• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке на темуО связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (7 класс)

Конспект урока по музыке на темуО связи музыкальной формы и музыкальной драматургии (7 класс)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по музыке

Класс: 7

Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке

Задачи урока:

Образовательная:

  • Сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусорского, Р. Шумана

  • Научить анализировать музыкальные произведения

Развивающая:

  • Развивать мыслительные способности учащихся

  • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение

  • Развивать музыкальный слух

Воспитательная:

  • Приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусорского, Р. Шумана

  • Способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке

Музыкальный материал:

  • «Старый замок»- М.П.Мусорского

  • Пьеса «Порыв»- Р.Шумана

  • «Весна»- в исполнении Оксаны Разумовской

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Этапы

урока

Содержание

Время

Используемые УУД,принципы

1.Мотивация к учебной деятельности

(музыкальное приветствие на муз. инструменте)

- Я скажу слова: «Добрый день..» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, ответят в знак приветствия всем одноклассникам и мне.

-Добрый день всем девочкам! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!..Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем, кто хочет узнать что-то новое на уроке.

3мин.

УУД:

Коммуникативные;

Регулятивные;

Принцип психологической комфортности;

2. Актуализация знаний

-Урок я хочу начать со слов русской поэтессы Новеллы Матвеевой:

-Вы объясняли музыку словами.

Но, видно, ей не надобны слова,

Не то она, соперничая с вами,

Словами изъяснялась бы сама.

И никогда ( для точности в науке)

Не тратила бы времени на звуки.

- Как вы понимаете смысл этих строчек?

+…

-Ребята, вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях?

+ О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

6мин

УУД:

Коммуникативные;

Личностные;

Регулятивные;

Принцип вариативности;

3.Постановка проблемного вопроса

-Сегодня мы с вами будем закреплять материал о связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

-Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

-С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы?

+ Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации.

- Верно!

2 мин.

УУД:

Коммуникативные;

Личностные;

Принцип деятельности;

Принцип целостного представления о мире;

4.Открытие детьми новых знаний

- В каких музыкальных произведениях более подробно ,ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?

+ В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.

-Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. -Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Пытаемся увидеть разницу в изображениях природы.

(Слайд)

- Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

+ Первое изображение

-А что мы видим на втором изображении?

+Мы видим главную тему картины

-Река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения

- Так бывает и в музыке,то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.

-Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия

-Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

-А сейчас ребята, приняли все позу слушателя. Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.)

-Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению.

( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского)

- К какому образу в данном произведении обратился композитор?

+ Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории.

-« Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность

-Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

- «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.

-К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

+…

- О чём поет трубадур?

+..

-Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

- В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

-Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

-Послушайте стихотворение:

- В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю Средневековым;

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда ьезвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой-подобьем минарета,

Аркады гулкие с игрой теней и света;

Мне любы их дворы, поросшие травой,

Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,

Описывая круг над флюгером ажурным,

И над порталом герб- на нём

изображен.

Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывали мне..

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск

Средневековья.

***

-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?

+…

-Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

-Ничто не забыто: не только

«проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине»

-Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном.

Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе

«Старый замок»

- Кто же такие трубадуры?

+…

- Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов.

- А вот в музыке все наоборот

-В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности.

- В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение;

- В мелодии лишь что мы можем услышать?

+ Услышать грусть, печаль, тоску.

-В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

-В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему.

- А что нам может показать музыка?

+ Движение

-Даже изобразить вечность подвластно музыке.

- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает внимание?

+ На принцип повторности

-Сегодня на уроке прозвучит также пьеса, противоположная пьесе по образу, по характеру, по настроению «Старый замок»,

-Название этой пьесы «Порыв» Р.Шумана (1810г.-1856г.)

-Эта пьеса динамичная, импульсивная. Данная пьеса также построена на принципе повторности.

( слушание пьесы « Порыв» р. Шумана)

-В какой форме построено произведение?

+ В форме рондо.

- Сколько тем звучит в ней?

+Две

-Молодцы ребята! Вы были очень внимательны.

-Сейчас мы с вами перейдем к вокальной музыке

-Приняли все позу слушателя.

Прослушайте песню « Весна»- автором и исполнителем является Оксана Разумовская

( слушание муз.произведения)

-О чём эта песня?

+ О весне

-Мы с вами сегодня разучим эту песню. Приняли все позу исполнителя.

-Поём все дружно, весело, с хорошим весенним настроением.

( разучивание, муз. инструмент)

25мин

УУД:

Коммуникативные;

Личностные;

Познавательные;

Принцип деятельности;

Принцип целостного представления о мире;

5. Итог урока

- Ребята, о какой теме мы сегодня говорили на уроке?

+ О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.

-Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия?

+ Связана

2мин

УУД:

Коммуникативные;

Регулятивные;

Принцип деятельности;

Принцип вариативности;

6. Рефлексия

-Что вы нового узнали сегодня на уроке?

-В чём вы затруднялись?

-Что давалось легко?

-Мне понравилось как вы сегодня работали.

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

2мин

УУД:

Коммуникативные;

Регулятивные;

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


© 2010-2022