- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 7 класс
Рабочая программа по музыке 7 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капусто В.И. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Аллаиховского улуса
«Согласовано»
Руководитель МО
Слепцова Я.С._____________
Протокол № ___ от
«____»__________2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
Протодьяконова Л.С.__________
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
директор Колесова В.Е. __________
Приказ № ___ от
«___»______________2015 г.
Республики Саха (Якутия)
Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа
по музыке для 7 класса
за 2015 - 2016 учебный год
Составила: учитель Капусто Владислав Иванович
Оленегорск -2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса………………….. 5
1. Пояснительная записка…………………………….………..… …… ……….… 5
2. Календарно-тематическое планирование……..………….………… ………..9
Заключение.……………………………………..…………………………….… 25
Литература..……………..……………………………………………….……... 27
Введение
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) «второго поколения» изменилась парадигма образования, главным девизом новой школы является - деятельный подход. Универсальные учебные действия (далее - УУД), на формирование которых направлен учебный процесс на уроках музыки, дают именно тот инструментарий, который вырабатывает умение учиться - самостоятельно добывать знания, воспитывает нравственного и культурного человека, и развивает творческие и музыкальные способности учащихся.
Фундаментальное ядро ФГОС включает в себя: базовые национальные ценности (нравственные ориентиры, патриотизм, общекультурные и семейные традиции и т.д.). В музыке это: фольклор, религиозная музыка, шедевры композиторов-классиков, современная музыка. Основные элементы научного знания (термины (стили и направления), понятия, историзм).
В соответствии с требованиями ФГОС выработана определённая система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных, которая устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладение системой учебных действий (УУД).
УУД - на формирование которых направлен учебный процесс -
умение учиться и самосовершенствоваться, подразделяются на 5 категорий:
-
Личностные
-
Познавательные
-
Регулятивные
-
Коммуникативные
-
Информационные
В связи с этим, возникла необходимость создать новую учебную программу по музыке для 7 класса - в свете требований ФГОС, на основе содержания общего образования, с учётом требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости.
Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Цель - формирование УУД для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета Музыка.
Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:
-
Разработать рабочую программу, календарно-тематическое планирование согласно ФГОС;
-
Изучить и использовать УУД на уроках музыки для раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся через различные виды музыкально-практической деятельности;
-
Проанализировать и структурировать музыкальный материал, соотнести его с формирующими УУД;
-
Формировать навык самостоятельно ставить целевые установки для достижения планируемых результатов;
-
Разработать диагностические работы (анкеты, тесты, самостоятельные и контрольные работы);
-
Применять уровневый подход в системе оценивания - базовый и повышенный;
-
Поддержать в реализации личной и групповой инициативы учащихся во внеурочной деятельности;
Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе авторской программы «Музыка»: 5-7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева - Москва: "Просвещение", 2010г. В соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод перспективы и ретроспективы;
-
метод проектов.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса
1. Пояснительная записка
№/п
Название раздела
Содержание раздела
Дополнения, отражающие специфику данной программы
Общая характеристика
предмета «Музыка»
Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).
В 7 классе это - «Классика и современность». Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле и др.
В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека - музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.
Три содержательные линии:
-
«Музыка, как вид искусства»
-
«Музыкальный образ и музыкальная драматургия»
-
«Музыка в современном мире: традиции и инновации»
Цели и
задачи предмета «Музыка»
Главная цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену; Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира; Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости.
Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:
-
Принцип увлечённости;
-
Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя;
-
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия;
-
Принцип интонационности;
-
Принцип диалога культур;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.
Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Место учебного предмета в учебном плане
В авторской программе «Музыка 5 - 7классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской на изучение курса «Музыка» отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
В учебном плане школы также отводится 1 час в неделю (35 ч в год).
Планируемые результаты
изучения предмета
В процессе изучения музыки на второй ступени общего образования у школьников будет сформирована динамическая система ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности. Школьники освоят музыкальное искусство во всём многообразии его видов, жанров и стилей, изучат музыкальный фольклор, произведения музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности, выразительные средства и особенности музыкального языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;
Технологии формирования певческой культуры учащихся;
Технологии детского музицирования;
Технологии проектно-исследовательской деятельности;
Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся; Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся. Информационные технологии в преподавании музыки;
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью школьников
Тематические вечера; Уроки-концерты; Досуговая деятельность (музыкальное оформление классных часов, вечеров); Музыкально-исполнительская деятельность (выступления); Школьный театр и т.д.
Использование знаний полученных на уроках музыки в создании собственной аудио- и видео-коллекции;
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Интернет ресурсы.
Структура тематического планирования
Программа для этого класса имеет два раздела: 1. Особенности драматургии сценической музыки: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. 2.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки: Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Исследовательские проекты.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:
-
«Жизнь даёт для песни образы и звуки»;
-
«Музыкальная культура родного края»;
-
«Классика на мобильных телефонах»;
-
«Есть ли у симфонии будущее?»;
-
«Музыкальный театр: прошлое и настоящее»;
-
«Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»;
-
«Музыка народов мира: красота и гармония».
Материально-техническое обеспечение предмета
Инструмент (фортепиано), музыкальный центр, доска.
Компьютер (с колонками), интерактивная доска. Синтезатор. Другие инструменты: свирель, ложки, треугольник, бубен, ксилофон и т.д.
Методическое обеспечение предмета «Музыка»
-
Программа.
-
Методические пособия.
-
Нотные хрестоматии.
Учебник - Тетрадь - Фонохрестоматии.
Интернет поддержка.
2.Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника)
Художественно-педагогическая идея урока, раздела
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)
1
04.09
Классика и современность
Пробудить интерес к выдающимся музыкальным произведениям. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства.
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.
Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.
П - сопоставление терминов и понятий.
К - хоровое пение.
И - Презентация "Классика"
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры.
2
11.09
В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Углубление знаний об оперном спектакле. Введение понятия музыкальная драматургия - законы искусства тождественны законам жизни.
Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия.
Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив.
Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов.
Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П - пение по нотной записи.
Р - выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка - конфликт - кульминация - развязка;
К - проект-постановка одной из сцен оперы.
И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие"
Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
3
18.09
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).
Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев.
Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».
Л - Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П - оценка прослушанных эпизодов оперы.
К - пение хором.
И - Модуль ФЦИОР " Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки"
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
4
25.09
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).
Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
Плач, причет (причитания)
Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».
Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.
П - пение - выделение характеристик муз. образа.
Р - эссе на тему «Плач Ярославны»
К - работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).
И - Видео:
Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты).
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5
02.10
В музыкальном театре. Балет
Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета.
Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.
Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.
Л - свободное дирижирование, пластическая импровизация.
П - Формы драматургии балета (сюжеты).
И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Балет".
Эстетические потребности, ценности и чувства.
6
09.10
В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»
Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета.
Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль.
Углубление знаний о жанре балета.
Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Р - эссе на тему хора «Молитва».
К - пение хором.
И - Видеофрагмент:
балета «Ярославна»
Понимание чувств других людей и сопереживание им.
7
16.10
Героическая тема в русской музыке. Урок - обобщение.
Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Галерея героических образов.
Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
Р - сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.
К - исполнение песен патриотического характера.
И - Презентация "Галерея героических образов"
Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
8
23.10
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».
Проанализировать, как развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере духовной музыки - к симфоджазу.
Д. Гершвин - создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит.
Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;
П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки - блюз, спиричуэл, симфоджаз.
Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер.
П - Подведение под понятие - хит.
И - Презентация "Мой народ - американцы..."
Уважительное отношение к истории и культуре других народов.
9
30.10
В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».
Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием.
Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.
Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»?
П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении?
П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки.
И - Видео:
Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты).
Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
10
13.11
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен.
Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья.
Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе.
Л - осознание личностных смыслов.
Р - презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере».
П, К - работа по группам музыкальные характеристики персонажей.
И - Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен".
Презрение к корысти в человеческих отношениях.
11
20.11
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и
Эскамильо.
Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления.
Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере.
Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой.
Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - сравнение разных исполнительских трактов.
Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо.
И - Видео:
Опера "Кармен" (фрагменты).
Презрение к корысти в человеческих отношениях.
12
27.11
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»
Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.
Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина
Интонация - ключ к раскрытию образа.
Л - присвоение духовно-нравственных ценностей произведения.
П - анализ музыкальных образов - портретов.
Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета.
И - Видео:
Балет "Кармен-сюита" (фрагменты).
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
13
04.12
Сюжеты и образы духовной музыки.
Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатлённых в произведениях музыкальной классики.
Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха - язык всех времён и народов. Полифония.
Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха.
Л - Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки.
П - спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха.
Р - эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка?
К - разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах».
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
14
11.12
Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.
Пробудить интерес к русской духовной музыке на примере музыки Рахманинова.
Понятие - Духовная музыка. Всенощная.
Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова.
Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П - Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию».
Р - сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы».
К - вокализация хоров.
И - «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты).
Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества.
15
18.12
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббер.
Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы.
Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития.
Знакомство с рок-оперой - традиции и новаторство в жанре оперы.
Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки.
П - Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ).
Р - эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова».
К - пение хором отрывков из рок-оперы.
И - Видео:
Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты).
Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
16
25.12
«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.
Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка».
Сюита.
Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.
Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии.
Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства;
П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.
Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.
И - Видео:
"Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты).
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
17
15.01
Музыканты - извечные маги.
Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов.
Произведения сценических жанров - опера, балет, рок.
Значимость музыкального творчества в жизни человека.
Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.
Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.
И - презентации на выбранные темы.
Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)
18
22.01
Музыкальная драматургия - развитие музыки.
Систематизировать представление учащихся о закономерностях развития музыки, о музыкальной драматургии на основе актуализации их жизненно-музыкального опыта.
Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация.
Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Л - пение - почувствовать и понять выразительное значение повторов.
П - слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа?
Р, К - пение хором, в ансамбле.
И - Модуль ФЦИОР "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке"
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.
19
29.01
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного, осознание их социальных функций.
Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.
Фуга. Соната, трио, квартет.
Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Л - формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение.
П - слушание музыки - какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов?
Р, К - разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.
И - Презентация "Духовная и светская музыка"
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
20
05.02
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.
Формировать у учащихся представление о существенных чертах эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах. Создать на уроке атмосферу светского (салонного) музицирования.
Камерная музыка. Концертный этюд.
Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде.
Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.
Л - слушание музыки - какие чувства вызвали эти пьесы?
П - анализ прослушанных произведений - средства музыкальной выразительности. Р - «Обозреватель музыкального журнала» - отзыв на концерт.
И - Видео:
Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент).
Эстетические потребности, ценности и чувства.
21
12.02
Транскрипция.
Актуализировать музыкальный опыт семиклассников и вспомнить классические произведения в новой интерпретации для выявления отличий транскрипций от оригинала.
Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства.
Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.
Л - постижение музыки композиторов романтиков через пение.
П - слушание музыки - анализ произведений.
Р, К - подбор современных трактовок Баха - дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?»
И - Презентация "Этюд"
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
22
19.02
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки - инструментальным концертом. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя.
Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо.
Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо.
Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.
П - сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы».
Р - эссе на тему «Настоящее и прошлое»
И - Видео:
А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент).
Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры.
23
26.02
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки - и сюитой. Освоение характерных черт стиля современных композиторов.
Особенности формы сюиты.
Музыкальная драматургия сюиты.
Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки.
Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений).
П - слушание музыки - анализ музыкальных образов.
И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл"
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
24
05.03
Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.
Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий.
Форма сонатного allegro.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки - соната.
Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - слушание музыки - анализ муз. формы.
Р - эссе на тему - «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».
К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений.
И - Видео:
"Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)).
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
25
12.03
Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева.
Расширение знаний о сонате - возможность нетрадиционной трактовки сонатного цикла.
Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал.
Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта.
Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения.
П - слушание музыки и анализ муз. формы.
Р - эссе - «Традиция и новаторство в сонатной форме»
И - Видео:
"Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта.
Эстетические потребности, ценности и чувства.
26
19.03
Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.
Осмысление принципа симфонизма, как категории музыкального мышления. Четыре части симфонии - воплощающие стороны жизни человека.
Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р, К - разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта.
И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика".
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
27
02.04
Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.
С. Прокофьев - традиции и новаторство. Л. Бетховен - тема судьбы. Продолжение знакомства с симфоническим творчеством.
Тождество и контраст - основные формы развития музыки в симфонии.
Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р - эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?»
И - Видео:
Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент)
Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
28
09.04
Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова
Особенности развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках в музыке композиторов-романтиков.
Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.
Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р , К - разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой"
И - Модуль ФЦИОР "Симфонические музыкальные жанры. Симфония"
Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа.
29
16.04
Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.
П. Чайковский - урок постижения симфонии №5. Д. Шостакович - симфоническая музыка, как документ эпохи.
Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.
Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича.
Л - пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р - сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена.
И - Видео:
Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты).
Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
30
23.04
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт.
Закрепление представления об импрессионизме на основе сравнения музыкального языка «Празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника.
Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.
Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р - подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.
К - дискуссия по заданным вопросам.
И - Модуль ФЦИОР "Инструментальная музыка. Концерт. Симфония"
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
31
30.04
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин
Определение образного строя знакомых концертов (инструментальных и хоровых). Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».
Концерт. Рапсодия. Блюз.
Симфоджаз.
Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыке и размышление о ней.
Р, К - создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.
И - Видео:
"Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге)
Мультфильм "Фантазии Диснея"
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
32
07.05
Музыка народов мира.
Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов.
Наигрыш. Народные инструменты.
Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции.
Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре.
Л - формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов.
П - пение и слушание народных песен.
Р - эссе моя любимая народная песня(танец, музыка).
К - хоровое пение.
И - Презентация: «Музыка народов мира»
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
33
14.05
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира.
Закрепление понятий - «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит».
Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.
Л - активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.
П - слушание музыки и размышление о ней.
Р, К - презентация на тему «Хит - парад: мои музыкальные предпочтения»
И - Видео:
Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты)
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
34
21.05
Исследовательский проект.
Защита исследовательских проектов.
Защита самостоятельных работ.
Значимость музыкального творчества в жизни человека.
Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.
Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.
И - презентации на выбранные темы.
Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;
35
29.05
«Пусть музыка звучит!» Итоговый урок.
«Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв
Музыкотерапия.
Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека.
Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П - слушание музыки и размышление о ней.
И - Видео:
"Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" - фрагменты передачи "Абсолютный слух"
Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им.
Заключение
В результате моей работы цель достигнута. Для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета и эффективного использования УУД, раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся на уроках Музыки, учитель должен:
-
Уметь грамотно составлять календарно-тематическое планирование с учётом УУД;
-
Знать цели, задачи и планируемые результаты;
-
Владеть навыками формирования УУД на всех видах музыкально-практической деятельности;
-
Уметь структурировать музыкальный материал;
-
Владеть различными технологиями преподавания предмета «Музыка»;
-
Организовать урок так, чтобы учащиеся самостоятельно поставили целевую установку;
-
Уметь построить образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащегося (класса);
-
Уделять время для внеурочной деятельности с отстающими или талантливыми детьми;
-
Придерживаться разноуровневого подхода в системе оценивания;
-
Владеть навыками ПК и использовать ИКТ и ЭОР на уроках;
-
Иметь хорошее материально-техническое и методическое обеспечение кабинета.
В процессе изучения программы и материалов курсов мною были приобретены следующие профессиональные компетентности:
-
Психолого-педагогическая
-
Музыкально-теоретическая
-
Общехудожественные
-
Методические
-
Просветительские
-
Информационно-коммуникационные
-
Инновационные
Основным подходом в обучении ФГОС должна быть деятельность: труд - игра - учение. На уроках Музыки - это музыкально-практическая деятельность, которая неизменно ведёт к духовному результату - воспитывает духовно-нравственную и культурную личность.
В соответствии с деятельностным подходом, основанном на УУД, итогом которой являются планируемые результаты, разработана система уровневого подхода к итоговой оценке: «Ученик научится» (базовый уровень) и «Ученик получит возможность научиться» (повышенный уровень). Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В процессе музыкального развития семиклассников необходимо учитывать особенности подросткового возраста (гормональная перестройка организма), что сказывается на голосе во время пения. Подростков отличают более широкие по сравнению с младшими школьниками познавательные возможности, повышенная любознательность и творческая активность, это стимулирует их к выходу за пределы учебной программы, для них чрезвычайно важен опыт самостоятельной работы. Такая работа проявляется в различной проектной деятельности индивидуальной и групповой, в организации (составление сценариев, подбор музыкального материала) классных и школьных мероприятий. Важнейшим этапом работы с семиклассниками является формирование навыков рефлексии. Таким образом, в результате обучения, учащиеся приобретут новые социально-личностные, интеллектуальные, общекультурные и коммуникативные компетенции.
Задача учителя, состоит в том, чтобы на уроках Музыки в различных видах деятельности, в основном музыкально-практической, помочь учащемуся раскрыть свои способности, и потом направить его внимание в ту область, в которой его способности проявились бы с большей силой. Формируя УУД, используя разные технологии преподавания и творчески подходя к развитию различных способностей у учащихся, учитель сможет помочь любому ученику реализовать себя в будущем как яркую, творчески - одарённую личность.
Методологической основой данной работы явились труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. Исследования учёных в области теории, методики и практики музыкального образования: Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.А. Ветлугина, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.
Литература
-
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. - М.: Просвещение, 2010.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
-
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 кл. / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
-
Примерные программы основного общего образования. Искусство - М.: Просвещение, 2010.
-
Сборник Рабочих программ. Музыка. Искусство 5 - 9 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.
-
Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
Интернет-ресурсы
1. mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
2. informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
3.school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. fcior.edu.ru -каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы.
6. katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.
7.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей