• Преподавателю
  • Музыка
  • Исследовательская работа Арт-терапевтическре воздействие музыки на современного школьника

Исследовательская работа Арт-терапевтическре воздействие музыки на современного школьника

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования города Таганрога

ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт»

Культурология



Исследовательская работа

тема: «Арт-терапевтическое воздействие музыки на современного школьника »


Авторы:

Надолинский Роман Викторович ученик 9 «А» класса

Федотиков Иван Геннадьевич ученик 9 «В» класса

Свиридов Олег Олегович ученик 6 «В» класса

МОУСОШ № 37

Руководитель:

Лушкина Ангелина Викторовна

учитель музыки МОУСОШ №37










г. Таганрог

2010 г.

2

Оглавление


  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Теоретическая часть.

  1. Где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки?

  2. Возможности воздействия музыки на состояние здоровья школьников.

2) Практическая часть.

1. Музыкально-психологический массаж.

2. Эксперимент «Музыкальная перемена».

III. Заключение.

IV. Список источников информации.

  1. Приложение №1

  2. Приложение №2

  3. Приложение №3





3

Введение

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующе- му… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышен-ного. Платон

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психиче-ского здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арт-терапия.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского - художественная терапия, термин в буквальном значении терапия искусством был введен Андрианом Хиллом в 1938 году. Это естественный и бережный метод исце-ления и развития души через художественное творчество, активно развива-ющийся с 1940х годов как комплекс психотерапевтических методик психо-логии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют соб-ственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и другие.

Одним из перспективных методов арт-терапии признана музыкальная терапия. Пользуясь материалами Википедии - свободной энциклопедии, мы узнали, что в современной музыкотерапии традиционно выделяют три"отрасли" (или вида): • клиническая МТ; • оздоровительная МТ; • экспериментальная МТ. /Безусловно, приведенная градация видов современной мировой музыкотерапии является во многом условной (все 3 вида тесно взаимосвязаны друг с другом и даже взаимозависимы)./

4

Для нашей научно-исследовательской работы оздоровительная отрасль на-иболее приемлема, т.к. она используется для активизации резервных возмож-ностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, для повыше-ния работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления. В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения музыкотерапия подразделяется на ПАССИВНУЮ (рецептивную) и АКТИВНУЮ. ПАССИВНАЯ (рецептивная) МТ характеризуются тем, что пациент получает музыкотерапевтический сеанс по той или иной технологии, не участвуя в нем активно /Т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, он пассивно получает сеанс /.

В пособии В.И.Петрушина «Музыкальная психотерапия» ( М.:Владос,1999) мы ознакомились с описанием практических занятий и упражнений, спосо-бствующих нормализации психической жизни человека через музыкальное воздействие.
Нас заинтересовали материалы Проекта - исследования « О влиянии му-зыки на состояние здоровья человека» учеников средней образовательной школы №1 г. Нерюнгри // Музыка в школе.2008. №1//, которые могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами клас-сической музыки.

В настоящее время важная задача школы - создание условий для сохране-ния здоровья учащихся. Мы считаем, что использование методов музыкаль-ной терапии - один из способов улучшения психического и физи-ческого здоровья школьников. Тем более, что он не связан со значитель-ными затратами времени и материальных ресурсов, а следовательно до-ступен всем. В этом и заключается актуальность данной работы.

5

Цель работы: Изучение и апробация практических упражнений музыкального воздействия, способствующего нормализации психического и физического состояния школьников в рамках учебного процесса.

Задачи работы:

- Изучить теоретические материалы по данной теме.

- Провести апробацию и сравнительную диагностику результатов музыкально-психологического массажа в 6 «В» классе на уроках музыки.

- Подобрать музыкальный материал для прослушивания на переменах в школе и провести данный эксперимент с выборочным тестированием и анкетированием учащихся и учителей школы.

- Предложить рекомендации по оздоровлению школьников средствами музы-кального искусства в рамках учебного процесса.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, анкетирование, метод математической статистики.



6

Основная часть

Где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки?

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. на физическое тело 2. на духовную сущность человека 3. на интеллект. В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Как гласит предание, царь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил pадикyлит громкими звуками тpyбы, однажды он своей музыкой возвратил безyмномy благоpазyмие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный мyзыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Для античности

7

показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.

Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

К XX веку постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. влияние музыки великих гениев человечества; 3.индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4. 4.воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

8

Возможности воздействия музыки на состояние

здоровья школьников

В XXI веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических

форм, чисел, картинок. По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.

В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Но, как правило, обучают там, используя технологии школьного обучения. Сидение за партами, письмо в прописях, домашние задания. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности - игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания - детьми запоминается только та информация, которая вызывает непосредственный интерес, недостаточная сформированность опорно-двигательного аппарата.

9

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер.

Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации - дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Все эти проблемы не только неизбежно

снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.
Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

10

Изучив статьи на сайте «YUG ZONE» (Всестороннее развитие возможностей человека), мы узнали много интересных фактов, так например:

- Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что музыка помогает в чтении и концентрации внимания (ст. Музыка заставляет работать мозг человека). Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (ст. Музыка и мозг ребенка).

Ученые с медицинского факультета Стэнфордского университета в Калифорнии установили, что на деятельность человеческого мозга самым прямым образом влияет музыка (ст. Музыка повышает активность мозга).
- Психологи из Шотландского университета в Глазго (Glasgow Caledonian University) провели опыты на людях и пришли к выводу, что музыка может действовать как болеутоляющее (ст. Музыка помогает переносить физическую боль).

Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.



11

Музыкально-психологический массаж

Изучив и проанализировав учебное пособие «Музыкальная психотерапия» В.И.Петрушина, мы решили апробировать музыкально-психологический массаж, основанный на принципах поведенческой психотерапии Вольце.

В 6 «В» классе были проведены три сеанса музыкально-психологического массажа. Участникам предлагалось прослушать насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью 2-3 минуты, постараться припомнить эпизод из своей жизни, который подходил бы к данной музыке и пережить его как бы заново во всей возможной полноте. Затем включается плавная спокойная музыка, под которую надо моментально сбросить мышечное напряжение, возникшее в результате переживания негативного аффекта. В ходе эксперимента были использованы следующие музыкальные произведения:

1. Л.Бетховен. Соната №14 «Лунная» (финал)

И.Штраус. Вальс « Голоса Венского леса»

2. С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» ( Танец рыцарей)

П.И.Чайковский. Времена года. «Июнь. Баркарола»

3. М.И.Глинка. Увертюра к опере «Кармен»

Э.Григ. Музыка к драме «Пер Гюнт» ( «Утро»)

В ходе эксперимента использовался метод тестирования до и после сеанса по

методике Т.А.Барышевой и В.А. Шекаловой (2004) (Приложение №1).

В результате проведенного тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в данной таблице.


12

Результаты тестирования

после проведения музыкально-психологического массажа

в 6 «В» классе

Функциональное

состояние в баллах

До

прослуши-вания

16.01.2010г

После

прослуши-вания

16.01.2010г

До

прослуши-вания

23.01.2010г

После

прослуши-вания

23.01.2010г

До

Прослуши-вания

30.01.2010г.

После

прослуши-вания

30.01.2010г

Ср.

балл

Ср.

балл

С

(самочувствие)

3,9

4,3

3,5

3,7

3,3

4,3

3,6

4,1

А

(активность)

3,9

4,3

3,8

3,4

3,4

4,3

3,7

4,1

Н

(настроение)

4,1

4,6

3,7

4

3,6

4,5

3,8

4,4

САН

4,3

4,8

3,6

3,7

3,4

4,4

3,7

4,2

Полученные результаты показали, что самочувствие учащихся улучшилось

с 3,6 до 4,1 баллов, активность поднялась с 3,7 до 4,1, настроение изменилось с 3,8 до 4,4, общее состояние (САН) с 3,7 до 4,2 баллов. Опрос учащихся показал 100% желание повторения данных сеансов. Мы считаем, что применение музыкально-психологического массажа помогает школьникам найти выход из стрессовых ситуаций, тем самым подтверждая факт оздоровительного воздействия музыки на человека.




13

Эксперимент «Музыкальная перемена»

Данный эксперимент был разработан нами с целью определения оператив-ной оценки функционального состояния учащихся после прослушивания музыки на двух больших переменах в течении трех дней. Для первой пере-мены был подобран музыкальный материал с энергичными, бодрыми инто-нациями, а для второй - плавными, задумчивыми. Все фрагменты носили оптимистический характер, чтобы не помешать учебному процессу. Выбор музыки был сделан в сторону эстрадных обработок классической музыки. К учителям нашей школы мы обратились с просьбой оценить самочувствии, активность и настроение школьников до и после прослушивания музыки по экспресс-варианту методики САН (Барышева, Шекалова, 2004) (Приложении №1).

В эксперименте принимали участие учащихся 3 «А», 4 «В», 5 «Б», 6 «В»,

7 «А», 9 «В» классов. Показатели функционального состояния школьников были разными и по классам, и по учебным дням ( Приложении №2).

В данной таблице показаны средние баллы самочувствия, активности, настроения и САН (общего функционального состояния) учащихся после обработки полученных результатов.

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

С(самочувствие)

3,5

4

А(активность)

3,5

4,2

Н(настроение)

3,7

4,3

САН

3,6

4,2

В последний день эксперимента учащимся и учителям школы были предложены анкеты ( Приложение №3). В анкетировании приняли участие 46 школьников с 5-11-е классы (5% от общего количества), 10 учителей (12%).

По результатам анкетирования нами было выяснено, что все опрошен-ные (100%) обратили внимание, что на переменах звучала музыка, 86% -

14

определили ее как классическая музыка, 9% - эстрадная, 5% -джазовая. Большая часть анкетируемых (72%) хотели бы, чтобы на переменах звучала музыка, 16% ответили отрицательно, 12% не определились во мнении. Выбор характера желаемой музыки определился следующим образом: 37% - энер-гичная, 9% - спокойная, 37% - разная, 17% - свой вариант. В свободное время музыку слушают 79% опрошенных, 2% не слушают музыку, 19% - иногда. Музыкальное образование имеют 20% анкетируемых, не имеют - 71%, неполное - 9%.

Подводя итог эксперимента «Музыкальная перемена», нам хочется отметить, что как и предполагалось были получены положительные результаты функционального состояния школьников и может быть использована в рамках учебного процесса.





15

Заключение

Итак мы провели исследовательскую работу по теме: «Арт-терапевтическое воздействие музыки на современного школьника». В свой работе мы разъяснили где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки? Определи возможности воздействия музыки на состояние здоровья школьников. Провели сеанса муыкально-психологического массажа и эксперимент «Музыкальная перемена».

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, музыкальное воздействие на обучающихся является психологическим средством оптимизации его труда. Положительные эмоции, хорошее самочувствии, нормальный уровень активности увеличивают мотивацию, активизируют деятельность, стимулируют познавательный процесс.

Нам хотелось бы рекомендовать применение музыкально-психологи-ческого массажа и музыкальных перемен с целью устранения напряжения, усталости, нерешительности, упадка настроения в учебном процессе.

Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье - не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться.


16

Список источников информации

1. Барышева Т.А., Шекалова В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов-на-Дону,2004(Серия «Мир вашего ребенка»).

2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.:ВЛАДОС,1999.

3. Проект-исследование «О влиянии музыки на состояние здоровья человека// Музыка в школе. 2008. №1.

4. wikipedia.org - международная интернет энциклопедия.

5. yugzone.ru - научный журнал «Всестороннее развитие возможностей человека.





17

Приложение №1

Методика «Градусник»

(экспресс-вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния

(самочувствия, активности и настроения).

До прослушивания

После прослушивания

Функциональное состояние

Очень плохое

Плохое

Удовл.

Хорошо

Отлично

Очень плохое

Плохое

Удовл.

Хорошо

Отлично

С(самочувствие)






А(активность)






Н(настроение)






САН






Оценка результатов.

Интегративный коэффициент вычисляется по формуле:

САН = (С+А+Н) : 3




18

Приложение №2

Результаты тестирования после проведения эксперимента

«Музыкальная перемена»

1.02.2010 г.

До прослушивания

После прослушивания

Классы

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

С(самочувствие)1

2.

3

4

4

3

3

3

3,3

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

4

4

3

3,6

3

4

4

4

4

4

3,8

А(активность) 1.

2.

2

3

5

3

4

4

3,5

3

4

5

5

4

4

4,2

3

4

4

4

4

4

3,8

4

4

4

4

5

4

4,2

Н(настроение) 1

2.

3

4

4

4

4

4

3,8

4

4

4

5

5

4

4,3

3

4

4

4

-

4

3,8

4

4

4

4

5

-

4,2

САН 1.

2.

2,7

3,7

4,3

3,3

3,7

3,7

3,6

3,7

4

4,3

4,6

4,3

4

4,2

3

4

4

4

4

3,7

3,9

3,7

4

4

4

4,6

4

4,1

2.02.2010 г.

До прослушивания

После прослушивания

Классы

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

С(самочувствие)1

2.

3

4

2

4

4

4

3,5

3

5

3

4

5

4

4

3

4

4

3

3

4

3,5

4

5

4

5

4

4

4,3

А(активность) 1.

2.

3

4

3

4

5

3

3,6

4

5

5

4

5

4

4,5

3

4

3

3

3

3

3,2

3

4

4

4

4

4

3,8

Н(настроение) 1

2.

3

4

4

3

5

4

3,8

4

4

3

4

5

4

4

4

4

4

4

2

4

3.2

4

4

5

5

4

4

4,3

САН 1.

2.

3

4

3

3,7

4,6

3,7

3,7

3,7

4,6

4,3

4,6

4

4

4,2

3,3

4

3,7

3,3

2,7

3,7

3,5

3,7

4,3

4,3

4,6

4

4

4,2

4.02.2010 г.

До прослушивания

После прослушивания

Классы

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

3 А

4 В

5 Б

6 В

7 А

9 В

Ср.

балл

С(самочувствие)1

2.

4

4

3

3

3

4

3,5

4

4

4

4

4

3

3,8

-

4

4

4

4

4

4

-

4

5

4

4

4

4,2

А(активность) 1.

2.

2

4

4

4

4

3

3,5

3

4

5

4

4

4

4

2

4

5

4

4

3

3,7

3

4

5

4

5

4

4,2

Н(настроение) 1

2.

3

5

4

4

3

3

3,6

4

5

5

4

3

4

4,2

3

5

4

4

4

3

3,8

4

5

5

4

4

4

4,3

САН 1.

2.

3

4,5

3,7

3,7

3,3

3,3

3,7

3,3

4,3

4,6

4

3,7

4

4

2,5

4,3

4,3

4

4

3,3

3,7

3,5

4,3

5

4

4,3

4

4,1


19

Приложение №3

Результаты анкетирования

после проведения эксперимента «Музыкальная перемена»

Количество анкет - 43 1 - 4 февраля 2010 года

п/п

Вопросы

результаты

1.

Обратил Обратили ли вы внимание: какая музыка звучала на

переменах?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю;


100%

0

0

2.

Определите вид прослушанной музыки.

А) классическая;

Б) эстрадная;

В) джазовая;


86%

9%

5%

3.

Хотели б Хотели бы вы, чтобы на некоторых переменах в школе звучала? музыка?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю;



72%

16%

12%

4.

Какого характера музыка по вашему мнению должна звучать на переменах?

А) энерг А) энергичная;

Б) спокойная;

В) разная;

Г) ваш вариант;



37%

9%

37%

17%

5.

Слушаете ли вы музыку в свободное время?

А) да;

Б) нет;

В) иногда;


79%

2%

19%

6.

Есть ли у вас музыкальное образование?

А) да;

Б) нет;

В) неполное;


20%

71%

9%


© 2010-2022