- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок по теме: «Изучение культуры своего народа через обряд»
Открытый урок по теме: «Изучение культуры своего народа через обряд»
Раздел | Музыка |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Басова И.Н. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме: «Изучение культуры своего народа через обряд».
Цели:
-
знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;
-
обобщение и расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях;
-
воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни;
-
развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, народные инструменты, обрядовый реквизит.
Ход урока
На экран выводится цитата:
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник всякой культуры». Петр Николаевич Савицкий
В класс дети входят под музыку (фонограмма).
Учитель: У каждого народа есть свои традиции, верования, обряды, которые веками выстраивались, вытачивались, убирая всё лишнее и оставляя самое главное. Для русского человека обряд был системой жизни: крещение - с момента рождения, свадебный обряд - вступление в самостоятельную жизнь отпевание - уход из жизни. К этому еще присоединялись календарные праздники: Рождество, Масленица, Пасха и т.д. Так что же такое обряд?
(Ученики дают свои ответы)
Обряд -это совокупность, установленных обычаем действий, складывающихся из традиций, верований и знаний народа.
Открывает календарный год праздник Рождества. В ночь перед ним и под Новый год во время обхода дворов певчие пели обходные песни, имевшие разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях). В течение всей рождественской недели специальными песнями славили Христа, его рождение изображали в народном кукольном театре - вертепе.
Учитель: У нас в гостях ансамбль народной песни «Криниченька». Послушайте, как звучали эти колядки на Кубани много лет назад :
В исполнении ансамбля звучит колядка «Иде звизда чудна».
Учитель: это рождественское песнопение рассказывает о рождении Христа, славит его как царя, и знакомит нас с другими библейскими героями: царём Иродом, волхвами.
А теперь послушайте другое песнопение в исполнении ансамбля, в котором говорится о том, как люди долго ждали этот праздник, как радуются его наступлению, как важен он для них.
В исполнении ансамбля звучит щедривка «Ой рано-рано куры запели».
Учитель: это щедривка, её основная задача донести радостную весть до людей и пожелать всем всяческих благ.
Давайте попробуем разучить и спеть колядку «В рождество Христово».
1. В Рождество Христово ангел прилетел
Он летел по небу, людям песню пел
Вы люди ликуйте, в сей день торжествуйте
День Христово Рождество.
2. Я лечу от Бога, радость вам принёс
Что в вертепе бедном родился Христос
Скорей поспешайте, младенца встречайте
Новонарожденного
3. Пастухи в пещеру первые пришли
И младенца Бога с матерью нашли
Стояли, молились, Христу поклонились
В день Христово Рождество
4. Все мы согрешили, Спасе, пред тобой
Все мы люди грешны, ты один святой
Прости прегрешения, дай нам оставленье
В день Христово Рождество.
На экран выводится цитата:
«Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Радищев
Одним из ярчайших, эмоционально красочных и трогательных обрядов у славянских народов является свадебный обряд. Он длится не один день. Его предвосхищает не менее важное по эмоциональному накалу действо - «прощание с красотой» (так называемый «невестин дивичник»).
Послушайте, как оплакивает невеста свою прежнюю спокойную жизнь при отце и матери, где её лелеяли, жалели, оберегали. После замужества ей придется нести все тяготы крестьянской жизни: заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство, работать на подворье и в поле. От того и плачет девушка, что нет уже возврата в ту прежнюю, беспечную жизнь.
В исполнении ансамбля звучит свадебная обрядовая песня смоленщины «Добро жаловать»:
Добро жаловать княжии свашеньки
Да ко мне в куйту за занавесу
Да что ко мне же молодешеньке
Да расчесать мне буйну голову
Да уж как отроду не в первый раз
Да во день красот во последний раз.
В народной песне, особенно в свадебных обрядах слово девушка, девица, невеста, нежно заменяется на «горлица», «голубка», «пташка».
Как вы думаете, для чего это делается?
(Ученики дают свои ответы)
Учитель:
Это делается не спроста, а для того, чтобы подчеркнуть бережное, трепетное отношение к ней. Послушайте, как звучит это в песнях славянских народностей.
В исполнении ансамбля звучит «Летала голубка вы саду», затем «Ой лэтила горлыця через сад»:
1. Летала голубка вы саду
А за ней голубчик осляду
Что тебе голубка ды мене
Есть тебе голубке лучше мене
Сколько я по лесу не летал
Лучше голубки не нашел!
2. Ой летила горлыця через сад
Роспустыла пирьячко на весь сад
На горлыци пирьячко як рилля
Колы будэ серденько весилля?
Ой я маю, маю я надию
Весиллячко зробимо в недилю!
«Голубка» в обрядовой песне является символом чистоты, женского достоинства, гармонии, красоты.
В момент встречи жениха у дома невесты поются величальные песни, где идеализируются, прославляются участники ритуала: реальные люди (жених, невеста). В противоположность величальным пелись корильные песни, которые высмеивают участников ритуала, нередко в преувеличенной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.
Послушайте в исполнении ансамбля отрывок из свадебного обряда смоленщины «Мы думали сватый ехали», «Наша Манечка - маков цвет».
1. Мы думали сватый ехали - 2р.
Ай ны пяшком ишли - 2р.
Жениха в мяшку нясли
Яго ноги торчали - 2р.
Сабаки барвали - 2р.
Думали сваты сести -2р.
Стало их тряска трести - 2р.
2. Наша Манечка - маков цвет
А ваш Ванечка - старый дед
Наша Манечка - ягода
А ваш Ванечка - колода
Наша Манечка - сыр налитый
А ваш Ванечка - клоп надутый!
Но всё это делалось для увеселения народа, носило шуточный характер. Как правило, все эти песни пелись хором, всеми участниками действа. Позже в свадебный обряд вводятся лирические песни. Они передают всю глубину чувств и трогательность отношений между женихом и невестой.
Послушайте, как это звучит в свадебной песне «Да приихал мой миленький с поля» в исполнении ансамбля .
1. Да приихал мой миленький с поля
Привязал коня край порога
Сам заплакал возле коня стоя
Заболела головенька в ёго
Не могу я до вечера дождатьси
Пошлю людей, девчоночку сватать
Сам пойду я под окошечко слушать
С каждым днём мы все дальше и дальше отдаляемся от наших истоков, от того времени, когда зарождались традиции нашего народа, но как близко оказываемся вдруг к ним - стоит лишь прикоснуться нам к народной песне, и через неё погрузиться в атмосферу того времени, увидеть и ощутить переживания её героев. Ведь прошлое - это часть нашей истории, часть нас самих и идти в будущее всегда лучше имея прекрасный багаж народной мудрости. Ведь как сказал поэт, культуролог и философ Петр Николаевич Савицкий:
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник всякой культуры».
Из класса дети выходят под музыку (фонограмма).
Источники:
-
Материал из «Литературной энциклопедии» (30-е гг. ХХ в.);
-
Обрядовый фольклор; календарные обряды;
-
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура (монография).
-
Школа русского фольклора под редакцией М. Т. Картавцевой, М 1994
-
Церковно-народный месяцеслов И.П. Калиновский, М 1990
-
Хрестоматия по фольклористике сост. Ю.Г. Круглов, М 1986
-
Личные муз. материалы фольклорной экспедиции по Смоленщине.