- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая тетрадь для занятий с начинающими скрипачами
Рабочая тетрадь для занятий с начинающими скрипачами
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дудина Т.В. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
НОТЫ
На нотном стане, состоящем из пяти линеек,
располагаются ноты.
Эти ноты пишутся между линейками, на линейках,
под линейками, над линейками
и на добавочных линейках.
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-
Едет зайка на такси.
До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-
Ест морковное пюре.
BOT CKPИПИЧНЫЙ КЛЮЧ,
ИЛИ КЛЮЧ «СОЛЬ»:
OH, KАK И НОТА «COЛЬ»,
ПИШЕТСЯ НА ВТОРОЙ ЛИНЕЙКЕ.
Задание: ОБВЕДИ скрипичный ключ,
Найди спрятанные в цветах ноты и подпиши их.
Подумай, отгадай, раскрась.
Подпиши нотки, которые найдешь на рисунках.
Учись называть ноты через одну и через две вверх и вниз.
НАЗВАНИЯ ЧАСТЕЙ СКРИПКИ И СМЫЧКА
Играть щипком и петь:
«ЗВУКИ СТРУН»
Ax, такой хорошей скрипки
Heту в целом мире.
Bот и струны есть на скрипке:
Их всего четыре.
Нота СОЛЬ, как голос папы,
PE - как мама говорит.
ЛЯ - на мой похожа голос.
Hapucyй бapxamucmый звук сmpуны COЛЬ
Звонкий колокольчик - МИ.
Нарисуй певучий звук струны ЛЯ
Hapucyй серебристый звук струны МИ
Нарисуй мягкий, тёплый звук PE
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СМЫЧКОМ ИГРАТЬ,
БУДЕМ РУКУ РАЗМИНАТЬ
"Обезьянка на канате"
Лезут пальцы вверх по трости,
Лезут вниз к колодке в гости,
И так быстро, и так ловко -
Обезьянкой на веревке.
ШЛАГБАУМ
«Сосулька»
Смычок берется перпендикулярно полу концом вверх. Расслабить большой палец так, чтобы трость заскользила между пальцами и повисла на большом пальце в конце смычка. Потом вернуться в исходное положение и повторить. Упражнение для освобождения пальцев.
«Кошка с мышкою играла, а потом ее поймала»
Исходное положение смычка, как в предыдущем упражнении: смычок тоже скользит между пальцами, только с остановками Смычок скользит и останавливается на каждом слоге. Завершается скольжение на большом пальце у конца смычка. Упражнение на освобождение и владение пальцами.
отгадай:
Мы по лестнице бежим
И считаем этажи.
Раз этаж, два этаж,
Три, четыре, мы в квартире.
ТОН - ПОЛУТОН
ГАРМОШКА
Петь песенки, хлопать в ладошки:
Короткий звук - хлопок,
Длинный звук - ладошками вниз.
Вот он гриб - боровик,
И красив, и велик!
Записать песенки палочками:
Длинными и короткими.
Маленькой ёлочке
холодно зимой.
Красная коровка,
чёрная головка.
Выпал снег, первый снег,
Всюду шум, всюду смех.
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ:
Пayза - это знак молчания.
Называются и считаются паузы так же, как и ноты.
ЦЕЛАЯ ПАУЗА
ПОЛОВИННАЯ ПАУЗА ЧЕТВЕРТНАЯ ПАУЗА ВОСЬМАЯ ПАУЗА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Ручеек бежит,
Пенится, шумит.
реприза - знак повтора
Самолёт летит,
в нём мотор гудит!
Запускай самолёты на всех струнах.
Видишь, скобочка прямая,
Вниз веди смычок, играя,
А увидишь уголок -
Значит, вверх веди смычок.
ВОТ НАСТАЛИ ВРЕМЕНА -
СМЫЧКОМ ИГРАЕМ ИМЕНА!
Коля
МАМА ПАПА ОЛЯ
Играй, проговаривая имена, на любой из струн
Сыграй на скрипке имена своих родных
Исполнение по одной ноте вверх или вниз называется ДЕТАШЕ.
Смычок следует вести:
-
точно поперёк струны
-
параллельно подставке
-
равномерно, с одинаковой скоростью
-
не надавливая на струну сильно
-
внимательно слушая качество звука.
Осенний дождичек
Медленно
Клён наряд багряный сбросил, серый дождик слезы льёт.
Значит, это снова осень, снова осень настаёт.
.
Закончи стихи, напиши к ним мелодию и сыграй её.
Листья желтые летят,...................................................
Солнышко
Не спеша
Солнце весною землю прогреет,
Выглянет травка зелёным ковром.
Летом появятся красные ягоды,
Защебечут птицы в небе голубом.
Прочитай стихи, используя названия нот:
Весёлые струны
Заиграйте звонче, скрипки,
Ми-Ми-Ми-Ми - Ля-Ля-Ля.
Пусть у всех будут улыбки
Ми-Ми-Ми-Ми - Ля-Ля-Ля.
А теперь на нижних струнах
Ре-Ре-Ре-Ре - Соль-Соль-Соль.
А теперь мы Вам сыграем
Ре-Ре-Ре-Ре - Соль - Ре - Ля - Ми.
Заиграйте звонче, скрипки,
Ми-Ми-Ми-Ми - Ля-Ля-Ля.
Пусть у всех будут улыбки
Ми - Ре -
Ля-Ля-Ля.
Штрих, при котором на один смычок
исполняется несколько звуков,
называется ЛЕГАТО.
УПРАЖНЕНИЯ на легато:
Закончи стихи, сочини к ним мелодию и сыграй её.
КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК
Как на тоненький ледок
выпал беленький снежок.
Эх! Зимушка-зима,
Ты морозная была.
ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я
Пойду ль я, выйду ль я,
Пойду ль я, выйду ль я
Во даль, во долинушку,
Во даль во широкую.
ЗАДАНИЕ:
Определи размер и напиши его
после скрипичного ключа.
ЗАДАНИЕ:
найди ошибки, исправь их красным карандашом.
КОШКА И КУРОЧКА
Сочини музыкальный ответ
Кто там в норке живет? Я здесь ма-ленький крот.
Вышли с мамой налегке малые ребята. И поплыли по реке жёлтые……
ЗАДАНИЕ:
найди ошибки, исправь их красным карандашом.
Обведи свою левую руку и пронумеруй пальцы.
Отработайте на струнах движение падения и отскока каждым пальцем.
Проделайте броски с подъемом одновременно двух смежных пальцев,
а также всех четырех пальцев.
Учите упражнение на столе, на деке скрипки.
Пальчики - ребятки
На струнах как хохлатки:
Зерна весело клюют,
Рядом петушки поют
СБЕГАЙТЕ, ПАЛЬЦЫ, ДЛЯ РАЗМИНКИ, НА СТРУНЫ - УЗКИЕ ТРОПИНКИ
Первый указательный - ловкий и старательный,
Второй серединный - палец самый длинный,
Третий безымянный - ленивый и упрямый,
Четвертый мизинец - всеобщий любимец,
Четко пальчиком стучи, Точно в ритме, не спеши!
А палец большой - в стороне боковой,
На струнах не бывает, но братьям помогает.
Расставь музыкальные обозначения:
ПОСТАНОВКА ПАЛЬЦЕВ ЛЕВОЙ РУКИ
Пальцы ставить на струну полукругло.
Струна должна находиться под серединой «подушечки» пальца.
Не следует «подушечкой» пальца касаться соседних струн.
Ногти пальцев (в особенности 1-го) должны быть обращены в сторону подставки.
Между вторыми суставами пальцев должно быть свободное пространство.
Избегать излишнего давления пальцев на струну.
Внимательно слушать качество звука.
НОТЫ НА СТРУНЕ РЕ
ПИОНЕР
Вот идёт пионер,
Для ребят он пример.
ЗАРЯДКА
Не быстро
На зарядку выходите,
Силу, ловкость покажите!
СЕКУНДА;- интервал, в котором ступени располагаются радом.
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще
По лугам цветущим!
Дождик, дождик, лей весь день
На овёс и на ячмень.
ЗАПОМНИ:
pizz. (пиццикато) - щипком
а гс о - и г рать смычком
К.С.- у конца смычка ,
С.С. - серединой смычка
Ц - целым смычком
н.п.- нижней половиной.
в.п.- верхней половиной
mf (меццо форте)-не очень громко
-
акцент (ударение)
убавляя силу звука (диминуэндо)
прибавляя силу звука (крещендо)
Расставь пальцы над нотами.
ля си до ре ми
соль ля си до ре
ми фа соль ля си
ЭХО
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: "Ты-ы!"
ДЕДУШКА ЕГОР
Неторопливо
Из-за лесу, из-за гор,
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке.
ТРУБА
Неторопливо
Вдалеке труба поёт:
"Та-ра, та-ра!"
Нас в поход она зовёт:
"Та-ра, та-ра!"