Урок-погружение Судьбы русских женщин, отражённые русской музыкой

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: СУДЬБЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН, ОТРАЖЁННЫЕ РУССКОЙ МУЗЫКОЙ (урок-погружение)

Цель: достигнуть эмоционального воздействия для понимания культурно-исторических особенностей русского быта и доли женщины-крестьянки.

Задачи: познакомить с поэтическими, живописными, музыкальными, фольклорными и авторскими произведениями разных времен; дать представление о духовной музыке (на примере фрагмента Г. В. Свиридова); помочь выявить закономерность в раскрытии контрастных образов в песне-диалоге; формировать навыки певческого дыхания (активного); развивать интерес к отечественным культурным традициям.

ПЕРВЫЙ УРОК

Ход урока

Учитель. Предлагаю обратиться к серьёзной и трудной теме. Прошу вашего внимания с первой минуты урока.

Звучит песня М. Матвеева «Матушка, что во поле пыльно?» в исполнении Л. Зыкиной.

- Сколько персонажей в песне вы услышали? Кто они? (Двое: мать и дочь.)

- А сколько исполнителей? (Одна.)

- Значит, одна пела за двоих. Как называется разговор двоих людей? (Это диалог.)

- Давайте проследим, как музыка рисует нам и одну, и другую героиню.

Учитель поет партию дочери: «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», на доске в такт пению рисует графическое изображение мелодии девушки. Получается неровно, нервно, зигзагами. Исполнение партии матери так лее в такт фиксируется на доске, получаются плавные, льющиеся книзу красивые строчки.

- Что испытывает каждая из женщин, если так по-разному отображается в рисунке их внутреннее состояние? (Девушка тревожна, мать спокойна.)

- Споём и мы то же самое. (Исполнение.)

Фронтальная беседа по материалу песни.

-Девушка спрашивает у матери: «Почему в поле появилась пыль?». Слышит ответ: «Кони разыгрались». Что же здесь тревожного? (Пока неясно.)

- Но ведь едут гости, как же не волноваться. В то же время мать произносит странные слова: «Я тебя не выдам». Есть ли какая-то связь между вопросом и ответом? (Пожалуй, нет. Но возникает чувство настороженности.)

- И дочка не случайно насторожилась. В деревне взрослая дочь - такая же хозяйка, как и мать. Значит, перед приходом гостей ей надо убрать избу, приготовить угощение. Гостей на Руси встречали щедро! А она не знала про гостей. Мать не хотела тревожить дочь. Но как же не тревожиться!

Гости уже въезжают во двор, мать успокаивает дочь -не бойся, не пугайся, ничего необычного не случится. Но беспокойство дочери не проходит.

Гости вошли на крылечко, а мать всё своё - я тебя не выдам.

Они идут в горницу, мать снова - нет основания для беспокойства и страха. Как усиливается напряжение? Как нарастает тревожность? Гости-то важные - их пускают в новую комнату. Кто же они, эти важные гости?

За столы садятся гости - опять у матери для дочери к- и слова: я тебя не выдам. Дочка в замешательстве: кто на самом деле прибыл в обличье гостей, что от них надо защища 11 прятать и не выдавать? Зачем тогда их звали?

И вдруг всё прояснилось: девушка криком кричит - образа снимают! Что такое образа, кто знает? (Иконы.)

- Это домашние иконы, образы святых или Иисуса Христа. Девушка сама обо всём догадалась. Её благословляют. Что это значит? (Её сватают.) Не совсем так, ребята.

- Как ведёт себя мать, когда всё прояснилось? (Мать сама плачет.)

- Почему? Разве не она сама подготовила это сватовство? (Ей жалко расставаться с дочерью.)

-Да, но есть еще причина. Сейчас вы услышите стихи известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, много лет жившего в деревне и хорошо знавшего непростую жизнь русских крестьян. Особенно сочувствовал он женщинам за их тяжёлую долю. Об этом поэт и написал стихи. В них есть непонятные вам слова. Растолкуем их.

Объяснение лексического значения слов: страда, нива, баба, косуля, жбан, полоса.

В полном разгаре страда деревенская. Доля ты! Русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!

Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!

Зной нестерпимый, равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная, Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит...

Приподнимая косулю тяжёлую, Баба порезала ноженьку голую. Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки. Баба туда! Растрепалися косыньки. Надо ребёнка качать.

Что же ты встала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении. Пой, терпеливая мать!

Слёзы ли, пот ли у ней под ресницею -Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они всё равно.

Вот она губы свои опалённые Жадно подносит к краям. Вкусно ли, милая, слёзы солёные С кислым кваском пополам?

Беседа о смысле стихотворения.

Подчеркнуть сочувственную интонацию автора, удивительную живописность стихотворных строчек, рассмотреть репродукцию картины К. Васильева «Жница», обнаружить сходство с некрасовскими стихами. Уточнить, что женщина принесла на поле маленького ребёнка - значит, не с кем было его оставить дома. Возникает догадка: мужа, наверное, взяли в армию.

Повторное прослушивание песни «Матушка...».




© 2010-2022