Интегрированный урок по технологии и музыке

Данный урок проводился в рамках Недели эстетических искусств. Цель: Приобщение детей к народной культуре. Задачи: -Познакомить детей с русским народным обычаем – проведением деревенских посиделок; -воспитание у учащихся бережного отношения к культурным обычаям и традициям; -приобщать к культурному наследию родного края;   -обучение приёмам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями. Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных та...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по технологии и музыке

Цель: Приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

-Познакомить детей с русским народным обычаем - проведением деревенских посиделок;

-воспитание у учащихся бережного отношения к культурным обычаям и традициям;

-приобщать к культурному наследию родного края;

-обучение приёмам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.

Оборудование: класс оформлен под русскую избу: стол накрытый скатертью, на котором стоит самовар, лежат пяльцы, прялка, нитки, лоскутки, образцы народных кукол. На стенах висят пословицы.

Пословицы:

1.Весело поётся - весело прядётся!

2.Сидим рядком, да поговорим ладком.

3.Хлеб, соль кушай, да правду слушай.

4.Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

5.Дружбу помни, а зло не забывай.

6. Не красна изба углами, а красна пирогами.
7.За доброе дело жди похвалы смело.

8.Какова пряха, такова рубаха.

9.Ныне гуляшки, завтра гуляшки- находишься без рубашки.

10.Потеха - делу помеха!

11.Раздайся народ, видишь, пляска идёт!

Ход урока

(на фоне музыки И. Купала звучат слова)

Учитель технологии: Добрый день, дорогие гости, ребята! (слайд 1)

Учитель музыки: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки.

В старые добрые времена был такой обычай: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали долгие вечера вместе. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.

Весело было, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня собрались на посиделки.

После слов «Это было давно» (слайд 4)

На фоне песни «Месяц» Н. Бабкиной звучат слова детей.

Учащийся 1.На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Учащийся 2. Отдых- это не безделки

Время игр и новостей,

Открываем посиделки

Вместе. Для друзей и для гостей.

Мальчики исполняют песню « В темном лесе»- 3 куплета

Девочки отвечают «У меня ль, во садочке»-3 куплета.

На фоне мелодии «Во поле берёза стояла» (слайд 7-9) звучат слова девочки:

Россия, Россия, края родные,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Учитель музыки:

Берёза. Берёзу милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи и в фольклоре. Россия и берёза эти два понятия неразделимы.

На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

Дети водят хоровод под сопровождение песни «Во поле берёза стояла».

(слайд 10)

На фоне песни Н. Бабкиной «Летят утки» дети читают стихотворение (слайд 11)

Учащийся 1.Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

Учащийся 2. В чьём ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки - уронили дудки,

Пролетели гуси - уронили гусли.

Учащийся 3.Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песней? С песней на Руси родились!

(Слайд 12)

Дети исполняют песню « Моя Россия».

(Слайд 13)

Учащийся 4.Мы и пели, и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждёт вас русская игра!

Под песню М. Девятовой «Ах, вы сени…» проводится Игра «Бой петухов».

Учитель:У зачина есть разминка, как бы нитка паутинка, та, что вяжет разговор.

Звучит песня «Заинька» И. Купалы (слайд 14) и на её фоне рассказывается сказка

Сказка « Василиса Прекрасная».

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха позвала к себе Василису, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: Слушай, доченька! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставлю тебе вот эту куклу. Держи её всегда при себе и не кому не показывай, когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…» Это конечно, сказка, но…

Учитель технологии. (слайды15-16) Существовал в языческой семье обычай; каждый год женщина - хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом, от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли - Берегиня.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.

Кукол -Берегинь делали из того, что было под рукой(солома, лён, мочало, береста).Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда их так и называли - «рванки»).

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожил, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Берегиня.

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей, прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

Учитель технологии. Дорогие гости и ребята, предлагаю самим изготовить такую куклу.

Участники посиделок и гости принимают участие в выполнении практической работы по изготовлению куклы-оберёга.

Изготовление куклы

(слайд 17-21)

Наша кукла Берегиня делается из 3 пучков ниток: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки, а третий пучок - это коса. Обратите внимание: цветная нитка для перевязывания пучков одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде человека защитный смысл.

У каждого из вас имеется картонка, она поможет сделать пучки ниток быстро.

Берем нитку и на картонке делаем намотку для косы. Для этого вдоль длинной стороны картонки намотаем нитку, примерно 40 оборотов. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась, но и провисать не должна. Разрезаем ее с одной стороны и снимаем. Делаем еще 2 намотки - одну потолще для туловища и потоньше для ручек, разрезаем с одной стороны и снимаем.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Берем одну намотку для косы и на самом конце завязываем узел

.Интегрированный урок по технологии и музыке

Затем берем вторую намотку, которая будет туловищем, и в ее сгиб вдеваем заготовку для косы, разделенную на 2 части.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Отступив 1,5-2 см, формируем голову и красной нитью закрепляем на месте шеи. Ниточку берем длиной 1 метр и не обрезаем.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Заплетаем косу, приговаривая: "На здоровье, на здоровье…" и завязываем красной нитью.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Делаем ручки. Для этого берем третью заготовку и, отступив от края 1 см, завязываем красную ниточку с одной стороны. Затем заплетаем косу и завязываем ниточку с другой стороны, чтобы получились ладошки. Подравниваем ножницами кончики.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Разделяем туловище на 2 половинки и вдеваем ручки.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Ниточкой, которой мы закрепляли голову, перевязываем куколку крест-накрест на груди и спинке и обозначаем талию. Завязываем поясок.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Завязываем ободок на голове.

Интегрированный урок по технологии и музыке

Учитель технологии: А напоследок хочется сказать: издревле русские люди славились крепким здоровьем и сильным духом. Наши предки оставили нам богатое наследство- это те традиции и обычаи, о которых мы знаем, но ленимся применять.

Учителя - Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:

Дети - Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Звучит пеня А. Баяновой «Праздник на селе».

Учитель: На этом наш урок подошёл к завершению. Приглашаем Вас, на чаепитие!

На фоне исполнения песен проходит чаепитие (слайд 22-27)

Учащийся: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Мы за вечер утомились,

Танцевали, веселились.

Что ж вы, гости?

Не сидите, к самовару подходите!

Угощайтесь, не стесняйтесь!

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Интегрированный урок по технологии и музыке

Интегрированный урок по технологии и музыке

Интегрированный урок по технологии и музыке

Интегрированный урок по технологии и музыке

Интегрированный урок по технологии и музыке

© 2010-2022