- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов (6 класс)
Урок музыки Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов (6 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыжкина Н.П. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Мерзімі Дата: 28.11.13г. | Сынып Класс: 6 «А», 6 «М», 6 «Г» | ||
Сабақтың тақырыбы: Тема урока: «Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов» | |||
Сабақтың мақсаты: Цель урока: Воспитание чувств патриотизма, любви к Родине, к родной природе | |||
Сабақтың түрі: Тип урока: урок Комбинированный | Сабақтың жарны: Жанр урока: урок - беседа | ||
МІНДЕТТЕРІ ЗАДАЧИ: 1. Сформировать знания о творчестве казахских композиторов, передать их отношение к природе 2. Развитие навыков музыкального восприятия 3. Воспитание эстетического вкуса, уважения к музыке казахского народа 4.Обогащение духовного мира обучающихся. | |||
МАЗМҰНЫ СОДЕРЖАНИЕ | Музыкальный материал: Слушание: Курмангазы «Сары арка» Пение: попевка «Петя», песня «У леса на опушке» («Зима»)
|
Сабақтың кезеңдері:
Этапы урока: 5. Закрепление материала
1. Вход в класс. 6. Итог урока.
2. Организационный момент 7. Домашнее задание
3. Актуализация знаний 8. Выход.
4. Содержание и организация учебного занятия
Білім Знания:
Знать творчество казахских композиторов . Понятие «кюй», «кюйши»
Шеберлік Умения:
Уметь анализировать музыкальное произведение.
Дағды Навыки:
Навыки коммуникабельного общения.
Навык быстро перестраиваться при смене видов деятельности на уроках.
Құралдар Оборудование:
презентация урока
моноблок
Ән-күйге үйрету әдістері
Методы музыкального обучения:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления
Ұстанымдар Принципы:
1.Принцип единства воспитания, образования и обучения.
2.Принцип наглядности.
3.Принцип доступности.
4.Принцип активности и увлечённости.
Сабақтағы жұмыстың үлгілері
Формы работы на уроке:
1.Словесная
2.Наглядная
3.коллективная
4.индивидуальная
Домашнее задание: повторить, что такое инструментальная музыка, кюй, композитор - кюйши. Составить ребусы с нотами «До», «Ре», «Ми», «Фа». Слова песни «Зима» 1 куплет наизусть.
1. Организационный момент.
Ребята входят в класс.
Приветствие.
2. Актуализация знаний
Слайд 1 -Что вы услышали, войдя в класс? (музыку) К музыке какого народа относится это произведение? (казахского)
Для того, чтобы определить тему урока, нам необходимо выполнить несколько заданий. Для начала подготовим наш музыкальный «аппарат» к работе.
Работа над попевой «Петя»
Упражнения:
1. спеть попевку со словами (вверх вниз по диапазону»
2. Определите движение мелодии (поступенное)
3. Сколько ступеней в музыке? Нот? (7)
4. Сколько ступеней в попевке? (4) Что ещё вы можете сказать о мелодии попевки? (повторяются ступени 2 раза)
5. Запишите попевку нотами, если известно, что 1 ступень - нота «ДО». Не забываем про скрипичный ключ. (Самостоятельно, 1 ученик у доски)
6. Пропойте попевку с названием нот.
Следующее задание «Ребусы»
Что такое ребус? (Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово.)
Разгадывание ребусов (показ) Слайд 1-6 (такси)
А теперь перейдём к сложному ребусу «природа» Слайд 7
Этот ребус не был случаен. Слайд 8 Сегодня мы поговорим о природе, и тема нашего урока будет звучать так (Чтение хором) щелчок «Картины природы в творчестве казахских музыкантов, композиторов»
Перед вами технологическая карта урока, которую мы будем заполнять в течение урока. И начнём мы с темы. (Запись темы)
3. Содержание и организация учебного занятия
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и чудесные картины природы других стран.
- Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса. Музыка инструментальная, звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).
Инструментальная музыка - богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
- Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй).
Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме.
Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры
продолжает развиваться и в наши дни.
Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.
Презентация. Слайд 9
Курмангазы - великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Слайд 10 Недаром в народе его называют «отцом кюев».
Слайд 11 В южной столице Алматы в 2012 году установлен памятник Курмангазы, почтовая марка Казахстана, посвящённая Курмангазы Сагырбаеву, 1998, 30 тенге.
Слайд 12 Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары Арка», что в переводе означает «Золотая степь».
Знаменитая казахская домбристка Дина Нурпеисова о Курмангазы и о создании его кюя "Сары-Арка" рассказывает так: "Ещё не наступил полдень, но жаркое июньское солнце уже успело нагреть землю. В тишине степи слышался мерный неторопливый топот коня. Несмотря на жару, всадник был одет в кожаные штаны и большую меховую шапку.
Направлялся всадник в сторону Сары-Арки, а к полудню достиг не большой зеленой лужайки. Спрыгнув на землю и разнуздав коня, спутник пустил его пастись. А сам засмотрелся в чуть синеющую даль. Как бы в полусне он, взял в руку домбру и быстро, уверенно пробежал пальцами по струнам. Над лужайкой раздались удивительные звуки кюя "Сары-Арка" - "Золотая степь"
Слайд 12 Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка» - видеоролик) оркестровое исполнение.
- Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
- В чьём исполнении прозвучал кюй? (оркестр казахских народных инструментов)
Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары Арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение).
Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.
Предлагаю вам прочитать стихотворение Д. Мулдагалиева с помощью нот. Прекрасна ныне степь!
Скрывая факты, тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, красиво, не случайно
Свой лучший кюй назвал - "Сары-Арка".
Кюй «Сары- Арка» включен в фонд избранных произведений мировой музыки созданный при ЮНЕСКО.
Обратитесь к технологической карте и заполните раздел «Творчество Курмангазы»
Курмангазы САГЫРБАЕВ
Великий народный композитор - кюйши.
Автор и исполнитель кюев.
В народе его называют «отцом кюев».
В 2012 году установлен памятник в городе Алматы.
Вершина творчества, кюй «Сары Арка».
В переводе означает «Золотая степь».
Характер музыки светлый, жизнерадостный, стремительный.
Музыка кюя рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию (А4) к прослушанному кюю «Сары Арка»
4. Исполнение песен.
Я предлагаю включить в наш песенный репертуар песню, котороя также имеет отношение к природе «Зима» («У леса на опушке») (слова на слайде, 1 куплет исполнение усителем. Разучивание слов и мелодии: приёмы «Эхо», «Доскажи словечко»)
6. Итог.
Что нового узнали на уроке? С творчеством какого композитора познакомились? Сегодня мы познакомились лишь с маленькой частью богатого наследия музыкальной культуры казахского народа. В дальнейшем мы продолжим встречи с казахской музыкой
7. Домашнее задание
домбраПовторить, что такое инструментальная музыка, кюй, композитор - кюйши. Составить ребусы с нотами «До», «Ре», «Ми», «Фа»
Нарисовать иллюстрацию (А4) к прослушанному кюю «Сары Арка»
Слова песни «Зима» 1 куплет наизусть.
8. Выставление оценок
- Спасибо всем за работу.
9. Прощание.
Технологическая карта урока
Дата:______________
Тема:_______________________________________________________________
Задание1. Запишите попевку «Петя» нотами, если известно, что 1 ступень - нота «ДО».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Вставь пропущенные слова.
Курмангазы САГЫРБАЕВ
Великий народный_____________________.
Автор и исполнитель_______________.
В народе его называют___________________.
В 2012 году установлен памятник в городе_______________________.
Вершина творчества, кюй__________________.
В переводе означает_____________________.
Характер музыки_______________________
____________________________.
Музыка кюя рисует____________
_____________________________.
Задание 3. Выучи слова песни « У леса на опушке»
-
У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты
Ковала ледяные да над реками мосты.
Припев:
Потолок ледяной, дверь скрипучая,
За шершавой стеной тьма колючая.
Как шагнешь за порог - всюду иней,
А из окон парок синий-синий.
-
Ходила на охоту, ковала серебро,
Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила, торила санный путь,
А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.