• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок музыки Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов (6 класс)

Урок музыки Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов (6 класс)

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


Мерзімі Дата: 28.11.13г.

Сынып Класс: 6 «А», 6 «М», 6 «Г»

Сабақтың тақырыбы:

Тема урока: «Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов»

Сабақтың мақсаты:

Цель урока: Воспитание чувств патриотизма, любви к Родине, к родной природе

Сабақтың түрі:

Тип урока: урок Комбинированный

Сабақтың жарны:

Жанр урока: урок - беседа

МІНДЕТТЕРІ ЗАДАЧИ:

1. Сформировать знания о творчестве казахских композиторов, передать их отношение к природе

2. Развитие навыков музыкального восприятия

3. Воспитание эстетического вкуса, уважения к музыке казахского народа

4.Обогащение духовного мира обучающихся.

МАЗМҰНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Музыкальный материал:

Слушание: Курмангазы «Сары арка»

Пение: попевка «Петя», песня «У леса на опушке» («Зима»)


Сабақтың кезеңдері:

Этапы урока: 5. Закрепление материала

1. Вход в класс. 6. Итог урока.

2. Организационный момент 7. Домашнее задание

3. Актуализация знаний 8. Выход.

4. Содержание и организация учебного занятия

Білім Знания:

Знать творчество казахских композиторов . Понятие «кюй», «кюйши»

Шеберлік Умения:

Уметь анализировать музыкальное произведение.

Дағды Навыки:

Навыки коммуникабельного общения.

Навык быстро перестраиваться при смене видов деятельности на уроках.

Құралдар Оборудование:

презентация урока

моноблок

Ән-күйге үйрету әдістері

Методы музыкального обучения:

словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

метод контрастного сопоставления

Ұстанымдар Принципы:

1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.

2.Принцип наглядности.

3.Принцип доступности.

4.Принцип активности и увлечённости.

Сабақтағы жұмыстың үлгілері

Формы работы на уроке:

1.Словесная

2.Наглядная

3.коллективная

4.индивидуальная

Домашнее задание: повторить, что такое инструментальная музыка, кюй, композитор - кюйши. Составить ребусы с нотами «До», «Ре», «Ми», «Фа». Слова песни «Зима» 1 куплет наизусть.



1. Организационный момент.

Ребята входят в класс.

Приветствие.

2. Актуализация знаний

Слайд 1 -Что вы услышали, войдя в класс? (музыку) К музыке какого народа относится это произведение? (казахского)

Для того, чтобы определить тему урока, нам необходимо выполнить несколько заданий. Для начала подготовим наш музыкальный «аппарат» к работе.

Работа над попевой «Петя»

Упражнения:

1. спеть попевку со словами (вверх вниз по диапазону»

2. Определите движение мелодии (поступенное)

3. Сколько ступеней в музыке? Нот? (7)

4. Сколько ступеней в попевке? (4) Что ещё вы можете сказать о мелодии попевки? (повторяются ступени 2 раза)

5. Запишите попевку нотами, если известно, что 1 ступень - нота «ДО». Не забываем про скрипичный ключ. (Самостоятельно, 1 ученик у доски)

6. Пропойте попевку с названием нот.

Следующее задание «Ребусы»

Что такое ребус? (Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово.)

Разгадывание ребусов (показ) Слайд 1-6 (такси)

А теперь перейдём к сложному ребусу «природа» Слайд 7

Этот ребус не был случаен. Слайд 8 Сегодня мы поговорим о природе, и тема нашего урока будет звучать так (Чтение хором) щелчок «Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов»

Перед вами технологическая карта урока, которую мы будем заполнять в течение урока. И начнём мы с темы. (Запись темы)

3. Содержание и организация учебного занятия

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и чудесные картины природы других стран.

- Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса. Музыка инструментальная, звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).

Инструментальная музыка - богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

- Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй).

Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры

продолжает развиваться и в наши дни.

Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.

Презентация. Слайд 9

Курмангазы - великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Слайд 10 Недаром в народе его называют «отцом кюев».

Слайд 11 В южной столице Алматы в 2012 году установлен памятник Курмангазы, почтовая марка Казахстана, посвящённая Курмангазы Сагырбаеву, 1998, 30 тенге.

Слайд 12 Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары Арка», что в переводе означает «Золотая степь».

Знаменитая казахская домбристка Дина Нурпеисова о Курмангазы и о создании его кюя "Сары-Арка" рассказывает так: "Ещё не наступил полдень, но жаркое июньское солнце уже успело нагреть землю. В тишине степи слышался мерный неторопливый топот коня. Несмотря на жару, всадник был одет в кожаные штаны и большую меховую шапку.

Направлялся всадник в сторону Сары-Арки, а к полудню достиг не большой зеленой лужайки. Спрыгнув на землю и разнуздав коня, спутник пустил его пастись. А сам засмотрелся в чуть синеющую даль. Как бы в полусне он, взял в руку домбру и быстро, уверенно пробежал пальцами по струнам. Над лужайкой раздались удивительные звуки кюя "Сары-Арка" - "Золотая степь"

Слайд 12 Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка» - видеоролик) оркестровое исполнение.

- Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).

- В чьём исполнении прозвучал кюй? (оркестр казахских народных инструментов)

Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары Арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение).

Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.

Предлагаю вам прочитать стихотворение Д. Мулдагалиева с помощью нот. Прекрасна ныне степь!

Скрывая факты, тайны,

Она желтела долгие века.

Курмангазы, красиво, не случайно

Свой лучший кюй назвал - "Сары-Арка".

Кюй «Сары- Арка» включен в фонд избранных произведений мировой музыки созданный при ЮНЕСКО.

Обратитесь к технологической карте и заполните раздел «Творчество Курмангазы»

Курмангазы САГЫРБАЕВ

Великий народный композитор - кюйши.

Автор и исполнитель кюев.

В народе его называют «отцом кюев».

В 2012 году установлен памятник в городе Алматы.

Вершина творчества, кюй «Сары Арка».

В переводе означает «Золотая степь».

Характер музыки светлый, жизнерадостный, стремительный.

Музыка кюя рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию (А4) к прослушанному кюю «Сары Арка»

4. Исполнение песен.

Я предлагаю включить в наш песенный репертуар песню, котороя также имеет отношение к природе «Зима» («У леса на опушке») (слова на слайде, 1 куплет исполнение усителем. Разучивание слов и мелодии: приёмы «Эхо», «Доскажи словечко»)

6. Итог.

Что нового узнали на уроке? С творчеством какого композитора познакомились? Сегодня мы познакомились лишь с маленькой частью богатого наследия музыкальной культуры казахского народа. В дальнейшем мы продолжим встречи с казахской музыкой

7. Домашнее задание

домбраПовторить, что такое инструментальная музыка, кюй, композитор - кюйши. Составить ребусы с нотами «До», «Ре», «Ми», «Фа»

Нарисовать иллюстрацию (А4) к прослушанному кюю «Сары Арка»

Слова песни «Зима» 1 куплет наизусть.

8. Выставление оценок

- Спасибо всем за работу.

9. Прощание.



Технологическая карта урока

Дата:______________

Тема:_______________________________________________________________

Задание1. Запишите попевку «Петя» нотами, если известно, что 1 ступень - нота «ДО».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Вставь пропущенные слова.

Курмангазы САГЫРБАЕВ

Великий народный_____________________.

Автор и исполнитель_______________.

В народе его называют___________________.

В 2012 году установлен памятник в городе_______________________.

Вершина творчества, кюй__________________.

В переводе означает_____________________.

Характер музыки_______________________

____________________________.

Музыка кюя рисует____________

_____________________________.







Задание 3. Выучи слова песни « У леса на опушке»

  1. У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты

Ковала ледяные да над реками мосты.

Припев:

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как шагнешь за порог - всюду иней,

А из окон парок синий-синий.

  1. Ходила на охоту, ковала серебро,

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.

Деревьям шубы шила, торила санный путь,

А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

© 2010-2022