Представление педагогического опыта. Проект программы Детский хор

Энтузиасты хорового дела, общественные организации, научно - исследовательские и образовательные учреждения вносят значительный вклад в развитие детского хорового искусства. Вместе с тем, делающие общее дело люди зачастую не осведомлены об условиях коллег, их интересном опыте и творческих находках. Для повышения информированности специалистов, работающих в области детского певческого творчества, для создания условий эффективной совместной деятельности и создается программа «Детский хор».
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ ХОР»

Энтузиасты хорового дела, общественные организации, научно - исследовательские и образовательные учреждения вносят значительный вклад в развитие детского хорового искусства. Вместе с тем, делающие общее дело люди зачастую не осведомлены об условиях коллег, их интересном опыте и творческих находках. Для повышения информированности специалистов, работающих в области детского певческого творчества, для создания условий эффективной совместной деятельности и создается программа «Детский хор».

Условия возникновения и становления опыта.

Школа, где я работаю, является муниципальным образовательным учреждением. Школа ориентирована на углубленное изучение детьми информатики. Дети, обучающиеся в школе, обладают различными индивидуальными особенностями и возможностями. Среди учащихся в основном преобладает высокий и средний уровень развития способностей, мотивации к учебной деятельности, активности в творческих проектах и в других видах внеурочной деятельности. В школе учатся дети из семей различных по своему социальному статусу, поэтому одной из главных задач школы, является воспитание и развитие толерантности отношений между учащимися, между учащимися и учителями, а так же толерантности учащихся к различным школьным предметам. Работа школы направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование свободной физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на самореализацию в обществе.

Художественно - эстетическое воспитание - одно из важных направлений в работе школы. Администрация школы способствует развитию условий для реализации художественно - эстетического и музыкального воспитания. Постоянно пополняется учебно - методический комплекс. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведется по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской, так как она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально - эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате многолетней работы. В школе создана система взаимосвязи уроков музыки и внеклассной деятельности по предмету. Учащиеся по желанию занимаются в школьном хоре.

Основные положения

Отечественная хоровая культура, одна из самых древних в Европе, существует

более тысячи лет. До начала прошлого века хор был тем видом музыкального

искусства, в котором с наибольшей полнотой выразились духовно - нравственные

и эстетические идеалы народа.

Тяга к хоровому, к коллективному - характерная черта нашего народа.

Хоровое искусство бесконечно разнообразно. Его первооснова - народная песня,

неиссякаемый источник красоты и вдохновения, питающий нашу музыку до

сегодняшнего дня. В историческом плане роль хорового искусства огромна в силу

  • Выявление и поддержка одаренных детей и подростков, талантливых педагогов;

  • Внедрение в хоровую практику передового педагогического опыта;

  • Создание экспериментальных площадок на базе ведущих детских певческих
    коллективов;

  • Формирование базы данных по детскому певческому воспитанию;

  • Создание системы информационного обеспечения Программы.

Основные направления реализации программы Организационная деятельность

  1. Создание постоянно действующей межведомственной группы.

  2. Создание в каждом регионе группы координаторов программы.

  3. Проведение ежегодных семинаров-совещаний координаторов программы.

  4. Создание федерального банка данных программы (хоровые коллективы, ода
    ренные дети, педагогические кадры, научно-методические материалы, реперту
    ар, педагогический опыт, консультационные пункты и экспериментальные пло
    щадки, методики и технологии работы с детским хоровым коллективом и пр.).

Научно-методическая и экспериментальная деятельность

1.Участие педагогов-музыкантов России во Всероссийских конкурсах авторских программ пол дополнительному образованию детей.

2.Подготовка и проведение межведомственного Всероссийского семинара по вопросам программно-методического обеспечения деятельности певческих коллективов в системе дополнительного образования детей.

  1. Подготовка и проведение научно-практических конференций «Теория и
    практика хорового исполнительства».

  2. Подготовка и издание образовательных программ, учебных планов, учеб
    но-методических материалов, репертуарных сборников, учебных наглядных
    пособий, видео- и аудиокассет.

Создание экспериментальных площадок на базе ведущих детских хоровых коллективов России.

  1. Научно-методическое консультирование педагогов, работа с авторами
    образовательных программ.

  2. Формирование научного потенциала на основе выявления и поддержки талантливых педагогов-исследователей в области музыкального воспитания детей.

Деятельность по кадровому обеспечению

Организация и проведение курсов повышения квалификации руководящих, педагогических и методических кадров системы дополнительного образования детей по художественному направлению на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, его доступности и нравственно - этической высоты. Наши предки рассматривали хор как один из инструментов духовного совершенствования нации. Однако в определенные периоды развития отечественной музыки в силу ряда причин хоровое искусство отходило как бы на второй план.

В последние десятилетия в хоровом исполнительстве наблюдается заметное оживление, созрели условия для своеобразного «хорового ренессанса». Это и расширившиеся запросы современного слушателя и деятельность молодого поколения хормейстеров, и новый репертуар, и своеобразные концертные залы памятники архитектуры с замечательными акустическими возможностями, и рост творческого потенциала детского хорового исполнительства.

Детское хоровое пение - один из самых распространенных и общедоступных видов музыкально - эстетического воспитания детей и юношества; это - коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это -- возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка. В настоящее время существуют музыкальные школы, школы искусств, хоровые школы, хоровые студии, хоровые ансамбли, в которых сложились профессиональные педагогические коллективы, налажен результативный учебно-воспитательный процесс, осуществляется концертная деятельность на самых престижных сценах в стране и за рубежом. Проводятся всероссийские детские хоровые конкурсы, фестивали, праздники песни.

Вместе с тем, не созданы традиции музыкального воспитания посредством хорового пения, отсутствует целостная программа деятельности по развитию данного вида детского творчества. Недостаточно используются возможности взаимодействия органов образования и культуры, слабо разработана программно-методическая база, незначительно число фундаментальных исследований в области детской хоровой культуры, наблюдается дефицит высоко профессиональных специалистов, отсутствует система повышения квалификации и переподготовки руководящих, методических и педагогических кадров по соответствующей проблематике, наблюдается «репертуарный голод».

Предлагаемый проект представляет собой модель взаимодействия совместных усилий различных министерств, ведомств, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества.

Основная цель

возрождение и развитие детской певческой культуры России.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Развитие детского хорового движения на основе взаимодействия системы образования и системы культуры; воспитание художественного вкуса исполнителя и слушателя;

  • Повышение исполнительского уровня детских хоровых коллективов;

  • Совершенствование профессионального мастерства педагогов-хормейстеров;

  • Расширение репертуара;

  • Создание и апробирование программ и методических пособий по музыкальному образованию и воспитанию детей и подростков;

  1. Организация и проведение индивидуальных консультаций, стажировок на баземастер-классов и творческих мастерских ведущих педагогов-музыкантов России.

  2. Подготовка предложений о введении специальности «педагог дополнительного образования» в учебных заведениях среднего профессионального образования.

  3. Организация взаимодействия ИУУ, ИПК, и ИПКРО в подготовке хормейстерских кадров (анализ и систематизация опыта работы, подготовка учебно-методических материалов).

Информационная деятельность

  1. Создание специальных рубрик по проблемам детского исполнительства в журналах «Искусство в школе», «Внешкольник», в газете «Радость», в информационном бюллетене «Вестник ВМО».

  2. Осуществление творческих контактов с детскими редакциями радио и телевидения с целью пропаганды детского хорового творчества.

  3. Разработка системы мер по привлечению региональных и местных средств массовой информации для освещения реализации программы.

Деятельность по обеспечению массовых мероприятий с детьми

  1. Формирование Всероссийского Календаря массовых певческих мероприятий с детьми.

  2. Организация сводного детского хора России (разработка Положения, издание репертуарного сборника).

  3. Проведение ежегодной профильной смены в одном из детских оздоровитель
    ных лагерей России.

  4. Выявление и поддержка одаренных детей, детских творческих коллективов.

Ожидаемые результаты

Формирование положительного общественного отношения к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения России. Объединение усилий всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, творческих коллективов, музыкантов и энтузиастов в деле развития и пропаганды детского хорового движения. Совершенствование профессионального мастерства педагогов-хормейстеров.

Становление системы массовых мероприятий с детьми в области хорового исполнительства.

Результат работы по предмету можно увидеть в проводимых мониторингах успеваемости и качества знаний.

Уч. год

3класс

4класс

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

2012-2013г.

100%

100%

98 %

98.%

97,3%

98%

97,6%

2013-2014

100%

100%

100%

100%

97,3%

98%

100%

2014-2015

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Как мы видим, рост интереса учащихся к предмету отразился на качестве знаний, а так же на результатах внеурочной деятельности.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по музыке и искусству

Победы и призовые места - смотр художественной самодеятельности: Чимизгина Д.(2015), ансамбль младших школьников (2015), ансамбль «Зелена волна» (2015)

Участие- Олимпиада по музыке г.о. Саранск: Тетяйкина М.(2012)

Конкурс патриотической песни: Спиридонова М.(2014),

Конкурс детских рисунков «Добрый мост»: Шапошников С. (2014)

Фестиваль творчества детей «Как прекрасен этот мир» Ежова Е. (2013 )

Республиканский уровень:

Победы и призовые места - Республиканская олимпиада по музыке: Каменцева О. (2015), Меркулова М. (2015), Сергушина М. (2015).

Конкурс патриотической песни: Сорокин В. (2014), Кашигин Ю. (2013, 2014), ансамбль «Зеленая волна» (2013),

Фестиваль-конкурс авторской песни «Серебряные струны» : Гришаев А. (2014)

Участие - Республиканская олимпиада по музыке: Строкова А. (2014), Гришаев А. (2013)

Российский уровень:

Победы и призовые места - всероссийская вокально-хоровая ассамблея «Сanzoniere»: ансамбль «Зеленая волна» (2013)

Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде

Муниципальный уровень:

Победы и призовые места -

Всероссийская олимпиада школьников по искусству: Радайкина Е.(2013, 2014),

Поскребышева А. (2014),

Швецова С. (2014, 2015)

Республиканский уровень:

Победы и призовые места-

Всероссийская олимпиада школьников по искусству: Швецова С. (2015)

5


© 2010-2022