Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по музыке

на 2014/2015 учебный год

Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»

Класс 5

Общее количество часов за год 34 в неделю 1

Количество контрольных работ нет

Учитель:

ФИО Чупанова Татьяна Викторовна

Квалификационная категория II

Педагогический стаж 5

Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта среднего образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.



Пояснительная записка

Программа музыкальных занятий в 5 классах направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.

Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» кажется более привычной и особых вопросов не вызывает. В самом деле, каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Однако нужны немалые усилия, чтобы ребята осознали все многообразие и богатство связей музыки с литературой, чтобы достаточно ясно представили себе, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

Тема «Что стало б с литературой, если бы не было музыки» уже не кажется такой ясной и простой. Задача учителя заключается здесь в том, чтобы научить ребят читать книжки не только глазами, но и «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что, не будь музыки, не было бы очень много и в литературе. Надо, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.

Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Тема «Музыка и изобразительное искусство» несколько сложнее, чем тема «Музыка и литература», однако и она будет решена без особых трудностей при условии, если мы решительно откажемся от встречающейся еще в практике привычки приписывать музыке различные картины, уводящие обычно ребят в мир произвольных, субъективных и в большинстве случаев чисто внешних ассоциаций.

Материалом для занятий по теме «Можем и мы увидеть музыку» должна стать лишь та музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные зрительные образы.

Тема связи музыки со зрительными образами - «Можем ли мы услышать живопись» - решается значительно проще. Если показать ребятам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. , можно, не колеблясь, сказать, что не найдется среди них ни одного, кто сказал бы, что эти картины «ре звучат», что они безмолвны.

Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классах, непрерывно будет возрастать. Непрерывно должно возрастать и развитие музыкальных знаний и навыков учащихся. Так постепенно, на протяжении всех занятий, в 5 классах художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться, разные искусства начнут восприниматься ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах. А музыка будет все больше и больше раскрывать перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность.

Цель - воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса - интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Первое полугодие


Музыка и литература


Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» ( 9 часов )

В начале первого полугодия школьники рассматривают одну из граней темы - взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Песня - наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства.

Знакомство с указанными или другими народными песнями подтолкнет ребят к размышлению о том, что важнее в песне: слова или мелодия. На вопрос, как называется мелодия, которая поется голосом без слов, учителю, вероятно, придется ответить самому: такая мелодия называется вокализом. Мелодия, сочиненная для пения со словами, превращалась в инструментальную мелодию.

Продолжая изучение темы, школьники размышляют над тем, как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» ( 7часов )

Только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка? Значение музыки в жизни человека. Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становиться главным «действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками. Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. В рассказах музыка тоже является главным «действующим лицом», она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей - К. Паустовского.

Одним из самых кульминационных моментов полугодия по нравственно-воспитательной направленности, по драматической насыщенности и литературных и музыкальных образов - встреча ребят с музыкой В.- А. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар»

На церковном богослужении тоже звучит музыка. Месса - цикл песнопений, предназначенных для исполнения во время дневного богослужения в католической церкви.

Музыка в центре кинофильма.

Примерный музыкальный и литературный материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов. Мелодия 1-й части.

Вокализ. С. Рахманинов.

У зари-то, у зореньки, р.н.п.

Все мы песни перепели, р.н.п. Обработка А. Лядова.

Жаворонок. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев (фортепианная пьеса).

Поэма памяти С. Есенина. Г. Свиридов, стихи С. Есенина. 2-я часть - Поет зима, аукает.

Садко. Былина из русского народного литературного фольклора.

Садко. Опера-былина. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты: Колыбельная Волховы, Заиграйте, мои гусельки.

Мелодия. Н. Аладов.

Квартет. Басня. И. Крылов.

Квартет № 2. А. Бородин. Ноктюрн.

Фрагменты из произведений П. Чайковского (по выбору учителя).

Второе полугодие


Музыка и изобразительное искусство


Тема «Можем ли мы увидеть музыку» ( 10 часов )


Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. В этом полугодии школьники познакомятся с некоторыми фрагментами из оперы С. Прокофьева «Война и мир». События отечественной войны 1812 г. нашли свое отражение в разных видах искусства. Восприятия музыкального портрета может послужить «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. Музыка, вызывающая в нашем представлении различные картины природы, - новая грань темы.

Тема «Можем ли мы услышать живопись» ( 8 часов )

Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении зрительные образы. Музыкальная живопись. Народные обряды и праздники связаны с яркой зрелищностью, живописностью, праздничностью убранства и оформления, красочностью костюмов. Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства может быть проведено на примере таких произведений русского и западноевропейского искусства, как хор «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и др.

Примерный музыкальный, литературный и художественный материал

Симфония № 2 . А. Бородин. Экспозиция 1-й части.

Богатыри. В. Васнецов.

Бородино. М. Лермонтов.

Бородинская битва. Панорама. Ф. Рубо.

Хованщина. Опера. М. Мусоргский. Вступление - Рассвет на Москве-реке.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Хабанера. М. Равель и др.

Требования к уровню музыкального развития пятиклассников

Музыкальная культура пятиклассников условно характеризуется следующими показателями:

- устойчивый интерес к музыке как искусству и к музыкальным занятиям в школе;

- эмоциональное восприятие музыки различных форм и жанров, умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым произведениям;

- наличие представлений о связи музыки с жизнью;

- наличие представлений о формах музыки и средствах музыкальной выразительности;

- наличие опыта (умений и навыков) индивидуального и коллективного музицирования (хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения и др. );

- понимание характерных черт и особенностей русского народного и профессиональной музыки и музыки других народов мира;

- понимания выразительного значения различных типов и видов интонации;

- проявление творческого начала в своеобразии ответов, в характере исполнения, в вокальных и инструментальных импровизациях.

Планирование учебной деятельности

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

1

1-я четверть. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

1

Вводный урок

Роль музыки в жизни

2

Композиторская и народная песня

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Взаимосвязь музыки и речи

3

Перерождение музыки

1

Расширение и углубление знаний

«Жаворонок» М. Глинка - М. Балакирев

4

Музыка рисует

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Взаимосвязь слов и мелодий. Г. Свиридов «Поет зима, аукает»

5

Либретто

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с новым понятием

6

Н.А. Римский-Корсаков - творчество

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Оперное творчество композитора

7

Опера-былина «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Жанр опера

8

Музыкальные фрагменты из оперы «Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Колыбельная Волховы

9

Взаимосвязь музыки и литературы

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведение

1

2-я четверть. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки.

1

Вводный урок

Роль литературы в музыкальных жанрах

2

Музыкант-чародей

1

Расширение и углубление знаний

Музыка помогает в тяжелую минуту

3

Музыка-главное действующее лицо

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Квартет №2» А. Бородина

4

К. Паустовский - В. Моцарт

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Значение музыки в прозе

5

Судьба барабанщика

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальность произведений А. Гайдара

6

«Звуки музыки»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль музыки в кинофильмах

7

Взаимосвязь литературы и музыки

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведений


1

3-я четверть Можем ли мы увидеть музыку?

Музыка и изобразительное искусство

1

Вводный урок

Взаимосвязь музыки и живописи

2

Песня о тачанке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка в союзе с другими искусствами

3

Богатырская тема в искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Связь музыки и изобразительного искусства

4

Богатырская тема в музыке

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Значение музыки в создании героических образов

5

Могучая кучка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с участниками кружка

6

М. Мусоргский - композитор могучей кучки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Оперное творчество композитора

7

Произведения, связанные с историей России

1

Расширение и углубление знаний

М. Мусоргский «Хованщина»

8

Музыка изображает различные картины природы

1

Расширение и углубление знаний

Вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина»

9

С.С. Прокофьев опера «Война и мир»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с главными героями оперы

10

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Обобщение знаний о взаимосвязи музыки и искусства

1

4-ячетверть. «Можем ли мы услышать живопись?»

Можем ли мы услышать живопись?

1

Вводный урок

Познакомить с понятием «музыкальность картин»

2

«Трубачи Первой Конной»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Марш Буденного» Дм. Покрасс

3

М. Равель «Хабанера»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Познакомить с комбинацией звуковых красок

4

К. Дебюсси «Празднества»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музыкальной культурой Франции XX века

5

Вслушиваемся в картину «Вечерний звон»

1

Расширение и углубление знаний

Взаимосвязь музыки и живописи через природу

6

Масленица в музыке и изобразительном искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка и живопись соединяется в одно целое

7

И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

8

Восприятие музыки с литературой и изобразительном искусством

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Слушание пройденных произведений


Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.

5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. - М.: Просвещение, 2011. - 104 с.



© 2010-2022