- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок по музыкальной литературе Тема: «Программно изобразительная музыка. М. Мусоргский «Картинки с выставки» Первый год обучения
Открытый урок по музыкальной литературе Тема: «Программно изобразительная музыка. М. Мусоргский «Картинки с выставки» Первый год обучения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Будаева А.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по музыкальной литературе
Тема:
«Программно изобразительная музыка.
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Первый год обучения
Преподаватель: Будаева А. А.
Задачи:
помочь формированию умения анализировать музыкальное произведение и выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, систематизировать знания о выразительных средствах музыки, научить слушать и слышать музыку;
способствовать развитию ассоциативного мышления, расширению кругозора, развитию музыкальной памяти, образного и чувственного мышления;
содействовать воспитанию чуткого отношения к произведениям искусства,
любви к музыке, уважению к культуре прошлого.
Оборудование:
репродукции картин В.А.Гартмана;
аудиодиск с музыкальным циклом «Картинки с выставки»;
DVD-проигрыватель;
портреты М.П.Мусоргского и В.А.Гартмана;
Словарь урока:
Сюита Скерцо
М.П.Мусоргский
В. А. Гартман
Структура урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Повторение.
Объяснение материала.
Слушание музыки.
Выполнение практического задания.
Анализ работ учащихся.
Подведение итогов.
Ход урока:
Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, скажите, чем отличаются такие названия музыкального произведения, как, например, «Пьеса», «Этюд», «Прелюдия», или «Утро», «Лебедь», «Полет шмеля» и т. д.?
Ответы учащихся.
Благодаря конкретному названию, содержание музыки более доступно и понятно слушателям. А какой термин мы используем для обозначения музыкального произведения, имеющего название?
Ответы учащихся.
Программное. К программным (от греч. «программа» - «объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. А вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?
Ответы учащихся.
В вокальных произведениях - песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах - всегда есть текст и программа ясна. А какой прием используют композиторы, чтобы «показать», «изобразить», раскрыть содержание, заявленное в названии музыкального произведения?
Ответы учащихся.
Изобразительность. А какие виды изобразительности в музыке вы знаете? Приведите примеры.
Ответы учащихся.
Подражание звукам и голосам природы. «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Песня жаворонка» П. Чайковского.
Показ движения людей, зверей, птиц, через которые передается их характер. «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, «Кикимора» А. Лядова.
А сегодня мы познакомимся с еще одним интересным и самобытным музыкальным явлением - фортепианной сюитой великого русского композитора XIX века М. Мусоргского «Картинки с выставки» (показать портрет композитора). Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Уточнение. XIX век - это 1800 или 1900-какой-то год?
Ответы учащихся.
О чем вам говорит название сюиты? Оно вам что-то подсказывает?
Ответы учащихся.
«Картинки с выставки» написаны Мусоргским под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана (показать портрет художника), состоявшейся в 1874 году.
Вы услышали новое слово - сюита. Давайте разберем и запишем, что оно обозначает. Сюита (в переводе с французского - «последовательность», «ряд») - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общим замыслом.
Итак, Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали несколько сюжетов (показать репродукции):
«Гном»;
«Старый замок»;
«Тюильрийский сад»;
«Быдло»;
«Балет невылупившихся птенцов»;
«Два еврея - богатый и бедный»;
«Лимож. Рынок»;
«Катакомбы»;
«Избушка на курьих ножках»;
«Богатырские ворота».
Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Сегодня мы более подробно остановимся на двух пьесах.
Послушайте названия и постарайтесь представить, что бы композитор мог «показать», «изобразить» в этих пьесах. «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок».
Ответы учащихся.
Ребята, а название «Балет невылупившихся птенцов» не вызывает у вас улыбку? Вот и композитор избрал для этого произведения жанр скерцо. Давайте запишем. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - произведение шутливого характера. Пьеса «Лимож. Рынок» также написана в жанре скерцо.
А сейчас мы послушаем эти произведения, и вы попробуете выбрать музыкальные характеристики к каждой пьесе, которые помогают композитору воплотить задуманное содержание. Делимся на две команды. Я раздаю вам листочки с написанными музыкальными характеристиками. А вы выкладываете их под названием той пьесы, к содержанию которой они, по вашему мнению, подходят.
Практическая работа.
Предложенные варианты:
Балет невылупившихся птенцов
Высокий «птичий» регистр
Легкие, «чирикающие» интонации
Стремительное движение
Вся пьеса написана в скрипичном ключе
Каждый такт украшен форшлагами и трелями
Пьеса звучит тихо и нежно
Динамика рр, ррр
Подражание птичьему щебету
Спокойная, лиричная по характеру средняя часть
Переливающиеся трели
Лимож. Рынок
Мажор
Беспрерывное движение шестнадцатых
Штрих staccato
Неожиданные резкие акценты
Высокий звонкий регистр
Светлый радостный характер
Быстрая ритмическая пульсация
Дробление на короткие повторяющиеся фразы
Разложили? А теперь давайте обсудим, что получилось.
Итог:
Сегодня мы познакомились с новым произведением - фортепианной сюитой «Картинки с выставки», послушали и попытались охарактеризовать две пьесы из этой сюиты. Как вы считаете, Мусоргский использовал здесь прием изобразительности? А что он пытался изобразить, звуки и голоса природы, или движения людей, их характер?
Ответы учащихся.
Еще мы узнали две новые фамилии, и два новых жанра.
Ответы учащихся.
Итак, данная сюита относится к программной музыке? Почему?
Ответы учащихся.
Выставление оценок.
Домашнее задание: записать в тетради музыкальные характеристики из предложенных на уроке, используя учебник (страницы 136-138).