрами словесного искусства карачаевцев были песни: обрядовые, охотничьи, трудовые, песни-пожелания, историко-героические, лирические, сатирические, шуточные, песни-плачи, песни-проклятия, детские и колыбельные. В песне народ выражал протест против социального гнета и эксплуататоров. Герои народных песен - великодушные, смелые, честные, благородные - служили примером для подражания многим поколениям людей. В них отражены народные представления о прекрасном и безобразном, о чести и бесчестье, о справедливости и несправедливости.

Слайд 4. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Первые и единственные записи карачаевских народных песен были сделаны В. Прёле. В 1909 г. в 10-м номере журнала «Keleti Szemle», выходившем в Будапеште,(«Каratschaische Studien»), в котором приводились тексты песен «Гапалау», «Канамат», «Ильяс», «Маджир», «Джёрме», «Солтан». Впервые записи музыкального фольклора карачаевцев были сделаны композиторами М. А. Балакиревым и С. И. Танеевым. С. И. Танеев побывал на Северном Кавказе в 1885 г. Несколько дней он провел в Хасауте и Урусбиевском ауле. О своих впечатлениях и наблюдениях композитор рассказал в статье «О музыке горских татар», опубликованной в 1888 г. в январском номере журнала «Вестник Европы». Человек большой культуры, тонкий ценитель народного искусства, С. И. Танеев не только сумел по достоинству оценить музыку горцев, отличающуюся, по его .словам, богатством и разнообразием мелодики и ритмики, но и выразил свое сожаление, тревогу о безвозвратном исчезновении многих народных .песен горцев. «Я записал двадцать песен, продиктованных мне князем Урусбиевым. По словам горцев, он один из немногих знатоков кавказских песен, мало-помалу изчезающих из памяти народа...».

Слайд 5.

Истоки зарождения песен карачаевского народаИстоки зарождения песен карачаевского народа

Сергей Иванович Танеев. Милий Алексеевич Балакирев.

В 1885 г. С. И. Танеев побывал на Северном Кавказе. Несколько дней он провел в Хасауте и Урусбиевском ауле. О своих впечатлениях и наблюдениях композитор рассказал в статье «О музыке горских татар», опубликованной в 1888 г. в январском номере журнала «Вестник Европы». Человек большой культуры, тонкий ценитель народного искусства, С. И. Танеев не только сумел по достоинству оценить музыку горцев, отличающуюся, по его .словам, богатством и разнообразием мелодики и ритмики, но и выразил свое сожаление, тревогу о безвозвратном исчезновении многих народных .песен горцев. «Я записал двадцать песен, продиктованных мне князем Урусбиевым. По словам горцев, он один из немногих знатоков кавказских песен, мало-помалу изчезающих из памяти народа...»

В области собирания песенного творчества карачаевцев и балкарцев много сделали Дудов Махмуд Асланбекович и Лайпанов Хамид Оразович.

Слайд 6.

Дудов Махмуд Асланбекович. Лайпанов Хамид Озарович.

Истоки зарождения песен карачаевского народаИстоки зарождения песен карачаевского народа


Записи Лайпанова X. О. составили материал для сборника «Эски къарачай джырла», вышедшего в 1940 г. Достоинство этого сборника в том, что тексты в нем относительно полные, многие песни записаны в нескольких вариантах и снабжены ценными комментариями, раскрывающими время и историю их создания. Сборнику предпослана вступительная статья «О старинных народных песнях», в которой дается общая характеристика песенного наследия карачаевцев.

Наиболее древний пласт песенного наследия карачаевцев составляют трудовые песни («Долай», «Инай», «Эрирей»). В них нашли отражение условия жизни, религиозно-магические верования, социальные отношения карачаевцев в период язычества. По рассказам стариков, песню «Долай» пели во время сбивания масла, «Эрирей» - во время молотьбы, «Инай» - во время тканья. Всем этим песням приписывались магические функции: обращаясь в песне к божествам, люди надеялись получить как можно быстрее и больше масла («Долай»), зерна («Эрирей»), красивое и прочное платье («Инай»).Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 7.

Из песни «Долай» можно узнать много интересного о жизни пастухов в коше: о том, что масло они сбивали в гыбытах - бурдюках, а подавали в гоппанах - деревянных чашах, что всеми делами руководил кош тамада, который мог похвалить или наказать пастуха, что кош посещали гости, и хозяева считали своим долгом, как можно лучше принять и угостить их..

Ой, долай, долай, долай былкъылдай,

Ийнекле келелле, черкес жылкъылай.

Ой, долай, долай, долай былкъылдай,

Эчкиле келелле, акъгъан чырпылай.

Из песни «Эрирей» мы узнаем, что молотьбу карачаевцы начинали на рассвете всем аулом, молотили с помощью быков, и быков старались подобрать молодых, необъезженных.

Слайд 8 Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слушание народных карачаевских песен «Долай» и Эрирей» (воспроизведение песен на национальной гармонике).

В поэтике трудовых песен много общего: сжатая, удобная для произнесения форма, однотипные сочетания слов и возгласов, ритмический склад. До наших времён дошли и сохранились две древние карачаевские охотничьи песни «Апсаты» и «Бийнёгер».

Слайд 9.

Песню «Апсаты» было принято исполнять для удачи перед уходом на охоту.Истоки зарождения песен карачаевского народа

Оригинален сюжет старинной охотничьей песни «Бийнёгер». У Бийнёгера, смелого и удачливого охотника, заболел брат. Вылечить его может лишь молоко белого оленя. Бийнёгер отправляется на охоту. Преследуя белого трехногого оленя, Бийнёгер заходит далеко в горы, откуда выбраться живым невозможно. Это Фатима, дочь Апсаты, приняв облик оленя, завлекла сюда Бийнёгера. За то, что охотник убил слишком много оленей, она прокляла его, и Бийнёгера ждет долгая и мучительная смерть. Но любимая Бийнёгера подсказывает ему, как принять мгновенную смерть, -спрыгнуть со скалы. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 10.

Песня «Бийнёгер» приближена к лиро-эпической поэме. В народной песне "Бийнёгер" сюжет, напротив, мифологичен, построен на противостоянии охотника Бийнёгера и Фатимы, дочери покровителя оленей Апсаты. Песня была сложена в эпоху язычества. Апсаты, божеству охоты, в карачаево-балкарском пантеоне богов отведено особое место. Бог Апсаты представлялся в образе козла, а чаще мифического оленя с двумя острыми рогами и тремя ногами. "Охотники, страшась гнева божества, старались снискать его расположение, умилостивить его молитвами и жертвоприношениями" . С песней-просьбой перед охотой обращались они к Фатиме. Мифологическая характеристика образа покровителя природы органично вплетается в сюжет песни. Описание образа жизни, быта и нравов горцев - видимый план сюжета - заключает в себе основную идею - показать близость, гармонию древних отношений человека и природы, и достигается это посредством опоры на мифоэпическую традицию. Именно она способствовала столь выразительному художественному воплощению темы. В песне "Бийнёгер" выражено традиционно бережное отношение к окружающей среде.герой заканчивает жизнь самоубийством, расплатившись за покушение на животных жизнью.

Слайд 11. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Также к древнему происхождению относятся алгишы (песни-пожелания). Алгишы не поются, а произносятся речитативом. Особенно популярны в народе свадебные алгишы. В них даются добрые наставления молодым -как жить, к чему стремиться. Особенно большие обязанности возлагают свадебные алгыши «а женщину: она должна стать бережливой хозяйкой, заботливой матерью, старательной труженицей.

Большую часть песенного творчества карачаевцев составляют песни, связанные с историческими событиями. Исторический фон в этих песнях конкретен, более точно воспроизвести происшедшее, сохранить имена действующих лиц, название местности, где происходило то или иное событие.

Слайд 12. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Так, в песне «Ачей улу Ачемез» нашла отражение борьба народа за независимость. В XV-XVI вв. Карачай подвергался неоднократным набегам крымских ханов. В «Ачей улу Ачемез» повествуется об убийстве молодым карачаевцем Ачей улу Ачемезом крымского хана. Хан, приехав в карачаевский аул, решил провести ночь с красавицей Боюнчак - женой Ачей улу Ачемеза. Песня прославляет мужество Ачей улу Ачемеза, не потерпевшего посягательства на честь семьи.

Исторические песни отличаются многообразием тематики. С усилением историзма художественного мышления в фольклоре, формированием гражданского общества наиболее глубокую разработку получает социальная тема, тема протеста против социальной несправедливости ("Орусбиевы", "Песня Атабия", "Къанамат", "Анзор", "Бекболат").

Слайд 13. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Герой песни "Къанамат", например, уходит в абреки, потому что не желает мириться со своим бесправным положением. В основе этой героико-эпической песни - реальные, исторически достоверные события: названо место действия (аул Учкулан), определена родовая принадлежность действующих лиц (Хубиев, Гюллюев). Исторически реальным лицом является и главный герой - народный заступник Къанамат Эбзеев. В историко-героических песнях воплощен новый на тот период идеал жизни народа - равноправие и свобода. Эти ценности уже не являются реалиями далекого будущего. Они могут быть достигнуты в результате преодоления привычки мириться с обстоятельствами.

Немало у карачаевцев песен о набегах врагов. Набеги на соседей были одним из источников обогащения княжеско-дворянского сословия и носили грабительский характер. Нападающие захватывали в плен не только скот, но и людей. Карачай не раз подвергался опустошительным набегам. Особенно часто нападали на него абазинские и кабардинские князья («Татаркъан», «Джандар», «Стадо овец Кубановых»- «Къобанланы къой белек», «Заурбек»). Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 14.

К числу наиболее популярных песен этого цикла относится песня «Татаркан». На аул Татаркана нападают кызылбеки и угоняют из Дуута много людей и скота. Узнав о случившемся, Татаркан бросается вслед за грабителями. К нему присоединяются смельчаки. Они настигают кызылбеков, когда те, перейдя реку и уничтожив мост, располагаются на ночлег на другом берегу. Татаркан переплывает реку и пробирается к лагерю врага. Молочная мать Татаркана, оказавшаяся среди пленных, показав на свои волосы, дает понять Татаркану, что врагов так много, как волос на ее голове. «Нас тоже много, как много волос в моей бороде», - отвечает Татаркан. Убедившись в том, что кызылбеки спят глубоким сном, Татаркан возвращается к своим спутникам и помогает им перебраться через реку. Они нападают на кызылбеков, разбивают их и возвращают домой людей и скот. Трудовой народ Карачая страдал не только от частых нашествий иноземцев. Его жестоко угнетали «свои», карачаевские баи, бии, духовенство. Среди карачаевских народных песен значительное место занимают песни протеста и борьбы против социальной несправедливости и гнета. Это песни «Барак», «Канамат», «Джагайланы Майыл», «Кара-Мусса», «Эльмырза Кубанов» («Къобанланы Эльмырза»), «Песня о Солтан-Хаджи» («Солтан-Хаджини джыры»), «Мой Каншаубий» (Къаншаубийим»), «Братья-абреки» («Абрек уланла»), «Песня о Хасане» («Хасанны джыры») и др. Героев этих песен объединяет ненависть к угнетателям. Многие из них - Барак, Къанамат, Эльмырза, Солтан-Хаджи - открыто и сознательно протестуют против социальной несправедливости. Песни раскрывают тяготы крестьянского труда/полную экономическую и правовую зависимость трудовых масс от богатеев, гневно обличают бесчеловечное отношение власть имущих к народу. Так, в песне «Барак» повествуется о том, как молодой крестьянин нанялся в пастухи к богачам Абуковьгм и через пять лет был выгнан ими без уплаты заработанного. Барак в знак протеста угнал двух коней. Через некоторое время он был арестован и отправлен в Сибирь за «кражу»...

В песне «Эльмырза Кубанов» крестьянин Эльмырза нанимается в пастухи к Хасану Абаеву. В голоде, холоде и лишениях проходят пять долгих лет, но по истечении этого срока помещик отказывается отдать Эльмырзе заработанных им овец. Не выдержав такого издевательства, крестьянин убил помещика. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 15.

За убийство Эльмырза был отправлен в Сибирь.

Слайд 16. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Большой трагедией в жизни карачаевского народа во второй половине XIX в. было массовое переселение в Турцию, вызванное политикой царизма, агитацией турецких агентов, предательством горской знати. О душевных страданиях, голоде, нищете, о тяжелой доле тех, кто оказался в Турции, поется в «Песне ушедших в Стамбул» («Стампулгъа кетгенлени джырлары»). По своему звучанию «Песня ушедших в Стамбул» близка к песням-плачам.

Стихотворение читает Текеева Гоккоджан.

РАЗГОВОР МАЛЬЧИКА С МАТЕРЬЮ

Только за первые два года геноцида (1943-1944)

погибли 22 тысячи малолетних детей-карачаевцев

Горящий очаг, закипающий чай,

И ветер молитву доносит...

«Когда мы поедем с тобой в Карачай?»-

Ребёнок у матери спросит.

Она почерневший возьмёт таганок,

Задумчиво сядет поближе:

«Поедем с тобою, поедем сынок...»

А голову клонит всё ниже.

Украдкой лицо отвернёт от огня,

Слезой затуманятся очи.

«Вот вырастешь скоро большой у меня,

Тогда и поедем, сыночек.

Тогда я в дорогу с тобой соберусь

Туда, где хорошие люди.

Ты горы увидишь, увидишь Эльбрус,

Они - как большие верблюды!

Там родина наша, сыночек, и там

Покой обретём и надежду.

Оставим мы здесь эту рухлядь и хлам,

Ходить будем в новой одежде!

Мы справимся - лишь бы cкopee ты poc -

И с бедами там, и с нуждою.

И станешь ты сильным, как горный утёс,

А мама твоя - молодою.

Там горные реки - как чистый хрусталь,

Там звёзды - как спелые сливы!

Ты станешь там смелым и твёрдым, как сталь,

И стану я самой счастливой.

Там мёд - загляденье, ешь-не-хочу!

Хлебать будешь прямо из бочек...»

«Я голоден, мама, я хлеба хочу!»

«Не плачь, дорогой, спи, сыночек».

Билал ЛАЙПАНОВ

(Перевод с карачаевского Аркадия ТЮРИНА).

Слайд 17.

Немало у карачаевцев песен о муках безответной любви («Мне мерещится что-то» - «Кёзюме кёрюнелле бир кёлекгеле, бир затла», «Мой милый, куда идешь?» - «Мени да сюйгеним, къайры бараенг?»). Основной их мотив - сердечная тоска, грусть по любимой (или любимому). Интересны и своеобразны песни - объяснения в любви между юношей и девушкой, построенные в форме диалога. Из этого цикла наиболее популярна песня «Играй, мой саз» («Сазым ойнай, саз ойнай»). Она создает образ искренне любящего юноши, готового пойти ради любимой на все.Истоки зарождения песен карачаевского народа

Немало у карачаевцев песен о муках безответной любви («Мне мерещится что-то» - «Кёзюме кёрюнелле бир кёлекгеле, бир затла», «Мой милый, куда идешь?» - «Мени да сюйгеним, къайры бараенг?»). Основной их мотив - сердечная тоска, грусть по любимой (или любимому). Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 18. Интересны и своеобразны песни - объяснения в любви между юношей и девушкой, построенные в форме диалога. Из этого цикла наиболее популярна песня «Играй, мой саз» («Сазым ойнай, саз ойнай»). Она создает образ искренне любящего юноши, готового пойти ради любимой на все.

Слайд 19.

У карачаевцев есть прекрасные шуточные песни («Джёрме», «Песня Байчорова Кара-Джаша» - «Байчораланы Къара-Джашны джыры», «Песня горных пастбищ» - «Тау къышлыкъланы джырлары» и др.), в которых высмеиваются человеческие пороки (обжорство, нерадивость в труде, хвастовство и т. п.). Шуточным песням присущи здоровый юмор, полнота жизненных ощущений, острота и конкретность изображения. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 20. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Широко представлены в современной любовной лирике инары (четверостишия). Подобно русским частушкам, они легко импровизируются. Любовь, ревность, ссора с любимым - основное их содержание.

Слайд 21. Значительный цикл составляют детские и колыбельные песни. Они отличаются занимательностью содержания, живостью и меткостью языка.Истоки зарождения песен карачаевского народа

Из музыкальных инструментов карачаевцев нам известны сыбызгы, кобуз и кыл кобуз.

Слайд 22.

Сыбызгы - один из наиболее старых инструментов. Он представляет собой нечто в виде дудки с шестью отверстиями. Изготовляется из тростника или ружейного ствола. Когда-то сыбызгы был одним из самых популярных музыкальных инструментов. Обычно игрой на сыбызгы сопровождались танцы. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 23.Истоки зарождения песен карачаевского народа

Кыл кобуз -старинный смычковый музыкальный инструмент.

И сыбызгы и кыл кобуз считались мужскими музыкальными инструментами.

Слайд 24.Истоки зарождения песен карачаевского народа

Кобуз - женский музыкальный инструмент - однорядная гармоника. В советское время на гармонике стали играть и мужчины. Так, широкую известность получили в последние годы кобузисты Аубекир Кулов, Энвер Байчоров и др.

Слайд 25.

Барабан (даурбаз).

Таковы основные традиционные жанры песенного творчества карачаевцев. Истоки зарождения песен карачаевского народа

Слайд 26. Истоки зарождения песен карачаевского народа

4.Пение песни - «Россия-Кавказ» музыка и слова

В. Григорян.

Слайд 27.

Истоки зарождения песен карачаевского народа

5. Подведение итогов урока.

1. Нужны ли современному человеку народные песни?

2. Что нового для себя вы узнали на уроке?

3. Мелодии каких карачаевских народных песен сегодня звучали на уроке ? Ответы учащихся.

Оценивание учащихся: Выставляются оценок за урок.

В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке . У вас на столе лежат карточки, допишите предложения:

Сегодня я узнал…………….

Мне бы хотелось узнать ……………….

Что больше всего впечатлило ……………….

Большое спасибо я вам всем говорю.

За вашу работу. Благодарю!

Урок окончен, всем спасибо!

Самоанализ урока.

Тема урока «Тема: « Истоки зарождения песен карачаевского народа».Истоки зарождения песен карачаевского народа

У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии карачаевской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии карачаевских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.



Используемая литература:

1.Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993.

2. Шоров И.А. Народная педагогика о воспитании гуманизма у молодого поколения. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. 3. Шаманов И.М. Обряды и поверья карачаевцев XIX нач. XX в. в. / - Проблемы этической истории народов Карачаево-Черкесии . - Черкесск, 1980.
4. Караева А. И. Очерк истории карачаевской литературы. - М.: Наука, 1966.
5. Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-заклинательном ритуале карачаевцев. - М., 2002.
6. Гацак В. М., Давлетов К. С. О происхождении народного героического эпоса // Русская литература. 1962. 7. Рахаев А. И. О музыке нартского эпоса балкарцев и карачаевцев // Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М., 1994.
8. М. А. Балакирв,, Воспоминания и письма, Л, 1962.4

9. «Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946. Сборник статей», М-Л., 1947.

10. А. И. Караева, О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа, стр. 25-26.

11. Ислам Карачайлы, Сатирические песни Карачая, стр. 39.

12. X. О. Лайпайпанов. К истории каракарачев и балкарцев, Черкесск, 1957

yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B%2C%20%D0%BE%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%B0%2C%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%86%D1%8B&img_url=http%3A%2F%2Fgrigoryev.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F04%2Fkavkaz_gory_15.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=100648&noreask=1&source=wiz.



© 2010-2022