• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Цель:

  • развитие музыкального слуха;

  • воспитание любви и интерес к хоровому и сольному пению;

  • обучение умению грамотного пения и дирижирования: интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту.

Задача:

  • закрепление вокально-интонационных навыков, которые включают в себя, правильное интонирование звуков в данной тональности.

Форма:

  • «Музыкальный календарь».

Использование материала:

  • на доске плакат - «Музыкальный календарь»;

  • лесенка устойчивых и неустойчивых звуков;

  • картинки по временам года;

  • фортепиано.

Структура урока

I. Организационный момент

II. Сообщается тема урока: «Сольфеджирование и вокально-интонационные навыки»

III. Хоровое пение мелодий по пройденному материалу

«Мы и музыка» - читаются стихи.

1 ученик:

«Музыка, знай, век от века
Не живёт без человека
Это он, прижавши губы
Жизнь вдыхает в медны трубы»

2 ученик:

«В музыке есть всё: веселье, счастье
Горе, злоба и ненастье,
Ложь и правда, слёзы, кровь
Надежда, вера и любовь»

3 ученик:

«Потому в различных странах,
На морях и в океанах,
В небесах и в дождь, и в снег
Радом с нею человек»

4 ученик:

«Если в жизни мир и лад,
Музыке мажорный лад»

(Исполняется «Песня о мажоре» слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

5 ученик:

«Ну а если люди в ссоре,
То мелодия в миноре»

(Исполняется «Песня о миноре», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Учитель: Итак, ребята, вы ещё раз убедились в том, что мажор имеет весёлый, жизнерадостный характер, а минор - грустный лад.

Как вы знаете, ребята, все песни, музыкальные мелодии имеют устойчивые и неустойчивые звуки.

(Учитель читает стихи, показывая на плакат.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

«Присмотрись, тебя мы просим,
Здесь ступенек ровно восемь
Ответь скорей, который из них
На вид по крепче остальных?»

(Ученики называют устойчивые ступени, затем звуки в тональности до-мажор.)

Учитель:

«На них мы можем положиться,
Остальные - послабее лица,
К ним стремятся прислониться.
И, как в песенке поётся:
Они хоть неустойчивые,
Но очень настойчивые!»

(Исполняется песня «Не устойчивые звуки», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Игровой момент

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам творческую работу. Каждый из вас окажется в роли начинающего композитора.

Задание

Сочинить музыку к словам:

«По дороге Петя шёл
Он горошину нашёл,
А горошина упала,
Покатилась и пропала»

в тональности ре-минор, в размере 2/4, на устойчивых и неустойчивых звуках.

(Дети сочиняют мелодию, затем сольфеджируют её с дирижированием и поют со словами.)

1 ученик:

«В музыке, как и везде, всегда
С одним корнем есть слова:
ТОНИКА,
ТОНАЛЬНОСТЬ,
ПолуТОН,
инТОНация-
то есть, целая организация»

2 ученик:

«В каждом слове корень ТОН
Этот ТОН нам всем знаком,
Только ты иной минутой
С тонной вдруг его не спутай»

3 ученик:

«Хочешь знать, какие ТОНы,
А какие полуТОНы
В гамме до-мажор?
Их поёт
Наш хор»

(Исполняется песенка «Тоны и полутоны» слова Я. Серпина, музыка Е. Тиличеевой.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Учитель: А что же, такое «ТОНИКА?»

Ученики: Тоника - это самый главный звук лада.

Учитель: Правильно ребята. А сейчас, давайте споём песенку про самый устойчивый звук лада.

(Исполняется песенка «Тоника», слова Я.Серпина, музыка Е.Тиличеевой.)

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

IV. Вокально-интонационное пение

Оформление:

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Учитель: А сейчас, ребята, отрывая листок за листком нашего музыкального календаря мы отправляемся с вами в путешествие по временам года.

Итак, «ОСЕНЬ».

СЕНТЯБРЬ «ОХОТА»

«Пора! Пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чуть свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах»
(А. Пушкин)

«Охотничья шуточная» - польская народная песня - исполняет ученик … .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

ОКТЯБРЬ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЬ»

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят… »
(А.Толстой)

«Скворушка прощается» - слова М.Ивенсен, музыка Т.Потапенко - исполняет ученик … .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

НОЯБРЬ «НА ТРОЙКЕ»

«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши»
(Н. Некрасов)

«Скворец на чужбине» - слова Г. Ладонщикова, музыка Т. Потапенко - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Вслед за осенью наступает другое время года - «ЗИМА».

ДЕКАБРЬ «СВЯТКИ»

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»
(В. Жуковский)

«Что за дерево такое?» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Старокадомского - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

ЯНВАРЬ «У КАМЕЛЬКА»

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела»
(А. Пушкин)

«Зимний вечер» - слова Л. Некрасовой, музыка М. Яковлева - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

ФЕВРАЛЬ «МАСЛЕНИЦА»

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир»
(П. Вяземский)

«Блины» - русская народная песня - исполняет вся группа.

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

А за зимой, к нам спешит «ВЕСНА».

МАРТ «ПЕСНЬ ЖАВОРОНКА»

«Поле зыблется цветами
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны поля»
(А. Майков)

«Возвращение скворца» - слова Г.Ладонщикова, музыка Т.Потапенко - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

АПРЕЛЬ «ПОДСНЕЖНИК»

«Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок»
(А. Майков)

«Мамин день» - слова Я. Акимова, музыка Л. Бирнова - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

МАЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ»

«Какая ночь! На всём, какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист, твой вылетает май»
(А. Фет)

«Весенняя» - слова Овербек, музыка В.Моцарта - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Итак, ребята, наступает любимое время года - «ЛЕТО».

ИЮНЬ «БАРКАРОЛЛА»

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
(А. Плещеев)

«Капли в море» - слова Е.Руженцова, музыка Я.Дубровина - исполняет вся группа…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

ИЮЛЬ «ПЕСНЯ КОСАРЯ»

«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»
(А. Кольцов)

«Песенка о лете» - слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова - исполняет ученик…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

АВГУСТ «ЖАТВА»

«Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!»
(А. Кольцов)

«Что нам осень принесёт?» - слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной - исполняет вся группа…. .

Открытый урок Использование игровых форм работы в сольфеджировании и воспитании вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио во 2-м классе

Вывод

Учитель: Ребята, что мы сегодня закрепили на уроке?

Дети:

- Учились правильно петь в тональности;
- дирижировать в разных размерах;
- правильно интонировать звуки;
- развивали музыкальный слух.


© 2010-2022