Эстетический анализ произведения на тему: Бетховен. Симфония №5

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эстетический анализ произведения на тему : Бетховен. Симфония №5

Подготовила : Кузнецова Наталья



Бетховен.

Эстетический анализ произведения.

Симфония №5.






Эстетический анализ произведения на тему : Бетховен. Симфония №5


Симфония - ведущий жанр творчества Бетховена.

Бетховен является создателем героико-драматического жанра симфонии.

В симфоническом творчестве Бетховена можно выделить два направления:


1) героико-драматическое ( № 2, 3, 5, 9 )


2) лирико-жанровое ( № 4, 6, 7, 8 )


Анализ симфонии №5 c-moll

Симфония №5 - пример героико-драматической симфонии у Бетховена.

Симфония создана в 1808 году.


Ярко воплощает идею столкновения человека с судьбой.


Симфония представляет собой четырехчастный цикл:


Первая часть представляет собой динамичное сонатное Allegro в c-moll.

Широко представляет образ судьбы.


Вторая часть в тональности As-dur, в форме двойных вариаций- образ человека,

готового сразиться с судьбой.


Третья часть - скерцо c-moll. Имеет строение ABA.

Столкновение человека с судьбой.


Четвертая часть C-dur - ликующий финал в сонатной форме.

Победа человека над судьбой.


Объединяющим фактором во всех четырех частях служит лейтмотив судьбы, который открывает симфонию.

В первой части мотив властвует повсеместно: в главной, побочной, связующей и заключительной партиях.


Во второй части как глухое постукивание в басу сопровождает тему человека, служит теме фоном.


В третьей части мотив представлен очень жестоко: tutti оркестра, медные инструменты, а в конце третьей части после фугато, звучит робко, одноголосно, в верхнем регистре.


Также этот мотив встречается в конце разработки четвертой части.


Образ судьбы развивается по принципу диминуэндо, образ человека - крещендо.


Главная партия динамичная, основанная на мотиве вступления, звучит группа струнных инструментов в оркестре.


Связующая партия основана на гармонии уменьшенного вводного септаккорда.


Побочная партия открывается зовом валторны в тональности Es-dur. Имеет более просветленный, лирический характер, исполняет побочную партию группа струнных инструментов.


Заключительная партия утверждает Es-dur, ритм судьбы исполняет tutti оркестр.


Все темы находятся в производном контрасте.

В среднем разделе появляется новая тема песенно-танцевального жанра, фугато, в C-dur.


В третьем разделе соотношение тем изменилась: тема судьбы ушла на второй план. Она звучит тихо, робко, в высоком регистре, piano. А тема человека переходит из moll в dur, завоевывает высокий регистр и путем subito attaco переходит в главную партию финала.


Четвертая часть носит торжественный, светлый, жизнеутверждающий характер, символизирующий победу человека над судьбой. Звучит в C-dur, в форме сонатного Allegro, все мотивы звучат неконтрастно.


Разработка основана на варьированном проведении тем экспозиции. В конце разработки, как напоминание о трагических событиях звучит мотив судьбы, как в третьей части, в скерцо. Далее вновь реприза.


Так выглядит в симфонии тема "от мрака к свету, через борьбу - к победе,

через страдания - к радости".





© 2010-2022