- Преподавателю
- Музыка
- Представление педагогического опыта. Проект программы Детский хор
Представление педагогического опыта. Проект программы Детский хор
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Л.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ДЕТСКИЙ ХОР»
Энтузиасты хорового дела, общественные организации, научно - исследовательские и образовательные учреждения вносят значительный вклад в развитие детского хорового искусства. Вместе с тем, делающие общее дело люди зачастую не осведомлены об условиях коллег, их интересном опыте и творческих находках. Для повышения информированности специалистов, работающих в области детского певческого творчества, для создания условий эффективной совместной деятельности и создается программа «Детский хор».
Условия возникновения и становления опыта.
Школа, где я работаю, является муниципальным образовательным учреждением. Школа ориентирована на углубленное изучение детьми информатики. Дети, обучающиеся в школе, обладают различными индивидуальными особенностями и возможностями. Среди учащихся в основном преобладает высокий и средний уровень развития способностей, мотивации к учебной деятельности, активности в творческих проектах и в других видах внеурочной деятельности. В школе учатся дети из семей различных по своему социальному статусу, поэтому одной из главных задач школы, является воспитание и развитие толерантности отношений между учащимися, между учащимися и учителями, а так же толерантности учащихся к различным школьным предметам. Работа школы направлена на выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование свободной физически здоровой личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в дальнейшем на самореализацию в обществе.
Художественно - эстетическое воспитание - одно из важных направлений в работе школы. Администрация школы способствует развитию условий для реализации художественно - эстетического и музыкального воспитания. Постоянно пополняется учебно - методический комплекс. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведется по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской, так как она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально - эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате многолетней работы. В школе создана система взаимосвязи уроков музыки и внеклассной деятельности по предмету. Учащиеся по желанию занимаются в школьном хоре.
Основные положения
Отечественная хоровая культура, одна из самых древних в Европе, существует
более тысячи лет. До начала прошлого века хор был тем видом музыкального
искусства, в котором с наибольшей полнотой выразились духовно - нравственные
и эстетические идеалы народа.
Тяга к хоровому, к коллективному - характерная черта нашего народа.
Хоровое искусство бесконечно разнообразно. Его первооснова - народная песня,
неиссякаемый источник красоты и вдохновения, питающий нашу музыку до
сегодняшнего дня. В историческом плане роль хорового искусства огромна в силу
-
Выявление и поддержка одаренных детей и подростков, талантливых педагогов;
-
Внедрение в хоровую практику передового педагогического опыта;
-
Создание экспериментальных площадок на базе ведущих детских певческих
коллективов;
-
Формирование базы данных по детскому певческому воспитанию;
-
Создание системы информационного обеспечения Программы.
Основные направления реализации программы Организационная деятельность
-
Создание постоянно действующей межведомственной группы.
-
Создание в каждом регионе группы координаторов программы.
-
Проведение ежегодных семинаров-совещаний координаторов программы.
-
Создание федерального банка данных программы (хоровые коллективы, ода
ренные дети, педагогические кадры, научно-методические материалы, реперту
ар, педагогический опыт, консультационные пункты и экспериментальные пло
щадки, методики и технологии работы с детским хоровым коллективом и пр.).
Научно-методическая и экспериментальная деятельность
1.Участие педагогов-музыкантов России во Всероссийских конкурсах авторских программ пол дополнительному образованию детей.
2.Подготовка и проведение межведомственного Всероссийского семинара по вопросам программно-методического обеспечения деятельности певческих коллективов в системе дополнительного образования детей.
-
Подготовка и проведение научно-практических конференций «Теория и
практика хорового исполнительства». -
Подготовка и издание образовательных программ, учебных планов, учеб
но-методических материалов, репертуарных сборников, учебных наглядных
пособий, видео- и аудиокассет.
Создание экспериментальных площадок на базе ведущих детских хоровых коллективов России.
-
Научно-методическое консультирование педагогов, работа с авторами
образовательных программ. -
Формирование научного потенциала на основе выявления и поддержки талантливых педагогов-исследователей в области музыкального воспитания детей.
Деятельность по кадровому обеспечению
Организация и проведение курсов повышения квалификации руководящих, педагогических и методических кадров системы дополнительного образования детей по художественному направлению на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, его доступности и нравственно - этической высоты. Наши предки рассматривали хор как один из инструментов духовного совершенствования нации. Однако в определенные периоды развития отечественной музыки в силу ряда причин хоровое искусство отходило как бы на второй план.
В последние десятилетия в хоровом исполнительстве наблюдается заметное оживление, созрели условия для своеобразного «хорового ренессанса». Это и расширившиеся запросы современного слушателя и деятельность молодого поколения хормейстеров, и новый репертуар, и своеобразные концертные залы памятники архитектуры с замечательными акустическими возможностями, и рост творческого потенциала детского хорового исполнительства.
Детское хоровое пение - один из самых распространенных и общедоступных видов музыкально - эстетического воспитания детей и юношества; это - коллективное музицирование, процесс творчества, процесс обучения; это -- возможность обратиться к хоровой музыке как к источнику и способу развития ребенка. В настоящее время существуют музыкальные школы, школы искусств, хоровые школы, хоровые студии, хоровые ансамбли, в которых сложились профессиональные педагогические коллективы, налажен результативный учебно-воспитательный процесс, осуществляется концертная деятельность на самых престижных сценах в стране и за рубежом. Проводятся всероссийские детские хоровые конкурсы, фестивали, праздники песни.
Вместе с тем, не созданы традиции музыкального воспитания посредством хорового пения, отсутствует целостная программа деятельности по развитию данного вида детского творчества. Недостаточно используются возможности взаимодействия органов образования и культуры, слабо разработана программно-методическая база, незначительно число фундаментальных исследований в области детской хоровой культуры, наблюдается дефицит высоко профессиональных специалистов, отсутствует система повышения квалификации и переподготовки руководящих, методических и педагогических кадров по соответствующей проблематике, наблюдается «репертуарный голод».
Предлагаемый проект представляет собой модель взаимодействия совместных усилий различных министерств, ведомств, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами музыкально-эстетического воспитания детей и юношества.
Основная цель
возрождение и развитие детской певческой культуры России.
Программа предусматривает решение следующих задач:
-
Развитие детского хорового движения на основе взаимодействия системы образования и системы культуры; воспитание художественного вкуса исполнителя и слушателя;
-
Повышение исполнительского уровня детских хоровых коллективов;
-
Совершенствование профессионального мастерства педагогов-хормейстеров;
-
Расширение репертуара;
-
Создание и апробирование программ и методических пособий по музыкальному образованию и воспитанию детей и подростков;
-
Организация и проведение индивидуальных консультаций, стажировок на баземастер-классов и творческих мастерских ведущих педагогов-музыкантов России.
-
Подготовка предложений о введении специальности «педагог дополнительного образования» в учебных заведениях среднего профессионального образования.
-
Организация взаимодействия ИУУ, ИПК, и ИПКРО в подготовке хормейстерских кадров (анализ и систематизация опыта работы, подготовка учебно-методических материалов).
Информационная деятельность
-
Создание специальных рубрик по проблемам детского исполнительства в журналах «Искусство в школе», «Внешкольник», в газете «Радость», в информационном бюллетене «Вестник ВМО».
-
Осуществление творческих контактов с детскими редакциями радио и телевидения с целью пропаганды детского хорового творчества.
-
Разработка системы мер по привлечению региональных и местных средств массовой информации для освещения реализации программы.
Деятельность по обеспечению массовых мероприятий с детьми
-
Формирование Всероссийского Календаря массовых певческих мероприятий с детьми.
-
Организация сводного детского хора России (разработка Положения, издание репертуарного сборника).
-
Проведение ежегодной профильной смены в одном из детских оздоровитель
ных лагерей России. -
Выявление и поддержка одаренных детей, детских творческих коллективов.
Ожидаемые результаты
Формирование положительного общественного отношения к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения России. Объединение усилий всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, творческих коллективов, музыкантов и энтузиастов в деле развития и пропаганды детского хорового движения. Совершенствование профессионального мастерства педагогов-хормейстеров.
Становление системы массовых мероприятий с детьми в области хорового исполнительства.
Результат работы по предмету можно увидеть в проводимых мониторингах успеваемости и качества знаний.
Уч. год
3класс
4класс
5класс
6класс
7класс
8класс
9класс
2012-2013г.
100%
100%
98 %
98.%
97,3%
98%
97,6%
2013-2014
100%
100%
100%
100%
97,3%
98%
100%
2014-2015
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
Как мы видим, рост интереса учащихся к предмету отразился на качестве знаний, а так же на результатах внеурочной деятельности.
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по музыке и искусству
Победы и призовые места - смотр художественной самодеятельности: Чимизгина Д.(2015), ансамбль младших школьников (2015), ансамбль «Зелена волна» (2015)
Участие- Олимпиада по музыке г.о. Саранск: Тетяйкина М.(2012)
Конкурс патриотической песни: Спиридонова М.(2014),
Конкурс детских рисунков «Добрый мост»: Шапошников С. (2014)
Фестиваль творчества детей «Как прекрасен этот мир» Ежова Е. (2013 )
Республиканский уровень:
Победы и призовые места - Республиканская олимпиада по музыке: Каменцева О. (2015), Меркулова М. (2015), Сергушина М. (2015).
Конкурс патриотической песни: Сорокин В. (2014), Кашигин Ю. (2013, 2014), ансамбль «Зеленая волна» (2013),
Фестиваль-конкурс авторской песни «Серебряные струны» : Гришаев А. (2014)
Участие - Республиканская олимпиада по музыке: Строкова А. (2014), Гришаев А. (2013)
Российский уровень:
Победы и призовые места - всероссийская вокально-хоровая ассамблея «Сanzoniere»: ансамбль «Зеленая волна» (2013)
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде
Муниципальный уровень:
Победы и призовые места -
Всероссийская олимпиада школьников по искусству: Радайкина Е.(2013, 2014),
Поскребышева А. (2014),
Швецова С. (2014, 2015)
Республиканский уровень:
Победы и призовые места-
Всероссийская олимпиада школьников по искусству: Швецова С. (2015)
5