Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И. А

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

И.А.Хозина

преподаватель теоретических дисциплин

МАОУ ДОД «ДМШ» с. Кандры

Пояснительная записка

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями, хождением со звездой, ряжением. Здесь мирно уживались язычество и христианство.

В данном сценарии объединены оба праздника. Приведенные примеры песен и игр можно варьировать, сокращать тексты песен.

Цель:

  • познакомить детей с празднованием Рождества, Рождественскими святками, обычаями колядования, ряжения;

  • Помочь детям понять, что эти праздники часть истории великого русского народа.

Задачи:

Обучающие:

  • расширение кругозора учащихся о зимних календарных праздниках;

  • Учить эмоционально, передавать игровой образ при исполнении русских народных песен, попевок, частушек;

  • Научить встречать гостей, играть с детьми, угощать колядовщиков.

Развивающая:

  • познакомить с событиями, связанными с праздником Рождества Христова;

  • прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;

  • способствовать восстановлению утраченных традиций православных праздников;

  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения;

  • развивать фантазию, творческие способности учащихся.

  • Развивать певческую технику: дикцию, артикуляцию, певческое дыхание, звукообразование с аккомпанементом и без него;

  • Развивать положительные эмоции от совместной деятельности .

Воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре у детей разных национальностей и вероисповеданий;

  • воспитать дружелюбие, гуманное отношение к друг другу;

  • воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям.

Для успешного мероприятия требуется:

  • большое хорошо освещенное помещение;

  • музыкальные и шумовые инструменты: баян, бубен, треугольник , трещотки, свистульки, деревянные ложки;

  • декорации , реквизиты: макеты стен дома, двери, изгороди, икона, звезда на длинной палке, шумовые инструменты (трещотки, бубны, ложки, свистульки), пшено, мешок для угощения, «снежки», упряжка ( ленточки, колокольчики) , сани (ленточки) , комья для снежной бабы, валенки, стол с блюдом, украшения)

  • русские народные костюмы для детей;

  • костюмы ряженых.

Подготовительный период:

  • познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования;

  • разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы; [ 2 ]

  • объяснить значение слов: «коляда», от латинского «выкликать». «Колядка», короткая песня величально-поздравительного характера. «Колядовщики» - исполнители колядок. «Авсень», от слов «овес», «сеять» - песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье;

  • вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки - сувениры для родителей, друзей и гостей праздника;

  • готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом;

  • разучиваются песни, танцы, игры, текст, проходит репетиция всего обряда.

(на сцену выходят четверо детей, хозяин, хозяйка)

1 ребенок: Как на Святочны вечерки

Собиралися девчонки.

2 ребенок: Веселитесь стар и млад!

Кто на праздник к нам попал!

3 ребенок: Рождество Христово!

Ангел прилетел.

4 ребенок: Он летел по небу,

Людям песню пел.

Хозяйка: Вы, люди, ликуйте!

Весь день торжествуйте!

Хозяин: День Христово Рождество!

Все: День Христово Рождество!

(входят и поют дети, в руках у первого звезда)

«Эта ночь святая» [1]

1.Эта ночь святая, эта ночь спасенья.
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
2.В эту ночь у стада пастухи не спали.
Святый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
3. Ныне Бог родился людям на спасенье,
Слава, слава в вышних Богу,
На земли благоволенье.

Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И.А.

5 ребенок: ( выходит вперед)

Белый снег, белешенький,

Постели дороженьку!

Чтобы мы играли,

Рождество встречали!

(на музыку вступления к песне «Зимушка» дети готовят «сани»- запрягают лошадь, затем поют и играют-то в снежки, то «катают» друг друга на саночках:одни из них приседают на корточки, другие бегают и «возят»их; катаются на лошади, на санках, играют в снежки, поют песню «К нам зимушка пришла»)

«К нам зимушка пришла» [2 стр. 90]

1.Зимушка, зимушка к нам пришла,

Снегом все покрыла, дорожки замела.

Будем бабу лепить,

Будем санки точить.

Припев:

К нам зимушка пришла,

К нам снежная пришла.

2. Зимушка, зимушка к нам пришла,

Снегом все покрыла, дорожки замела.

Будем коней запрягать,

Зиму в саночки сажать.

Припев:

Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И.А.

(подходят ряженые, гости )

1ряженый: Дым идет из труб столбом,

2 ряженый: Поглядим, кто в доме том?

Все гости: Пришла Коляда,

Отворяйте ворота!

Хозяйка: Что за шум и звон и гам?

Припожаловал кто к нам?

Гости все: Мы посланцы Коляды!

3 ряженый: Мы пришли колядовать,

Величать и прославлять,

Все гости: Да гостинцы получать!

(поют песню «Уродилась Коляда» [2, стр.86-89])

1.Уродилась Коляда

Накануне Рождества!

Припев:

Ой, коляда, Колядица моя!

2. Открывайте окно,

Запускайте Рождество.

Припев:

3.Открывай двери,

Подымай с постели.

Припев:

4.Зови всех гулять,

Зови колядовать.

Припев:

Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И.А.

(Все дети идут вперед, по кругу, имитируя движения, соответственно словам текста, например, бросают зерна)

Все: Сеем-веем, посеваем,

С Рождеством Вас поздравляем!

Уродись, пшеничка,

На поле копнами, на столе- пирогами!

Все: Сеем-веем, посеваем,

Овсом, рожью, милостью Божьей! (поклон)

1 гость: Чем Вы нас, хозяева, подарите?

2 гость: Денег мешок или каши горшок?

3 гость: Кувшин молока или кусок пирога?

Хозяйка: Играли на удивление,

Получайте знатное угощение! (дает гостинцы)

4 гость: А теперь есть основание

Для народного гуляния!

5 гость: Весело Святки проведешь,

Дружка найдешь!

Хозяйка: Подходи, честной народ!

Праздник нас к себе зовет!

1 ребенок: За окном трещит мороз,

Высунь нос, замерзнет нос.

Все: Не хотим идти гулять,

Лучше будем танцевать!

6 гость: Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Не могу стоять на месте,

Характер такой!

(Русский народный танец или перепляс).

7 гость: Бродит сумрак у окна,

Гаданьям святочным пора.

1 гость: Мы сейчас судьбу узнаем.

Погадаем?

Все: Погадаем!

2 гость: ( кидает валенок в сторону)

Девчонки, смотрите!

Мой-то валенок на Иванкин двор смотрит.

Все: Да что ты?

2 ребенок: У моей сестры девки сегодня посиделки устроили.

Пойдем к ним!

Все: И правда, пошли!

( входят в дом, садятся за стол с блюдом, кладут на него украшения)

Хозяйка: Садись, Настя, к блюду, тебе гадать еще рано!

Будешь кольца доставать!

Песня «Бежит мышка по завалинку» [2, стр.56-57]

Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И.А.

1. Бежит мышка по завалинке,

Несет добро на мочалинке.

Припев:

Кому песню поем,

Тому сбудется,

Исполнится, не минуется.

Настя: ( достает с блюда кольцо или любое украшение, показывает, подняв руку вверх)

Чье кольцо?

3 гость: Мое!

4 гость: Ну, милая, к тебе богатство привалит!

2. От чьего крыльца тропка пролегла?

Да от матушки, да от батюшки?

Припев:

Настя: Чье кольцо?

5 гость: Мое!

6 гость: Ну, милая, уедешь в другую деревню!

3.Ходит котик, да по лавочке,

Водит кошечку, да за лапочку.

Припев:

Настя: Чье кольцо?

7 гость: Мое!

1 гость: Ну, милая, муж крепко любить будет!

4. Разбежался горох, на дубовый стол,

А с того стола на дощатый пол.

Припев:

Настя: Чье кольцо?

2 гость: Мое!

3 гость: Ну, милая, много детей будет!

Хозяйка: А здесь еще одно кольцо сталось.

4 гость: Ой, мое!

Хозяйка: Попробуй найди!

(девушка выходит из-за стола, поворачивается спиной к подругам. Те передают кольцо из рук в руки по кругу и говорят)

Все: Гадай, гадай, девица!

Отгадывай, красная!

Хозяйка: Колечко, колечко,

Ко мне на крылечко!

( хозяйка ловит девушку)

5 гость: Ой, поздно - то как!

Мне пора домой!

Все: И нам пора!

Все: Мир тому, кто в этом дому!

Хозяйка: Всякому делу - венец,

Гаданьям святочным-

Все: Конец!

(Поют хороводную песню «В хороводе были мы» [2, стр.63-64] , уходят)

Методическая разработка сценария Рождество Христово Хозина И.А.

1.В хороводе были мы, ( 2р.)

Были мы, были мы. (2 р.)

2.Кого надо видели, (2 р.)

Видели, видели. (2 р.)

3.Красавицу девицу, (2 р.)

Девицу, девицу. (2 р.)

4.Встань, девица подбодрись (2 р.)

Подбодрись, подбодрись. (2 р.)

5. Вправо, влево повернись, (2 р.)

Повернись, повернись. (2 р.)

6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй, (2 р.)

Потанцуй, потанцуй. (2 р.)

7. Кого хочешь поцелуй, (2 р.)

Поцелуй, поцелуй. (2р.)

8. В хороводе были мы, ( 2р.)

Были мы, были мы. (2 р.)

Список литературы:

  1. Наша вера: информационно - образовательный молодежный православный портал-

vera.mipt.ru/church/prazdniki/rozdestvo/pesni.html;

  1. Пушкина С.И. Мы играем и поём .- Москва.:«Школьная Пресса»,2001;

  2. TamBy.info.- tamby.info/calendar/rojdestvo.htm ;

  3. Хозина И.А. Набор нот в нотном редакторе «Sibelius»;

  4. Щеглова Е.А. Социальная сеть работников образования nsportal.ru;


© 2010-2022