Ансамбль как одна из форм развития детей со средними музыкальными данными

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саламатова Ирина Аркадьевна

преподаватель по классу аккордеона

МКОУ ДОДДМШ п.Восточный,

Серовский район, Свердловской обл.

[email protected]

Ансамбль как одна из форм развития детей со средними музыкальными данными.

Ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей тоже обучали игре на музыкальных инструментах.

Не секрет, что уровень развития и образования населения в сельской местности отличается от городского далеко не в лучшую сторону. Отсутствие работы вынуждает молодые семьи переезжать в город. Остаются родители, не блиставшие знаниями в школе или не желающие или не имеющие возможности продолжить свое образование . Поэтому перед преподавателем встает двойная задача: поднятие общей культуры ученика и его родителей.

Подавляющее большинство контингента современной музыкальной школы - дети с весьма скромными музыкальными данными. Появилась проблема набора в принципе. преподаватели рады всякому, кто готов у них учиться. Возникают вопросы: чему учить и как учить, и какие образовательные потребности учащихся и родителей должна удовлетворять школа прежде всего?

  • потребность в гармоническом развитии творческой самореализации личности любого ребенка, независимо от его природной одаренности. Поэтому задача музыкального образования воспитать музыканта-любителя с навыками практического музицирования.

  • потребность в эмоциональной, психологической релаксации через общение с музыкой. Это имеет большое значение для детей, имеющих слабое здоровье и серьезные перегрузки в общеобразовательной школе. Поэтому в музыкальной школе действует установка "я делаю, потому что хочу, могу и всегда достигаю успеха".

  • потребность в сочетании музыкально-образовательной и досуговой деятельности, что предполагает расширение внеурочной деятельности педагога-музыканта.

Выход из этой проблемной ситуации мы нашли в коллективных формах музицирования, где фактически каждый ученик задействован в каком-либо творческом коллективе школы.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей, она воздействует на их слуховое развитие. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик. Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио- и телепередачам. С самого первого занятия учение вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. И это побуждает их выполнять свои первые музыкальные обязанности лучше. Это есть первые шаги в работе над художественным образом.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле - залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем «мусолить» одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметнее в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность.

Игра в ансамбле помогает ученику преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Динамика является одним из самых действенных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения. Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами в ансамбле очень важная часть урока.

Большое внимание на уроке ансамбля должно уделяться чтению с листа. У детей появляется возможность расширить свой музыкальный кругозор, познакомиться с большим количеством произведений.

Важно использовать переложения оперной, симфонической, камерной музыки; включать в репертуар популярную классическую и современную музыку.

Подбор репертуара необходимо вести на основе глубокого анализа индивидуальных особенностей развития детей. Подбор репертуара для ансамблей должен опираться на музыкально-эстетические запросы детей; основываться на разнообразии музыкального материала; соответствовать уровню подготовки учащихся; способствовать всестороннему развитию детей; исправлению их индивидуальных недочетов в исполнительстве.

Кроме коллективного музицирования должна использоваться такая форма ансамблевой игры, как аккомпанирование выступающему, или в качестве солиста-инструменталиста. Это одно из средств, приобщения ученика к живому музицированию. Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Знать литературный текст, чтобы глубже понять смысл и эмоциональное содержание произведения. Хорошо аккомпанировать можно только тогда, когда все внимание устремляешь на солиста, повторяя про себя вместе с ним каждый звук, каждое слово и еще лучше - предчувствуя, что будет делать партнер.

Преподаватель должен привить начальные навыки аккомпанемента: умение не останавливаться во время игры, своевременно переключаться с солирующей звучности на звучность сопровождения. Занятия по аккомпанементу важны для расширения динамического диапазона инструменталиста. Ведь каждый аккомпанемент следует играть по-иному, с разной силой звука, фразировкой, плотностью звучания.

Учащиеся младшей группы (1-2 классов) - должны уметь играть в ансамбле песенки, звучащие в унисон отдельно правой рукой и двумя руками. Разобрать и выучить пьесу наизусть следует на уроке специальности. Начать следует с ансамбля с преподавателем, где ученик играет по 1-3 ноты. Выучив несколько одинаковых пьес, можно опробовать сыграть их в унисон ансамблем, добавить аккомпанемент преподавателя. Соединив несколько музыкальных пьес, можно поставить музыкальную сказку, («Теремок», «Колобок» и др.) которую с большим интересом дети показывают на сцене.

В увлекательной игровой форме с группой учеников можно продолжать начатую на уроках специальности работу над «постановкой рук», осваивать различные штрихи, динамические оттенки, позиционную игру. Играть в различные музыкальные игры («Угадайка», «Доиграй», «Обезьянки»). Дети младших классов хорошо осваивают нетрадиционные приемы игры на инструменте: тремоло мехом, удары по раскрытому меху, кластеры и др., преподнесенные в образном сравнении.

В средней группе (3-4 класс) участвуют технически подвинутые ученики 2 класса, а также более слабые из старших классов. Репертуар подбирается разной сложности. В начале года повторяется пройденный репертуар. Он служит своего рода упражнением для выработки свободы ансамблевого исполнения, а также материалом для совместных выступлений с младшими учениками.

Дети учатся играть двухголосие, трехголосие. Слушать мелодию, исполнять подголоски тише. Исполнять солирующие партии ярче, аккомпанирующие приглушенно.

В старшей группе занимаются ученики 5-7 классов. Ученики могут исполнять репертуар разной сложности. Партии могут быть пройдены на уроках специальности, или разучены самостоятельно.

На уроках ансамбля необходимо заниматься чтением с листа пьес, трудностью на 1-2 класса ниже, для расширения музыкального кругозора.

Учащиеся старших классов должны уметь аккомпанировать исполнителю инструменталисту или вокалисту.

В конце учебного года ансамбль показывает свои достижения на конкурсе ансамблей.

Задачи в классе ансамбля

- Формирование начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения учащегося к мировой музыкальной культуре.

- Обучение навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности после окончания школы.

- Подготовка одаренных детей к участию в профессиональных ансамблях и оркестрах.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

- умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;

- умение аккомпанировать солистам;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

- умение применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

- навыки чтения с листа, импровизации, самостоятельного разбора новых произведений.

Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащегося ритмического, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.

В последние годы существует проблема с набором учащихся в класс народных инструментов. Это вынуждает принимать детей без учета их музыкальных, физических и интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность учащихся в общеобразовательных школах также создает дополнительные проблемы с организацией репетиций в объединенных ансамблях из учеников разных педагогов. Актуальной для преподавателя становится форма работы с ансамблем из своих учеников.

Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества:

- занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и теже задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам;

- проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля исчезает

- систематическая работа педагога с учениками своего класса с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями;

- такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы.

У педагога появляется больше возможности заинтересовать детей занятиями на инструменте, доставить детям радость музицирования, развивая их творческие навыки. В коллективе у детей быстрее развивается мышление, воображение, формируется находчивость и сообразительность. Для детей со средними способностями появляется единственная возможность поучаствовать в концертных выступлениях, выступить с родителями в традиционном конкурсе «Семейного музицирования».

Список литературы.


  1. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

  2. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне. Учебно-методическое пособие. М.: Изд. В.Катанский, 2001.- 208 с.

  3. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика - XXI, 2002.- 191 с.

  4. Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне. Под ред.П.Говорушко.Л.: Музыка, 1990.- 120 с.

  5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.- 281 с.

  6. Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3. М.: Музыка, 1971.- с.68-77.

  7. Липецкий М. Некоторые особенности использования выразительных средств в ансамбле. - М.. 1988. - 36с.

  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.:Музыка, 1988. - 239 с.

  9. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург,1993.-64с

  10. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. ТЗЗ пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Каузовой А.Г., Николаевой А.И. М.: ВЛАДОС, 2001.- 368 с.


Ансамбль как одна из форм развития детей со средними музыкальными данными

8

© 2010-2022