Конспект урока по музыке Зима в музыке (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по музыке в 1 (2) «А» классе

Учреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-Амуре

Учитель музыки: Третьякова Евгения Владимировна
Предмет: музыка

Тема: "Зима в музыке".

Программа «Музыка. Начальные классы 1-4» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина «Просвещение»

Разработала: Третьякова Евгения Владимировна, учитель музыки 1 категории КГКОУ Школа 5. г. Николаевск - на-Амуре, Хабаровский край

Форма работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы:

- эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин);

- наблюдение за музыкой (Б.М. Асафьев);

- размышление о музыке (Н.А. Ветлугина);

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы организации и осуществления учебных действий и операций;

- методы контроля и самоконтроля.

Предполагаемый результат: Желание исполнять песни, заклички, игры, инструментальное исполнение. Умение делать элементарный анализ музыкального произведения, картины.

Используемые произведения: логопедические распевки Т.С.Овчинникова «Музыкальная голосилка», «Курочка», песня-закличка «Здравствуй, гостья - зима», песня П. Ермолаева «В ночь под Новый год», А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года"), попевка «Снег - снежок»,

Оборудование:

  • Фортепиано

  • Музыкальный центр

  • Портрет композитора А.Вивальди

  • Картина с зимним пейзажем

  • Картинка Зимы

Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на колокольчиках - нотах, исполнять песни, заклички, распевки.

Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с музыкой в зиме в досуговой деятельности и личной жизни, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока.

5. Игра «Угадай - ка».

6. Вокально - хоровая работа.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Цель: научить учащихся соотносить художественные образы через музыку, живопись, поэзию.

Задачи:

  1. Формировать умения выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

  2. Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.

  3. Расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на колокольчиках - нотах;

  4. Формировать образное, творческое восприятие детей, слуховое внимание и память, развивать общую моторику и пространственную координацию, артикуляционную моторику; умение соотносить музыкальные произведения с живописными, поэтическими образами.

  5. Развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений.

  6. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально - волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои мысли).

  7. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе, любование природой, умение сопереживать).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) Музыкальное приветствие. «Здравствуйте ребята»

- Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, а нашим гостям будет тепло и уютно рядом с нами.

Б) Логопедические распевки.

- А для того что бы вы правильно и четко произносили все звуки, давайте исполним логопедические распевки «Музыкальную голосилку» и «Курочка».

2. Актуализация знаний.

Загадка: Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает (зимой).

Учитель: Зима это суровое время года. Падает снег, метет метель, мороз трещит, злится. И в тоже время зиму сравнивают с красавицей, ласково называя её лебедушкой. Вот и к нам на урок пришла зимушка зима (картинка на доске). Зима пришла нам напомнить о празднике, который приближается.

- Какой праздник приближается? (Новый год)

- Зима приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете, что зимой бывают метели и вьюги.

Ученик: Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка - зима.

А давайте мы тоже поздороваемся с зимушкой, споем закличку «Здравствуй гостья - зима». Спойте сейчас так, чтобы я увидела, что вы действительно рады зимушке. (Пение «Здравствуй, гостья-зима»)

Здравствуй гостья зима,

Просим милости к нам.

Песни Севера петь,

По лесам и полям.

3. Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете - может ли у зимы быть своя музыка?

-Как будет называться тема нашего урока? (зима в музыке).

4. Работа по теме урока.

А) Работа по стихотворению.

- Мы сегодня на уроке будем слушать музыку зимы.

- Ребята, в нашем городе уже можно увидеть настоящую зиму?

- Зимушка приготовила для вас стихотворение (учитель читает стих).

Зимний лес в объятьях тишины,
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош,
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож,
На хрустально - ледяное царство.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме).

- Как поэт описывает зимний лес? (Ответы детей).

Б) Беседа по картине.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину. Что вы видите? А что слышите? (Треск сучьев, скрип снега и т.д.)

- Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

- Как звуки в природе можно услышать зимой? (ответы детей)

- Может сначала покажется, что никаких, но… прислушайтесь-

снежинки падают, ветерок легкий дует, снежок скрипит, белочки по веткам скачут, зайчики по снегу прыгают, птички щебечут. Представьте, что кто-то из вас легкий ветерок, кто-то снежинка, падающая на ладошку, кто-то белочка, прыгающая по веткам, а кто- то зайчик, скачущий по снегу. И, конечно же вокруг нас много снега.

В) Физкультминутка «Игра в снежки».

Г) Слушание музыки.

- Услышать зиму нам поможет музыка итальянского композитора Антонио Вивальди. Антонио Вивальди был композитором, скрипачом, дирижером, педагогом. (Показываю портрет). В его произведении «Времена года» 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную пьесу "Зима". 1 минута 26 секунд

«Зима» Вивальди , медленная часть, дети выполняют пластическое интонирование сидя на своих местах.

- Как вы думаете, всегда зимой тихо и спокойно на улице? (ответы детей).

- Конечно, зимой бывают вьюги и метели. А музыка такой же останется? Конечно, она изменится. Какой станет? (Дети определяют характер музыки, характеризующий вьюжную и суровую зиму).

Вивальди "Зима" быстрая часть. 2 минуты 25 секунд

- Такой вы представляли себе музыку?

- Похожа она на зиму, изображенную в картине? (Ответы детей)

- В исполнении, какого инструмента прозвучало произведение? (скрипка).

- Скрипка - это струнный инструмент, который относится к группе струнно - смычковых инструментов, потому что состоит из струн и смычка, который помогает извлечь звук. (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

Д). Физкульминутка.

- Я говорю вам зимнюю речевку, слушайте внимательно и дайте мне ответ,

отвечайте «да» или «нет». Повторяйте все движения за мной.

Дети отвечают и выполняют движения.

- В снежки играете с друзьями?

- Грибы в лесу собираете?

- С горки на санках катаетесь?

- В деревне на речке купаетесь?

- По лесу на лыжах бродите?

- А много цветов находите?

- В саду своем грядки копаете?

- А с Дедом морозом играете?

- Какой сейчас месяц? (декабрь).

Ж). Историческая справка.

-Обратимся к нашей гостье Зиме. Она приготовила для вас краткую историческую справку об этом месяце и интересную пословицу (ученики выходят к доске, зачитывают справку и пословицу).

Декабрь - двенадцатый месяц в году, в древнерусских словарях назывался "студень", из - за стужи и морозов, обыкновенных в эту пору. Об этом месяце русские люди говорили: "Год кончается, зима начинается».

«В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

5. Игра «Угадай - ка».

- Ребята, что особенного в колокольчиках - нотах? (каждый цвет колокольчика обозначает ноту).

- Давайте вспомним, какой цвет отвечает за каждую ноту.

- Зимушка предлагает вам поиграть в игру «Угадай - ка».

Исполним на колокольчиках музыку из песни, а потом попробуем угадать ее название. Даю вам подсказку, что эту песню ребята всегда исполняют на Новогоднем празднике, вокруг елки (дети исполняют песню «В лесу родилась елочка».

- Как называется песня, которую вы исполнили?

- Почему именно эту песню я загадала? (елочка является главным символом Нового года).

6. Вокально- хоровая работа.

А) Распевка «Звуки музыки».

Б) Попевка «Снег - снежок».

- А теперь опять вместе с Зимушкой перенесемся в зимний лес и представим, что вокруг нас белый снег (исполнение попевки «Снег - снежок» с импровизацией по тексту).

В) Работа с песней "В ночь под Новый год» Слова и музыка П. Ермолаева

- Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?

(«В ночь под Новый год»).

- Итак, исполняем 1 куплет песни легко, весело, задорно, не забываем о правилах певческой посадки. Разучим второй куплет.

Г). Работа с колокольчиками - нотами.

- Предлагаю исполнить на колокольчиках - нотах песню «Бубенцы».

7. Итог урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала? (холодную, снежную, морозную зиму и т.д).

- С произведением какого композитора вы познакомились? (А. Вивальди)

- Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

- Что больше всего понравилось на уроке? (ответы с мячом).

8. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, подняв один из смайликов.

9.Домашнее задание.

Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.


© 2010-2022