Рабочая программа по музыке 7 класс

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Оленегорская средняя общеобразовательная школа»

Аллаиховского улуса

«Согласовано»

Руководитель МО

Слепцова Я.С._____________

Протокол № ___ от

«____»__________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

Протодьяконова Л.С.__________

«____»____________2015 г.







«Утверждаю»

директор Колесова В.Е. __________

Приказ № ___ от

«___»______________2015 г.


Республики Саха (Якутия)

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа

по музыке для 7 класса

за 2015 - 2016 учебный год


























Составила: учитель Капусто Владислав Иванович




Оленегорск -2015


Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса………………….. 5

1. Пояснительная записка…………………………….………..… …… ……….… 5

2. Календарно-тематическое планирование……..………….………… ………..9

Заключение.……………………………………..…………………………….… 25

Литература..……………..……………………………………………….……... 27







Введение


С принятием Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) «второго поколения» изменилась парадигма образования, главным девизом новой школы является - деятельный подход. Универсальные учебные действия (далее - УУД), на формирование которых направлен учебный процесс на уроках музыки, дают именно тот инструментарий, который вырабатывает умение учиться - самостоятельно добывать знания, воспитывает нравственного и культурного человека, и развивает творческие и музыкальные способности учащихся.

Фундаментальное ядро ФГОС включает в себя: базовые национальные ценности (нравственные ориентиры, патриотизм, общекультурные и семейные традиции и т.д.). В музыке это: фольклор, религиозная музыка, шедевры композиторов-классиков, современная музыка. Основные элементы научного знания (термины (стили и направления), понятия, историзм).

В соответствии с требованиями ФГОС выработана определённая система планируемых результатов - личностных, метапредметных и предметных, которая устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладение системой учебных действий (УУД).

УУД - на формирование которых направлен учебный процесс -

умение учиться и самосовершенствоваться, подразделяются на 5 категорий:


  1. Личностные

  2. Познавательные

  3. Регулятивные

  4. Коммуникативные

  5. Информационные

В связи с этим, возникла необходимость создать новую учебную программу по музыке для 7 класса - в свете требований ФГОС, на основе содержания общего образования, с учётом требований к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости.

Таким образом, тема данного проекта является актуальной.

Цель - формирование УУД для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета Музыка.

Для реализации данной цели мною были поставлены следующие задачи:



  • Разработать рабочую программу, календарно-тематическое планирование согласно ФГОС;

  • Изучить и использовать УУД на уроках музыки для раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся через различные виды музыкально-практической деятельности;

  • Проанализировать и структурировать музыкальный материал, соотнести его с формирующими УУД;

  • Формировать навык самостоятельно ставить целевые установки для достижения планируемых результатов;

  • Разработать диагностические работы (анкеты, тесты, самостоятельные и контрольные работы);

  • Применять уровневый подход в системе оценивания - базовый и повышенный;

  • Поддержать в реализации личной и групповой инициативы учащихся во внеурочной деятельности;

Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе авторской программы «Музыка»: 5-7 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева - Москва: "Просвещение", 2010г. В соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса


1. Пояснительная записка



№/п

Название раздела

Содержание раздела

Дополнения, отражающие специфику данной программы

Общая характеристика

предмета «Музыка»

Опора на нравственно-эстетическое, интонационно-образное и жанрово-стилевое постижение школьниками основных пластов музыкального наследия (золотой фонд классической музыки, фольклор, религиозная музыка, сочинения современных композиторов).

В 7 классе это - «Классика и со­временность». Художественные напра­вления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле и др.

В центре данной учебной программы стоит воссоздание в искусстве образа человека - музыкальная драматургия, которая нацеливает уч-ся на образы в разных видах искусства. Широкое культурное пространство (зрительный и литературный ряд); Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки.

Три содержательные линии:

  1. «Музыка, как вид искусства»

  2. «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

  3. «Музыка в современном мире: традиции и инновации»

Цели и

задачи предмета «Музыка»

Главная цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену; Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира; Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости.

Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:

  1. Принцип увлечённости;

  2. Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя;

  3. Принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

  4. Принцип интонационности;

  5. Принцип диалога культур;

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству , нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; Сохранение культурной среды, социализация личности учащегося; Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.

Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Место учебного предмета в учебном плане

В авторской программе «Музыка 5 - 7классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской на изучение курса «Музыка» отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

В учебном плане школы также отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

Планируемые результаты

изучения предмета

В процессе изучения музыки на второй ступени общего образования у школьников будет сформирована динамическая система ценностных ориентаций и эстетического видения окружающей действительности. Школьники освоят музыкальное искусство во всём многообразии его видов, жанров и стилей, изучат музыкальный фольклор, произведения музыкальной отечественной и зарубежной классики и современности, выразительные средства и особенности музыкального языка.

Учащиеся получат возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, школы, города и т.д., заниматься музыкально-эстетическим самообразованием, высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.

Технологии преподавания предмета «Музыка»

Технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

Технологии формирования певческой культуры учащихся;

Технологии детского музицирования;

Технологии проектно-исследовательской деятельности;

Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся; Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;

Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся. Информационные технологии в преподавании музыки;

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью школьников

Тематические вечера; Уроки-концерты; Досуговая деятельность (музыкальное оформление классных часов, вечеров); Музыкально-исполнительская деятельность (выступления); Школьный театр и т.д.

Использование знаний полученных на уроках музыки в создании собственной аудио- и видео-коллекции;

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Диски, видеофрагменты (опер, балетов и т.д.); Презентации; Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Интернет ресурсы.

Структура тематического планирования

Программа для этого класса имеет два раздела: 1. Особенности драматургии сценической музыки: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. 2.Особенности драматургии камерной и симфонической музыки: Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкаль­ных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Исследовательские проекты.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы:

  1. «Жизнь даёт для песни образы и звуки»;

  2. «Музыкальная культура родного края»;

  3. «Классика на мобильных телефонах»;

  4. «Есть ли у симфонии будущее?»;

  5. «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»;

  6. «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»;

  7. «Музыка народов мира: красота и гармония».

Материально-техническое обеспечение предмета

Инструмент (фортепиано), музыкальный центр, доска.

Компьютер (с колонками), интерактивная доска. Синтезатор. Другие инструменты: свирель, ложки, треугольник, бубен, ксилофон и т.д.

Методическое обеспечение предмета «Музыка»

  1. Программа.

  2. Методические пособия.

  3. Нотные хрестоматии.

Учебник - Тетрадь - Фонохрестоматии.

Интернет поддержка.

2.Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника)

Художественно-педагогическая идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты


I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч)


1

04.09

Классика и современность

Пробудить интерес к выдающимся музыкальным произведениям. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.

Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки.

Распознавание специфических особенностей произведений разных жанров.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

П - сопоставление терминов и понятий.

К - хоровое пение.

И - Презентация "Классика"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия музыкальной культуры.

2

11.09

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Углубление знаний об оперном спектакле. Введение понятия музыкальная драматургия - законы искусства тождественны законам жизни.

Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия.

Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Речитатив.

Развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений. Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов.

Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П - пение по нотной записи.

Р - выведение универсальной, общей для всех сюжетов, схемы: завязка - конфликт - кульминация - развязка;

К - проект-постановка одной из сцен оперы.

И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Опера. Практическое занятие"

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

3

18.09

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).

Композитор А.П. Бородин. Русская эпическая опера. Ария. Музыкальные образы оперных героев.

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

Л - Смысловое чтение и пение. Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П - оценка прослушанных эпизодов оперы.

К - пение хором.

И - Модуль ФЦИОР " Эпическая образность как характерная особенность русской классической музыки"

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

4

25.09

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).

Конфликт. Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Плач, причет (причитания)

Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь».

Л - Присвоение духовно-нравственных ценностей.

П - пение - выделение характеристик муз. образа.

Р - эссе на тему «Плач Ярославны»

К - работа в группах: проанализировать конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).

И - Видео:

Фильм-опера "Князь Игорь" (фрагменты).

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

5

02.10

В музыкальном театре. Балет

Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета.

Формы драматургии балета. Па-де-де, па-де-труа, гран-па. Адажио. Балетмейстер, дирижер.

Понимание роли взаимопроникновения искусств. Воспитание компетенций любителей искусства, слушательской и зрительской культуры восприятия.

Л - свободное дирижирование, пластическая импровизация.

П - Формы драматургии балета (сюжеты).

И - Модуль ФЦИОР "Музыкально-театральные жанры. Балет".

Эстетические потребности, ценности и чувства.

6

09.10

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета.

Хор в балете. Батальные сцены. Пластический монолог. Современный и классический балетный спектакль.

Углубление знаний о жанре балета.


Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

Р - эссе на тему хора «Молитва».

К - пение хором.

И - Видеофрагмент:

балета «Ярославна»

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

16.10

Героическая тема в русской музыке. Урок - обобщение.

Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Галерея героических образов.

Пополнение интонационного тезаруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Л - Расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П - Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.

Р - сравнительный анализ муз. сочинений и произведений изобразительного Искусства.

К - исполнение песен патриотического характера.

И - Презентация "Галерея героических образов"

Чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

8

23.10

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы».

Проанализировать, как развитие джаза в сфере лёгкой музыки привело к рождению рок-музыки, а в сфере духовной музыки - к симфоджазу.

Д. Гершвин - создатель американской национальной классики XX века. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Банджо. Хит.

Воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира;

П - Закрепление понятий жанров джазовой музыки - блюз, спиричуэл, симфоджаз.

Р и К; Л - Разделившись на группы составить музыкальную фонограмму хитов из популярных мюзиклов и рок-опер.

П - Подведение под понятие - хит.

И - Презентация "Мой народ - американцы..."

Уважительное отношение к истории и культуре других народов.

9

30.10

В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».

Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием.

Симфоджаз Понятие лёгкой и серьёзной музыки

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Л - Какие нравственные проблемы были подняты в опере «Порги и Бесс»?

П - Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом сочинении?

П - Прослушать, сравнить и сопоставить разные трактовки.

И - Видео:

Фильм-опера "Порги и Бесс" (фрагменты).

Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

10

13.11

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен.

Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

Оперный жанр драмы. Увертюра. Хабанера. Сегидилья.

Знакомство с творчеством французского композитора Ж. Бизе.

Л - осознание личностных смыслов.

Р - презентация на тему: «О чём может рассказать увертюра к опере».

П, К - работа по группам музыкальные характеристики персонажей.

И - Модуль ФЦИОР "Взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств. Кармен".

Презрение к корысти в человеческих отношениях.

11

20.11

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и

Эскамильо.

Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления.

Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Непрерывное симфоническое развитие в опере.

Пополнение интонационного тезаруса в процессе знакомства с оперой.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - сравнение разных исполнительских трактов.

Р - эссе на темы: Образ Кармен, Образы Хозе и Эскамильо.

И - Видео:

Опера "Кармен" (фрагменты).

Презрение к корысти в человеческих отношениях.

12

27.11

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»

Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.


Сюита. Современная трактовка темы любви и свободы. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина

Интонация - ключ к раскрытию образа.

Л - присвоение духовно-нравственных ценностей произведения.

П - анализ музыкальных образов - портретов.

Р - Сопоставление фрагментов оперы и балета.

И - Видео:

Балет "Кармен-сюита" (фрагменты).

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

13

04.12

Сюжеты и образы духовной музыки.

Нравственно-эстетическое воспитание школьников на основе восприятия духовных ценностей, запечатлённых в произведениях музыкальной классики.

Сюита, фуга, месса. Музыка И. С. Баха - язык всех времён и народов. Полифония.

Знакомство с творчеством немецкого композитора И.С. Баха.

Л - Актуализация музыкального опыта, связанного с образами духовной музыки.

П - спеть и прослушать в записи фрагменты знакомых сочинений Баха.

Р - эссе: какие чувства вызывает у Вас эта музыка?

К - разработка и обсуждение мини-проекта «Музыка Баха в мобильных телефонах».

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

14

11.12

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.

Пробудить интерес к русской духовной музыке на примере музыки Рахманинова.

Понятие - Духовная музыка. Всенощная.

Знакомство с творчеством русского композитора С. Рахманинова.

Л - присвоение духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П - Открыть для себя «истинно русскую народную полифонию».

Р - сравнительный анализ «Всенощной» и «Высокой мессы».

К - вокализация хоров.

И - «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты).

Чувство гордости за свою Родину, освоение основ культурного наследия России и человечества.

15

18.12

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббер.

Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок-оперы.

Жанр рок-опера. Лирические и драматические образы оперы. Контраст главных образов рок-оперы, как основа драматургического развития.

Знакомство с рок-оперой - традиции и новаторство в жанре оперы.

Л - Составить словарь направлений современной популярной музыки.

П - Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы; Спеть и прослушать тему «Колыбельной» (анализ).

Р - эссе на прослушанный фрагмент «Небом полна голова».

К - пение хором отрывков из рок-оперы.

И - Видео:

Фильм-опера "Иисус-Христос - суперзвезда" (фрагменты).

Понимание чувств других людей и сопереживание им; Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

16

25.12

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.

Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка».

Сюита.

Симфонический театр. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах.

Знакомство с музыкой А. Шнитке. Роль музыки в сценическом действии.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства;

П - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов.

Р - провести интонационно-образный и сравнительный анализ музыки в виде эссе.

И - Видео:

"Ревизская сказка" - концертное исполнение (фрагменты).

Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

17

15.01

Музыканты - извечные маги.

Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов.

Произведения сценических жанров - опера, балет, рок.

Значимость музыкального творчества в жизни человека.

Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.

Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.

И - презентации на выбранные темы.

Способность к саморазвитию и самообразованию. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.

II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)

18

22.01

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

Систематизировать представление учащихся о закономерностях развития музыки, о музыкальной драматургии на основе актуализации их жизненно-музыкального опыта.

Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Вариация, разработка, секвенция, имитация.

Расширение музыкального кругозора. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Л - пение - почувствовать и понять выразительное значение повторов.

П - слушание музыки - какую роль играет секвенция в развитии образа?

Р, К - пение хором, в ансамбле.

И - Модуль ФЦИОР "Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира.

19

29.01

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного, осознание их социальных функций.


Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал.

Фуга. Соната, трио, квартет.

Обобщение и систематизация представлений об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Л - формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение.

П - слушание музыки - какую роль выполняет имитация в развитии музыкальных образов?

Р, К - разделившись на группы составить программы концертов камерной музыки. Оценка работ.

И - Презентация "Духовная и светская музыка"

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

20

05.02

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.

Формировать у учащихся представление о существенных чертах эпохи романтизма на основе осмысления особенностей развития музыки в камерных жанрах. Создать на уроке атмосферу светского (салонного) музицирования.

Камерная музыка. Концертный этюд.

Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде.

Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.

Л - слушание музыки - какие чувства вызвали эти пьесы?

П - анализ прослушанных произведений - средства музыкальной выразительности. Р - «Обозреватель музыкального журнала» - отзыв на концерт.

И - Видео:

Кинофильм "Шопен. Желание любви" (фрагмент).

Эстетические потребности, ценности и чувства.


21

12.02

Транскрипция.

Актуализировать музыкальный опыт семиклассников и вспомнить классические произведения в новой интерпретации для выявления отличий транскрипций от оригинала.

Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Роль Ф. Бузони в развитии пианистического искусства.

Ознакомление с понятием «транскрипция» на примере творчества Ф.Шуберта, Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха.

Л - постижение музыки композиторов романтиков через пение.

П - слушание музыки - анализ произведений.

Р, К - подбор современных трактовок Баха - дискуссия на тему «В чём секрет современности сочинений Баха?»

И - Презентация "Этюд"

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

22

19.02

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки - инструментальным концертом. Осмысление роли музыки прошлого в формировании музыкальной культуры современного слушателя.

Циклические формы музыки. Полистилистика. Рондо.

Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо.

Л - расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства.

П - сравнительный анализ «Кочерто гроссо» и «Чаконы».

Р - эссе на тему «Настоящее и прошлое»

И - Видео:

А.Шнитке "Кончерто гроссо" - концертная запись (фрагмент).

Расширенные представления о единстве мира и человеческой культуры.

23

26.02

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки - и сюитой. Освоение характерных черт стиля современных композиторов.

Особенности формы сюиты.

Музыкальная драматургия сюиты.

Закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений).

П - слушание музыки - анализ музыкальных образов.

И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

24

05.03

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

Выявление содержания и идеи произведения, выраженных в сонатной форме, и понимание особенностей развития музыки в сонатной форме, как отражение жизненных противоречий.

Форма сонатного allegro.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром камерной музыки - соната.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - слушание музыки - анализ муз. формы.

Р - эссе на тему - «Контрасты, противоречия жизни и специфика их отражения в музыке».

К - умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений.

И - Видео:

"Сказка о сонатной форме" ("AD LIBITUM или в свободном полёте" (цикл бесед о музыке М. Казиника)).

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

25

12.03

Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева.

Расширение знаний о сонате - возможность нетрадиционной трактовки сонатного цикла.

Закрепления понятия сонатная форма. Тема. Вариация. Менуэт. Финал.

Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки С. Прокофьева и В. Моцарта.

Л - осознание личностных смыслов музыкального произведения.

П - слушание музыки и анализ муз. формы.

Р - эссе - «Традиция и новаторство в сонатной форме»

И - Видео:

"Рондо в турецком стиле" - Венский оркестр Моцарта.

Эстетические потребности, ценности и чувства.


26

19.03

Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

Осмысление принципа симфонизма, как категории музыкального мышления. Четыре части симфонии - воплощающие стороны жизни человека.

Симфония. Симфония в творчестве венских классиков. Строение симфонического произведения.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Расширение представлений об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Л - развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе;

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р, К - разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом, симфонии Гайдна и 40 симфонии Моцарта.

И - Модуль ФЦИОР "Сюита. Сонатно-симфонический цикл. Практика".

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

27

02.04

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

С. Прокофьев - традиции и новаторство. Л. Бетховен - тема судьбы. Продолжение знакомства с симфоническим творчеством.

Тождество и контраст - основные формы развития музыки в симфонии.

Закрепление понимания сонатного аллегро в симфонии на основе драматургического развития музыкальных образов.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р - эссе «Судьба властвует над человеком или человек над судьбой?»

И - Видео:

Кинофильм "Переписывая Бетховена" (фрагмент)

Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

28

09.04

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова

Особенности развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках в музыке композиторов-романтиков.

Симфония в эпоху романтизма. Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством Ф. Шуберта и В. Калинникова.


Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р , К - разделившись на группы обсуждение темы "Лирический герой"

И - Модуль ФЦИОР "Симфонические музыкальные жанры. Симфония"

Целостный, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и народа.

29

16.04

Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича.

П. Чайковский - урок постижения симфонии №5. Д. Шостакович - симфоническая музыка, как документ эпохи.

Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.

Знакомство с симфоническим творчеством П. Чайковского, Д. Шостаковича.

Л - пение - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р - сравнительный анализ, в форме эссе, симфонии №5 Чайковского и симфонии №5 Бетховена.

И - Видео:

Кинофильм "Ленинградская симфония" (фрагменты).

Чувство гордости за свою Родину, компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

30

23.04

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт.

Закрепление представления об импрессионизме на основе сравнения музыкального языка «Празднеств» с другими знакомыми произведениями русских и зарубежных композиторов на тему праздника.

Симфоническая картина. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Ноктюрн. Инструментальный концерт - трехчастная форма, характерная для жанра.

Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Продолжение знакомства с жанром инструментального концерта.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р - подготовить вопросы для анализа фрагментов известных концертов.

К - дискуссия по заданным вопросам.

И - Модуль ФЦИОР "Инструментальная музыка. Концерт. Симфония"

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

31

30.04

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

Определение образного строя знакомых концертов (инструментальных и хоровых). Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Концерт. Рапсодия. Блюз.

Симфоджаз.

Знакомство с музыкой А. Хачатуряна. Закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж. Гершвина.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыке и размышление о ней.

Р, К - создание музыкально-литературной композиции о музыке своего края.

И - Видео:

"Rhapsody in blue" (Летний гала-концерт в Графенеге)

Мультфильм "Фантазии Диснея"

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

32

07.05

Музыка народов мира.

Систематизация жизненно-музыкального опыта учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов.

Наигрыш. Народные инструменты.

Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции.

Обобщение представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре.

Л - формирование толерантности к музыкальной культуре разных народов.

П - пение и слушание народных песен.

Р - эссе моя любимая народная песня(танец, музыка).

К - хоровое пение.

И - Презентация: «Музыка народов мира»

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

33

14.05

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Расширение знаний о роли лёгкой и серьёзной музыки в развитии музыкальной культуры разных стран мира.

Закрепление понятий - «Мюзикл», «Рок-опера», «Хит».

Актуализация слухового опыта школьников. Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.

Л - активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

П - слушание музыки и размышление о ней.

Р, К - презентация на тему «Хит - парад: мои музыкальные предпочтения»

И - Видео:

Видеозаписи мюзиклов, рок-опер, концертов (фрагменты)

Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

34

21.05

Исследовательский проект.

Защита исследовательских проектов.

Защита самостоятельных работ.

Значимость музыкального творчества в жизни человека.

Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений.

П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности.

Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.

И - презентации на выбранные темы.

Способность к саморазвитию и самообразованию; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности;

35

29.05

«Пусть музыка звучит!» Итоговый урок.

«Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв

Музыкотерапия.


Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений.

П - слушание музыки и размышление о ней.

И - Видео:

"Сила музыки", "Музыка исцеляет", "Орфическая музыка", "Физика музыки" - фрагменты передачи "Абсолютный слух"

Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им.

Заключение

В результате моей работы цель достигнута. Для воплощения основной системы ведущих целевых установок образования через специфику предмета и эффективного использования УУД, раскрытия творческих и музыкальных способностей учащихся на уроках Музыки, учитель должен:


  • Уметь грамотно составлять календарно-тематическое планирование с учётом УУД;

  • Знать цели, задачи и планируемые результаты;

  • Владеть навыками формирования УУД на всех видах музыкально-практической деятельности;

  • Уметь структурировать музыкальный материал;

  • Владеть различными технологиями преподавания предмета «Музыка»;

  • Организовать урок так, чтобы учащиеся самостоятельно поставили целевую установку;

  • Уметь построить образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащегося (класса);

  • Уделять время для внеурочной деятельности с отстающими или талантливыми детьми;

  • Придерживаться разноуровневого подхода в системе оценивания;

  • Владеть навыками ПК и использовать ИКТ и ЭОР на уроках;

  • Иметь хорошее материально-техническое и методическое обеспечение кабинета.

В процессе изучения программы и материалов курсов мною были приобретены следующие профессиональные компетентности:


  • Психолого-педагогическая

  • Музыкально-теоретическая

  • Общехудожественные

  • Методические

  • Просветительские

  • Информационно-коммуникационные

  • Инновационные

Основным подходом в обучении ФГОС должна быть деятельность: труд - игра - учение. На уроках Музыки - это музыкально-практическая деятельность, которая неизменно ведёт к духовному результату - воспитывает духовно-нравственную и культурную личность.

В соответствии с деятельностным подходом, основанном на УУД, итогом которой являются планируемые результаты, разработана система уровневого подхода к итоговой оценке: «Ученик научится» (базовый уровень) и «Ученик получит возможность научиться» (повышенный уровень). Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В процессе музыкального развития семиклассников необходимо учитывать особенности подросткового возраста (гормональная перестройка организма), что сказывается на голосе во время пения. Подростков отличают более широкие по сравнению с младшими школьниками познавательные возможности, повышенная любознательность и творческая активность, это стимулирует их к выходу за пределы учебной программы, для них чрезвычайно важен опыт самостоятельной работы. Такая работа проявляется в различной проектной деятельности индивидуальной и групповой, в организации (составление сценариев, подбор музыкального материала) классных и школьных мероприятий. Важнейшим этапом работы с семиклассниками является формирование навыков рефлексии. Таким образом, в результате обучения, учащиеся приобретут новые социально-личностные, интеллектуальные, общекультурные и коммуникативные компетенции.

Задача учителя, состоит в том, чтобы на уроках Музыки в различных видах деятельности, в основном музыкально-практической, помочь учащемуся раскрыть свои способности, и потом направить его внимание в ту область, в которой его способности проявились бы с большей силой. Формируя УУД, используя разные технологии преподавания и творчески подходя к развитию различных способностей у учащихся, учитель сможет помочь любому ученику реализовать себя в будущем как яркую, творчески - одарённую личность.

Методологической основой данной работы явились труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. Исследования учёных в области теории, методики и практики музыкального образования: Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.А. Ветлугина, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.












Литература


  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Григорьев Д.В., Степанов П.В. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

  3. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий 5-7 кл. / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  5. Примерные программы основного общего образования. Искусство - М.: Просвещение, 2010.

  6. Сборник Рабочих программ. Музыка. Искусство 5 - 9 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.

  7. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2013.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

Интернет-ресурсы

1. mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

2. informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

3.school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

4. fcior.edu.ru -каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

5. window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы.

6. katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.

7.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей



© 2010-2022