Программа вокального кружка «Весёлые нотки»

Данная программа является комплексной, которая включает в себя следующие  направления:  ансамблевое и сольное пение.Эта программа музыкально-эстетического развития объединения« Весёлые нотки» возраст 10 -14 летреализация программы -1год   Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение об...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

«Согласовано»

на заседании ШМО

учителей «Синтез»

Протокол № 1

от 30 августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по ВР

_________Зайцева МВ

30 августа 2013 г.

«Утверждено»

Приказ № 78-од

от 30 августа 2013 г.

Директор _________Багаева Г К




Программа музыкально-эстетического развития

объединения

« Весёлые нотки»


возраст 10 -14 лет

реализация программы -1год



Программу составила:

Кузьмина И Г - учитель музыки




г Зея

2013

Данная программа является комплексной, которая включает в себя следующие направления: ансамблевое и сольное пение.

Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, к сожалению, не позволяет детально заниматься формированием вокально-хоровых навыков.

Песня, современная песня в школе - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницу между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук. Сольное или ансамблевое пение активно развивает основные музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух, укрепляет голосовой аппарат, помогает развитию речи, вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, пробуждает к нравственно-эстетическим переживаниям. Обучение хоровому пению - это не только обучение данному виду искусства. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Важная особенность хорового пения - его массовость и доступность. Каждое занятие - собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива. Результаты работы музыкального кружка прослеживаются на концертных выступлениях. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов разной музыки, с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Целью обучения ансамблевому и сольному пению является развитие художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению их культурного уровня.

Основные задачи обучения:

1.Формировать творческое сознание, сосредоточенность внимания, развитие долговременной памяти, активного воображения, слухового и вибрационного ощущения.

2.Выработать вокально-хоровые навыки, при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся.

3.Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

4.Воспитать чувство ответственности за свою работу и работу всего коллектива.

5.Воспитывать художественного вкуса у детей, построив свою работу на

высокохудожественном репертуаре.

6.Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.

7.Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству.

8.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 14 лет, процесс обучения предусматривает групповые и индивидуальные занятия.

Название предмета

Кол-во часов за год

1

Индивидуальные занятия

(работа с солистами)

72

2

Вокальный ансамбль

72

3

Итого:

144

Результат реализации программы


В процессе обучения, дети постепенно приобретают необходимые вокально-хоровые навыки, значительно развивают свои музыкальные способности в области вокальных данных: певческое дыхание, формирование звука, умение пользоваться головным и грудным резонаторами, развитие смешанного голосообразования, выработка отчетливой и ясной артикуляции, дикции, развитие динамического и звуковысотного диапазона.

В процессе обучения учащиеся приобретают хоровые навыки: унисонное пение, развитие гармонического слуха в многоголосном пении, понимание дирижерского жеста, развитие ритмической устойчивости, освоение хоровой терминологии, умение анализировать хоровую партитуру.

Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.

Учебно-тематический план

Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

Групповые.

занятия

(Вокальные группы)

Т П

Индивидуальные

занятия

(Солисты)

Т П

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

10

2

3

1

4

2.

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.



26



3



10



1



12

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.



10



1



4



1



4

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.



36




4



14



2



16

5

Сценическая хореография.

4

-

2

-

2

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.



42



4






17



2



19

7

Подготовка и участие в

праздниках

Концертная деятельность.



16



-



8



-


8

8.

Итого

144

14


58

7

1 65

Содержание

Программа предполагает разные виды деятельности учащихся: коллективные, групповые и индивидуальные и определяет примерное количество часов. За год - 144ч., в неделю- 4ч.:

2 ч. - вокальный ансамбль

2 ч.- сольное пение

В процессе музыкальных занятий ребёнок приобретает комплекс

вокально - хоровых навыков, посредством которых может выразить себя в пении:

  • чистое интонирование (постепенное и скачкообразное движение мелодии вверх и вниз)

  • навык естественного звукообразования (умение петь легко, свободно, без напряжения)

  • навыки правильного певческого дыхания

  • артикуляция и дикция (вырабатывается округлый, красивый звук)

  • навыки ритмического ансамбля

  • навыки совместного и согласованного исполнения произведения

  • способность слышать себя и другую партию

  • умение интонировать, выстраивать мелодические линии и аккорды.

Развивается музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура школьника, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера

умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella

формируется моральный положительный облик ребёнка.

Обучаясь пению, учащиеся знакомятся с произведениями композиторов классиков, народными песнями, и произведениями современных авторов. Особое внимание следует уделить тщательной работе над художественным образом исполняемых произведений, выявлением идейно-эмоционального смысла. Постепенно, с накоплением опыта хорового, сольного и ансамблевого исполнительства, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.

В течение учебного года во внеурочное время производятся: открытые занятия для родителей, концерты, мероприятия, участие в школьных конкурсах, фестивалях.

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Дата

Тема

1

3.09

Введение.

2

4.09-5.09

Знакомство с голосовым аппаратом.

Распевки. Артикуляция.

1

6.09

Детские песни в нашей жизни.

Использование певческих навыков.

1

10.09

Детский фольклор.

Певческие навыки. Дыхание.

3

11.09-13.09

Песенки из мультфильмов.

Вокально-хоровая работа.

1

17.09

Нотная грамота.

1

18.09

Колыбельные песни.

Музыкальная фраза.

3

19.09

20.09

24.09

Раскрепощение певца.

Манера исполнения.

2

01.10

02.10

Музыкальные игры и загадки.

Элементы движения под музыку.

2

03.10

04.10

Формы и жанры вокальной музыка.

Певческая позиция.

1

08.10

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

Манера исполнения.

1

09.10

Осенние песни.

Лад.

1

10.10

Школьные годы.

Дыхание, артикуляция.

1

11.10

Каникулы - веселая пора.

Вокально-хоровая работа.

1

15.10

Нотная грамота.

1

16.10

Новогодний карнавал.

Сценическая культура.

1

17.10

Подготовка к новогодним утренникам.

1

18.10

Хороводные песни и шутки. Игры.

1

22.10

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Вокально- хоровые навыки.

2

23.10

24.10

Ноги сами в пляс пустились.

Движения под музыку.

1

25.10

Нотная грамота.

3

11.11

12.11

13.11

Волшебная страна звуков.

Вокально- хоровая работа.

2

14.11

18.11

В гостях у сказки.

Сценическая хореография.

2

19.11

20.11

Веселый праздник Масленица

Русские народные песни.

1

21.11

В кругу друзей

3

25.11

26.11

27.11

Мелодии дня.

Легато.

5

28.11

02.12

03.12

04.12

05.12

Настроение нежности и веселья.

Вокально-хоровая работа.

7

09.12-12.12

16.12-18-12

Краски музыки и голоса.

Унисон.

5

19.12

23.12-25.12

Необычные звуки и голоса.

Тембр.

5

26.12

15.01

Добрым быть совсем не просто…

Певческая позиция.

5

16.01-

23.01

Улыбка - это здорово!

Вокально- хоровая работа.

8

27.01-

06.02

И хорошее настроение не покинет нас!

Мажор.

4

10.02-

13.02

Веселей, встречай друзей.

Сценическая хореография.

42


Музыкальная прогулка.

Певческая позиция.

7


Летний день, замечательный праздник.

Подготовка к отчётному концерту.

7


Веселый калейдоскоп.

Подготовка к отчётному концерту.

1


Отчётный концерт.

144


Методы и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

1,2 четверть "ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок.

3,4 четверть "МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство.

Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «по нотам» и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает в незамысловатой работе - игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом. Данная программа помогает четко организовать работу кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения "подгонять" под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям. . Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. А песенный репертуар подбирается в течении года.



Список литературы

1. Программа специального хорового класса хоровых отделений детских музыкальных школ РСФСР, М-1974 г.

2. Школа хорового пения, составитель В. Попов, Л. Тихеева, Выпуск №1,М-1986г.

3.Школа хорового пения. Составитель В. Соколов, В. Попов, Л. Абелян, выпуск №2, М-1974 г.

4. Хоровой класс. Учебное пособие для педагогических институтов. Составитель Г.П. Стулова

5. Огородов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в

общеобразовательной школе. Методическое пособие 1972 г.

6. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению : М.,1958 г.

7. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : М., Просвещение 1987 г.

8. Соколов В. Работа с детским хором: М., Музыка 1981 г.

9. Матвеева. Дирижерская подготовка к уроку музыки : Свердловск 1990 г.

10. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом : М., 1985 г.

11. Струве Г. Хоровое сольфеджио: М., 1988 г.

12. Немов Р. С. Психология : учебник, кн. 2. Психология образования М.,1998г.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология : М., 1996 г.

14. Выготский Л. С. Психология искусства : М., 1968 г.

15. Аверин В. А. Психология детей и подростков, 1998 г.

16. Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: «Просвещение», 2002.

17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

18. Т.М.Орлова, С.И.Беркина «Учите детей петь» М.:«Просвещение 1987г.

19. В.Н.Шацкой «Детский голос» М.: «Педагогика» 1990г.

20. Г.С.Ригина «Уроки музыка» М.: «Просвещение» 1994г.

21. Журнал «Музыка в школе» 2004г. №5,6.



© 2010-2022