План-конспект урока на тему Музыка-главный герой басни

Урок в 5 классе во второй четверти.Данный урок расрывает общую тему четверти "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки"На конкретных примерах ребята рассматривают связи басни и музыки. Как одним из видов литературы. Закрепляются знания полученные на уроках литературы.Так же происходит закрепление знаний учащихся о музыкальных инструментах, особенно инструментах струнной группы, чему помогает яркая  презентация. Благодаря ей лучше запоминаются названия музыкальных инструментов, а нагляд...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 5 классе тема четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

Тема урока - «Музыка - главный герой басни».

Цели урока: познакомить с понятием «квартет», с особенностями музыкального квартета, установить межпредметные связи между музыкой и литературой.

Задачи:

Развитие вокально-хоровых навыков и навыков двухголосного пения.

Расширение исполнительского мастерства, формирование продуманного и прочувствованного восприятия музыки.

Оборудование:

-классная доска

-компьютер

-проектор

-экран

-баян

-презентация « музыкальные инструменты» (для знакомства в процессе урока)

Оформление доски:

  1. Тема урока.

  2. Портрет А.П. Бородина (автора струнного квартета).

План урока

  1. Организация класса, музыкальное приветствие. - 2 минуты

  2. Басни о музыке, исполнение в лицах. - 7минут

  3. Распевание. - 3 минуты

  4. Работа над песней. - 7 минут

  5. Слушание записи басни «Квартет». - 3 минуты

  6. Подготовка и исполнение с учениками в квартете песни «Спор». - 5 минут

  7. Знакомство со струнным квартетом, показ слайдов. - 6 минут

  8. Слушание «Квартета» А.П. Бородина. - 4 минуты

  9. Обобщение урока. Рефлексия. Домашнее задание. - 3 минуты.

Ход урока


  1. Музыкальное приветствие.

  2. - Ребята! Сегодня мы продолжим разговор о литературе и музыке. Тема урока - «Басня и музыка». На предыдущих уроках мы с вами говорили о сказках, где главный герой - музыка. А что такое басня? Дайте определение этому литературному жанру.

- Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихотворной форме с моралью.

- К сегодняшнему уроку вы выполнили серьёзное задание - познакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова и выбрали те, где «действующее лицо» - музыка. Назовите их.

- А теперь послушаем басни. /Исполнение в лицах/

- Мы с Вами убедились, что музыка разнообразила темы басен, внесла новые краски в этот жанр.

  1. -Переходим к распеванию. /Распевание/

  2. Учитель играет начало песни «Спор» Гретри.

- Что сейчас звучит? - Песня «Спор»

Работа над песней:

1) Пение отдельно по голосам: 2-й голос, 1-й голос.

2) Работа с солистами. Внимание на выразительность исполнения, контрастные характеры героев песни.

3) Исполнение песни.

- Ребята, как вы думаете, песня «Спор» имеет отношение к басне? - Да! Это песня-басня.

  1. - Настало время послушать ещё одну басню И.А.Крылова. После прослушивания попробуйте определить название басни и запомните названия музыкальных инструментов. /слушание/

- Назовите басню. - «Квартет»

  1. - Откройте «Музыкальную тетрадь» на странице 17 и ответьте на вопросы начиная со второго.

1) В чём смысл басни «Квартет»?

Ответ: Играть на музыкальных инструментах необходимо учиться.

2) Почему у героев басни не получилось сыграть квартет?

Ответ: Герои басни думали, что исполнение музыки зависит от того, как они сядут.

3) Как вы думаете, почему баснописец выбрал именно этих зверей?

Ответ: Они неуклюжие и упрямые, например «косолапый мишка», «проказница мартышка».

4) Опишите музыку, которую играют горе - музыканты?

Ответ: Резкие звуки, шум, скрип.

  1. - А кто из вас знает, что означает слово «квартет»? - Это ансамбль из четырёх музыкантов.

- Произошло это слово от латинского «квартус» - четвёртый (на доске). Затем появилось слово кварта. Кто может объяснить значение этого слова? - Это интервал, расстояние между двумя звуками. Кварта это интервал, состоящий из четырёх звуков.

Задание: Класс поёт интервалы: приму, секунду, терцию, кварту. (запись сделана на доске)

- От слова «кварта» появился «квартет». Квартет - это ансамбль музыкантов, состоящий из четырёх человек. Квартеты бывают вокальные и инструментальные.

- Попробуем сейчас создать инструментальный квартет. /Выходят ученики: кларнет, флейта, фортепиано, скрипка. Исполняют мелодию песни «Спор». /

- Ребята, вы услышали живые голоса разных по тембру инструментов.

  1. Музыканты пробовали разные по своему составу квартеты, но лучшим оказался струнный квартет. Вспомните названия инструментов в басне «Квартет» - Прима, втора, альт, бас.

-Как называются эти инструменты на современном языке?

-Первая скрипка

-Вторая скрипка

-Альт

-Виолончель.

Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты.

Слайд 1 - Изображение скрипки.

Какой голос у скрипки? - Высокий, нежный.

Слайд 2 - Альт.

Слайд 3 - Скрипка и альт. Чем отличается альт от скрипки? - Размером. Он на 10-12 см больше, и голос у него ниже, чем у скрипки.

Слайд 4- Виолончель.

У неё самый низкий, «бархатный» голос.

Слайд 5 - Состав струнного квартета.

-Первая скрипка

-Вторая скрипка

-Альт

-Виолончель.

Для струнного квартета сочиняли специальные пьесы, которые назвали тем же словом, «Квартет».

Их сочиняли

Слайд 6 - А. Моцарт

Слайд 7 - Л.в. Бетховен

Слайд 8 - М.И. Глинка

Слайд 9 - А.П. Бородин

Перед прослушиванием ученик читает стихотворение Д. Веневитова.

«И даже струнного, скрипичного квартета

Понятен нам взаимный разговор

Вопроса пыл, сочувствие ответа,

И мудрого баса пленительный задор»

Ребята, обратите внимание на слова «понятен нам взаимный разговор». После звучания музыки расскажите мне, какие инструменты ведут между собой разговор.

- Сначала звучит виолончель, затем отвечают скрипки.

  1. Обобщение урока

- Обобщение и закрепление знаний:

1. С каким литературным жанром, где главный герой - музыка мы познакомились? - басня

2. С какими новыми музыкальными понятиями мы познакомились? - квартет, ноктюрн

- Рефлексия:

1. Какая музыка звучала на уроке? - песня «Спор», «Ноктюрн» А.П.Бородина

2. Какая часть урока понравилась больше? Почему?

3. Какое настроение у вас сейчас?

- Творческое задание: Выберите любимую мелодию, и на будущем уроке мы исполним её квартетом.



© 2010-2022