- Преподавателю
- Музыка
- Программа вокального кружка «Весёлые нотки»
Программа вокального кружка «Весёлые нотки»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина И.Г. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
«Согласовано»
на заседании ШМО
учителей «Синтез»
Протокол № 1
от 30 августа 2013 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по ВР
_________Зайцева МВ
30 августа 2013 г.
«Утверждено»
Приказ № 78-од
от 30 августа 2013 г.
Директор _________Багаева Г К
Программа музыкально-эстетического развития
объединения
« Весёлые нотки»
возраст 10 -14 лет
реализация программы -1год
Программу составила:
Кузьмина И Г - учитель музыки
г Зея
2013
Данная программа является комплексной, которая включает в себя следующие направления: ансамблевое и сольное пение.
Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, к сожалению, не позволяет детально заниматься формированием вокально-хоровых навыков.
Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницу между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук. Сольное или ансамблевое пение активно развивает основные музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат, помогает развитию речи, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, пробуждает к нравственно-эстетическим переживаниям. Обучение хоровому пению - это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Важная особенность хорового пения - его массовость и доступность. Каждое занятие - собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива. Результаты работы музыкального кружка прослеживаются на концертных выступлениях. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов разной музыки, с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Целью обучения ансамблевому и сольному пению является развитие художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению их культурного уровня.
Основные задачи обучения:
1.Формировать творческое сознание, сосредоточенность внимания, развитие долговременной памяти, активного воображения, слухового и вибрационного ощущения.
2.Выработать вокально-хоровые навыки, при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся.
3.Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.
4.Воспитать чувство ответственности за свою работу и работу всего коллектива.
5.Воспитывать художественного вкуса у детей, построив свою работу на
высокохудожественном репертуаре.
6.Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.
7.Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству.
8.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 14 лет, процесс обучения предусматривает групповые и индивидуальные занятия.
№
Название предмета
Кол-во часов за год
1
Индивидуальные занятия
(работа с солистами)
72
2
Вокальный ансамбль
72
3
Итого:
144
Результат реализации программы
В процессе обучения, дети постепенно приобретают необходимые вокально-хоровые навыки, значительно развивают свои музыкальные способности в области вокальных данных: певческое дыхание, формирование звука, умение пользоваться головным и грудным резонаторами, развитие смешанного голосообразования, выработка отчетливой и ясной артикуляции, дикции, развитие динамического и звуковысотного диапазона.
В процессе обучения учащиеся приобретают хоровые навыки: унисонное пение, развитие гармонического слуха в многоголосном пении, понимание дирижерского жеста, развитие ритмической устойчивости, освоение хоровой терминологии, умение анализировать хоровую партитуру.
Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
Учебно-тематический план
Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.
№ п/п
Тема
Кол- во
часов
Групповые.
занятия
(Вокальные группы)
Т П
Индивидуальные
занятия
(Солисты)
Т П
1
Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков.
10
2
3
1
4
2.
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.
26
3
10
1
12
3
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
10
1
4
1
4
4
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
36
4
14
2
16
5
Сценическая хореография.
4
-
2
-
2
6
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
42
4
17
2
19
7
Подготовка и участие в
праздниках
Концертная деятельность.
16
-
8
-
8
8.
Итого
144
14
58
7
1 65
Содержание
Программа предполагает разные виды деятельности учащихся: коллективные, групповые и индивидуальные и определяет примерное количество часов. За год - 144ч., в неделю- 4ч.:
2 ч. - вокальный ансамбль
2 ч.- сольное пение
В процессе музыкальных занятий ребёнок приобретает комплекс
вокально - хоровых навыков, посредством которых может выразить себя в пении:
-
чистое интонирование (постепенное и скачкообразное движение мелодии вверх и вниз)
-
навык естественного звукообразования (умение петь легко, свободно, без напряжения)
-
навыки правильного певческого дыхания
-
артикуляция и дикция (вырабатывается округлый, красивый звук)
-
навыки ритмического ансамбля
-
навыки совместного и согласованного исполнения произведения
-
способность слышать себя и другую партию
-
умение интонировать, выстраивать мелодические линии и аккорды.
Развивается музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура школьника, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера
умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella
формируется моральный положительный облик ребёнка.
Обучаясь пению, учащиеся знакомятся с произведениями композиторов классиков, народными песнями, и произведениями современных авторов. Особое внимание следует уделить тщательной работе над художественным образом исполняемых произведений, выявлением идейно-эмоционального смысла. Постепенно, с накоплением опыта хорового, сольного и ансамблевого исполнительства, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
В течение учебного года во внеурочное время производятся: открытые занятия для родителей, концерты, мероприятия, участие в школьных конкурсах, фестивалях.
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
Дата
Тема
1
3.09
Введение.
2
4.09-5.09
Знакомство с голосовым аппаратом.
Распевки. Артикуляция.
1
6.09
Детские песни в нашей жизни.
Использование певческих навыков.
1
10.09
Детский фольклор.
Певческие навыки. Дыхание.
3
11.09-13.09
Песенки из мультфильмов.
Вокально-хоровая работа.
1
17.09
Нотная грамота.
1
18.09
Колыбельные песни.
Музыкальная фраза.
3
19.09
20.09
24.09
Раскрепощение певца.
Манера исполнения.
2
01.10
02.10
Музыкальные игры и загадки.
Элементы движения под музыку.
2
03.10
04.10
Формы и жанры вокальной музыка.
Певческая позиция.
1
08.10
Детские песни в исполнении эстрадных певцов.
Манера исполнения.
1
09.10
Осенние песни.
Лад.
1
10.10
Школьные годы.
Дыхание, артикуляция.
1
11.10
Каникулы - веселая пора.
Вокально-хоровая работа.
1
15.10
Нотная грамота.
1
16.10
Новогодний карнавал.
Сценическая культура.
1
17.10
Подготовка к новогодним утренникам.
1
18.10
Хороводные песни и шутки. Игры.
1
22.10
Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.
Вокально- хоровые навыки.
2
23.10
24.10
Ноги сами в пляс пустились.
Движения под музыку.
1
25.10
Нотная грамота.
3
11.11
12.11
13.11
Волшебная страна звуков.
Вокально- хоровая работа.
2
14.11
18.11
В гостях у сказки.
Сценическая хореография.
2
19.11
20.11
Веселый праздник Масленица
Русские народные песни.
1
21.11
В кругу друзей
3
25.11
26.11
27.11
Мелодии дня.
Легато.
5
28.11
02.12
03.12
04.12
05.12
Настроение нежности и веселья.
Вокально-хоровая работа.
7
09.12-12.12
16.12-18-12
Краски музыки и голоса.
Унисон.
5
19.12
23.12-25.12
Необычные звуки и голоса.
Тембр.
5
26.12
15.01
Добрым быть совсем не просто…
Певческая позиция.
5
16.01-
23.01
Улыбка - это здорово!
Вокально- хоровая работа.
8
27.01-
06.02
И хорошее настроение не покинет нас!
Мажор.
4
10.02-
13.02
Веселей, встречай друзей.
Сценическая хореография.
42
Музыкальная прогулка.
Певческая позиция.
7
Летний день, замечательный праздник.
Подготовка к отчётному концерту.
7
Веселый калейдоскоп.
Подготовка к отчётному концерту.
1
Отчётный концерт.
144
Методы и формы
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
-
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
-
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
-
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
-
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").
1,2 четверть "ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок.
3,4 четверть "МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство.
Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «по нотам» и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает в незамысловатой работе - игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом. Данная программа помогает четко организовать работу кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения "подгонять" под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям. . Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. А песенный репертуар подбирается в течении года.
Список литературы
1. Программа специального хорового класса хоровых отделений детских музыкальных школ РСФСР, М-1974 г.
2. Школа хорового пения, составитель В. Попов, Л. Тихеева, Выпуск №1,М-1986г.
3.Школа хорового пения. Составитель В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян, выпуск №2, М-1974 г.
4. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических институтов. Составитель Г.П. Стулова
5. Огородов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в
общеобразовательной школе. Методическое пособие 1972 г.
6. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : М.,1958 г.
7. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : М., Просвещение 1987 г.
8. Соколов В. Работа с детским хором: М., Музыка 1981 г.
9. Матвеева. Дирижерская подготовка к уроку музыки : Свердловск 1990 г.
10. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом : М., 1985 г.
11. Струве Г. Хоровое сольфеджио: М., 1988 г.
12. Немов Р. С. Психология : учебник, кн. 2. Психология образования М.,1998г.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология : М., 1996 г.
14. Выготский Л. С. Психология искусства : М., 1968 г.
15. Аверин В. А. Психология детей и подростков, 1998 г.
16. Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: «Просвещение», 2002.
17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
18. Т.М.Орлова, С.И.Беркина «Учите детей петь» М.:«Просвещение 1987г.
19. В.Н.Шацкой «Детский голос» М.: «Педагогика» 1990г.
20. Г.С.Ригина «Уроки музыка» М.: «Просвещение» 1994г.
21. Журнал «Музыка в школе» 2004г. №5,6.