- Преподавателю
- Музыка
- Эстетический анализ произведения на тему: Бетховен. Симфония №5
Эстетический анализ произведения на тему: Бетховен. Симфония №5
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова Н.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Подготовила : Кузнецова Наталья
Бетховен. Эстетический анализ произведения. Симфония №5.
| |
|
Симфония - ведущий жанр творчества Бетховена. Бетховен является создателем героико-драматического жанра симфонии. В симфоническом творчестве Бетховена можно выделить два направления:
1) героико-драматическое ( № 2, 3, 5, 9 )
2) лирико-жанровое ( № 4, 6, 7, 8 )
Анализ симфонии №5 c-moll Симфония №5 - пример героико-драматической симфонии у Бетховена. Симфония создана в 1808 году.
Ярко воплощает идею столкновения человека с судьбой.
Симфония представляет собой четырехчастный цикл:
Первая часть представляет собой динамичное сонатное Allegro в c-moll. Широко представляет образ судьбы.
Вторая часть в тональности As-dur, в форме двойных вариаций- образ человека, готового сразиться с судьбой.
Третья часть - скерцо c-moll. Имеет строение ABA. Столкновение человека с судьбой.
Четвертая часть C-dur - ликующий финал в сонатной форме. Победа человека над судьбой.
Объединяющим фактором во всех четырех частях служит лейтмотив судьбы, который открывает симфонию. В первой части мотив властвует повсеместно: в главной, побочной, связующей и заключительной партиях.
Во второй части как глухое постукивание в басу сопровождает тему человека, служит теме фоном.
В третьей части мотив представлен очень жестоко: tutti оркестра, медные инструменты, а в конце третьей части после фугато, звучит робко, одноголосно, в верхнем регистре.
Также этот мотив встречается в конце разработки четвертой части.
Образ судьбы развивается по принципу диминуэндо, образ человека - крещендо.
Главная партия динамичная, основанная на мотиве вступления, звучит группа струнных инструментов в оркестре.
Связующая партия основана на гармонии уменьшенного вводного септаккорда.
Побочная партия открывается зовом валторны в тональности Es-dur. Имеет более просветленный, лирический характер, исполняет побочную партию группа струнных инструментов.
Заключительная партия утверждает Es-dur, ритм судьбы исполняет tutti оркестр.
Все темы находятся в производном контрасте. В среднем разделе появляется новая тема песенно-танцевального жанра, фугато, в C-dur.
В третьем разделе соотношение тем изменилась: тема судьбы ушла на второй план. Она звучит тихо, робко, в высоком регистре, piano. А тема человека переходит из moll в dur, завоевывает высокий регистр и путем subito attaco переходит в главную партию финала.
Четвертая часть носит торжественный, светлый, жизнеутверждающий характер, символизирующий победу человека над судьбой. Звучит в C-dur, в форме сонатного Allegro, все мотивы звучат неконтрастно.
Разработка основана на варьированном проведении тем экспозиции. В конце разработки, как напоминание о трагических событиях звучит мотив судьбы, как в третьей части, в скерцо. Далее вновь реприза.
Так выглядит в симфонии тема "от мрака к свету, через борьбу - к победе, через страдания - к радости". |