- Преподавателю
- Музыка
- Исследовательская работа Арт-терапевтическре воздействие музыки на современного школьника
Исследовательская работа Арт-терапевтическре воздействие музыки на современного школьника
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лушкина А.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования города Таганрога
ГОУВПО «Таганрогский государственный педагогический институт»
Культурология
Исследовательская работа
тема: «Арт-терапевтическое воздействие музыки на современного школьника »
Авторы:
Надолинский Роман Викторович ученик 9 «А» класса
Федотиков Иван Геннадьевич ученик 9 «В» класса
Свиридов Олег Олегович ученик 6 «В» класса
МОУСОШ № 37
Руководитель:
Лушкина Ангелина Викторовна
учитель музыки МОУСОШ №37
г. Таганрог
2010 г.
2
Оглавление
-
Введение.
-
Основная часть.
-
Теоретическая часть.
-
-
Где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки?
-
Возможности воздействия музыки на состояние здоровья школьников.
2) Практическая часть.
1. Музыкально-психологический массаж.
2. Эксперимент «Музыкальная перемена».
III. Заключение.
IV. Список источников информации.
-
Приложение №1
-
Приложение №2
-
Приложение №3
3
Введение
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующе- му… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышен-ного. Платон
В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психиче-ского здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана арт-терапия.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского - художественная терапия, термин в буквальном значении терапия искусством был введен Андрианом Хиллом в 1938 году. Это естественный и бережный метод исце-ления и развития души через художественное творчество, активно развива-ющийся с 1940х годов как комплекс психотерапевтических методик психо-логии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют соб-ственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и другие.
Одним из перспективных методов арт-терапии признана музыкальная терапия. Пользуясь материалами Википедии - свободной энциклопедии, мы узнали, что в современной музыкотерапии традиционно выделяют три"отрасли" (или вида): • клиническая МТ; • оздоровительная МТ; • экспериментальная МТ. /Безусловно, приведенная градация видов современной мировой музыкотерапии является во многом условной (все 3 вида тесно взаимосвязаны друг с другом и даже взаимозависимы)./
4
Для нашей научно-исследовательской работы оздоровительная отрасль на-иболее приемлема, т.к. она используется для активизации резервных возмож-ностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, для повыше-ния работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления. В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения музыкотерапия подразделяется на ПАССИВНУЮ (рецептивную) и АКТИВНУЮ. ПАССИВНАЯ (рецептивная) МТ характеризуются тем, что пациент получает музыкотерапевтический сеанс по той или иной технологии, не участвуя в нем активно /Т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, он пассивно получает сеанс /.
В пособии В.И.Петрушина «Музыкальная психотерапия» ( М.:Владос,1999) мы ознакомились с описанием практических занятий и упражнений, спосо-бствующих нормализации психической жизни человека через музыкальное воздействие.
Нас заинтересовали материалы Проекта - исследования « О влиянии му-зыки на состояние здоровья человека» учеников средней образовательной школы №1 г. Нерюнгри // Музыка в школе.2008. №1//, которые могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами клас-сической музыки.
В настоящее время важная задача школы - создание условий для сохране-ния здоровья учащихся. Мы считаем, что использование методов музыкаль-ной терапии - один из способов улучшения психического и физи-ческого здоровья школьников. Тем более, что он не связан со значитель-ными затратами времени и материальных ресурсов, а следовательно до-ступен всем. В этом и заключается актуальность данной работы.
5
Цель работы: Изучение и апробация практических упражнений музыкального воздействия, способствующего нормализации психического и физического состояния школьников в рамках учебного процесса.
Задачи работы:
- Изучить теоретические материалы по данной теме.
- Провести апробацию и сравнительную диагностику результатов музыкально-психологического массажа в 6 «В» классе на уроках музыки.
- Подобрать музыкальный материал для прослушивания на переменах в школе и провести данный эксперимент с выборочным тестированием и анкетированием учащихся и учителей школы.
- Предложить рекомендации по оздоровлению школьников средствами музы-кального искусства в рамках учебного процесса.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, анкетирование, метод математической статистики.
6
Основная часть
Где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки?
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. на физическое тело 2. на духовную сущность человека 3. на интеллект. В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».
Как гласит предание, царь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил pадикyлит громкими звуками тpyбы, однажды он своей музыкой возвратил безyмномy благоpазyмие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебyт-м-Мyт. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный мyзыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Для античности
7
показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.
Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
К XX веку постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. влияние музыки великих гениев человечества; 3.индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4. 4.воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
8
Возможности воздействия музыки на состояние
здоровья школьников
В XXI веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.
Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.
Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических
форм, чисел, картинок. По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.
В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Но, как правило, обучают там, используя технологии школьного обучения. Сидение за партами, письмо в прописях, домашние задания. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности - игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания - детьми запоминается только та информация, которая вызывает непосредственный интерес, недостаточная сформированность опорно-двигательного аппарата.
9
Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер.
Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации - дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Все эти проблемы не только неизбежно
снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.
Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
10
Изучив статьи на сайте «YUG ZONE» (Всестороннее развитие возможностей человека), мы узнали много интересных фактов, так например:
- Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что музыка помогает в чтении и концентрации внимания (ст. Музыка заставляет работать мозг человека). Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (ст. Музыка и мозг ребенка).
Ученые с медицинского факультета Стэнфордского университета в Калифорнии установили, что на деятельность человеческого мозга самым прямым образом влияет музыка (ст. Музыка повышает активность мозга).
- Психологи из Шотландского университета в Глазго (Glasgow Caledonian University) провели опыты на людях и пришли к выводу, что музыка может действовать как болеутоляющее (ст. Музыка помогает переносить физическую боль).
Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.
11
Музыкально-психологический массаж
Изучив и проанализировав учебное пособие «Музыкальная психотерапия» В.И.Петрушина, мы решили апробировать музыкально-психологический массаж, основанный на принципах поведенческой психотерапии Вольце.
В 6 «В» классе были проведены три сеанса музыкально-психологического массажа. Участникам предлагалось прослушать насыщенный отрицательными аффектами музыкальный фрагмент продолжительностью 2-3 минуты, постараться припомнить эпизод из своей жизни, который подходил бы к данной музыке и пережить его как бы заново во всей возможной полноте. Затем включается плавная спокойная музыка, под которую надо моментально сбросить мышечное напряжение, возникшее в результате переживания негативного аффекта. В ходе эксперимента были использованы следующие музыкальные произведения:
1. Л.Бетховен. Соната №14 «Лунная» (финал)
И.Штраус. Вальс « Голоса Венского леса»
2. С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» ( Танец рыцарей)
П.И.Чайковский. Времена года. «Июнь. Баркарола»
3. М.И.Глинка. Увертюра к опере «Кармен»
Э.Григ. Музыка к драме «Пер Гюнт» ( «Утро»)
В ходе эксперимента использовался метод тестирования до и после сеанса по
методике Т.А.Барышевой и В.А. Шекаловой (2004) (Приложение №1).
В результате проведенного тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в данной таблице.
12
Результаты тестирования
после проведения музыкально-психологического массажа
в 6 «В» классе
Функциональное
состояние в баллах
До
прослуши-вания
16.01.2010г
После
прослуши-вания
16.01.2010г
До
прослуши-вания
23.01.2010г
После
прослуши-вания
23.01.2010г
До
Прослуши-вания
30.01.2010г.
После
прослуши-вания
30.01.2010г
Ср.
балл
Ср.
балл
С
(самочувствие)
3,9
4,3
3,5
3,7
3,3
4,3
3,6
4,1
А
(активность)
3,9
4,3
3,8
3,4
3,4
4,3
3,7
4,1
Н
(настроение)
4,1
4,6
3,7
4
3,6
4,5
3,8
4,4
САН
4,3
4,8
3,6
3,7
3,4
4,4
3,7
4,2
Полученные результаты показали, что самочувствие учащихся улучшилось
с 3,6 до 4,1 баллов, активность поднялась с 3,7 до 4,1, настроение изменилось с 3,8 до 4,4, общее состояние (САН) с 3,7 до 4,2 баллов. Опрос учащихся показал 100% желание повторения данных сеансов. Мы считаем, что применение музыкально-психологического массажа помогает школьникам найти выход из стрессовых ситуаций, тем самым подтверждая факт оздоровительного воздействия музыки на человека.
13
Эксперимент «Музыкальная перемена»
Данный эксперимент был разработан нами с целью определения оператив-ной оценки функционального состояния учащихся после прослушивания музыки на двух больших переменах в течении трех дней. Для первой пере-мены был подобран музыкальный материал с энергичными, бодрыми инто-нациями, а для второй - плавными, задумчивыми. Все фрагменты носили оптимистический характер, чтобы не помешать учебному процессу. Выбор музыки был сделан в сторону эстрадных обработок классической музыки. К учителям нашей школы мы обратились с просьбой оценить самочувствии, активность и настроение школьников до и после прослушивания музыки по экспресс-варианту методики САН (Барышева, Шекалова, 2004) (Приложении №1).
В эксперименте принимали участие учащихся 3 «А», 4 «В», 5 «Б», 6 «В»,
7 «А», 9 «В» классов. Показатели функционального состояния школьников были разными и по классам, и по учебным дням ( Приложении №2).
В данной таблице показаны средние баллы самочувствия, активности, настроения и САН (общего функционального состояния) учащихся после обработки полученных результатов.
Функциональное состояние
До прослушивания
После прослушивания
С(самочувствие)
3,5
4
А(активность)
3,5
4,2
Н(настроение)
3,7
4,3
САН
3,6
4,2
В последний день эксперимента учащимся и учителям школы были предложены анкеты ( Приложение №3). В анкетировании приняли участие 46 школьников с 5-11-е классы (5% от общего количества), 10 учителей (12%).
По результатам анкетирования нами было выяснено, что все опрошен-ные (100%) обратили внимание, что на переменах звучала музыка, 86% -
14
определили ее как классическая музыка, 9% - эстрадная, 5% -джазовая. Большая часть анкетируемых (72%) хотели бы, чтобы на переменах звучала музыка, 16% ответили отрицательно, 12% не определились во мнении. Выбор характера желаемой музыки определился следующим образом: 37% - энер-гичная, 9% - спокойная, 37% - разная, 17% - свой вариант. В свободное время музыку слушают 79% опрошенных, 2% не слушают музыку, 19% - иногда. Музыкальное образование имеют 20% анкетируемых, не имеют - 71%, неполное - 9%.
Подводя итог эксперимента «Музыкальная перемена», нам хочется отметить, что как и предполагалось были получены положительные результаты функционального состояния школьников и может быть использована в рамках учебного процесса.
15
Заключение
Итак мы провели исследовательскую работу по теме: «Арт-терапевтическое воздействие музыки на современного школьника». В свой работе мы разъяснили где и как применяется арт-терапевтическое воздействие музыки? Определи возможности воздействия музыки на состояние здоровья школьников. Провели сеанса муыкально-психологического массажа и эксперимент «Музыкальная перемена».
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, музыкальное воздействие на обучающихся является психологическим средством оптимизации его труда. Положительные эмоции, хорошее самочувствии, нормальный уровень активности увеличивают мотивацию, активизируют деятельность, стимулируют познавательный процесс.
Нам хотелось бы рекомендовать применение музыкально-психологи-ческого массажа и музыкальных перемен с целью устранения напряжения, усталости, нерешительности, упадка настроения в учебном процессе.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ф. Ницше подчеркивал, что здоровье - не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться.
16
Список источников информации
1. Барышева Т.А., Шекалова В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов-на-Дону,2004(Серия «Мир вашего ребенка»).
2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.- М.:ВЛАДОС,1999.
3. Проект-исследование «О влиянии музыки на состояние здоровья человека// Музыка в школе. 2008. №1.
4. wikipedia.org - международная интернет энциклопедия.
5. yugzone.ru - научный журнал «Всестороннее развитие возможностей человека.
17
Приложение №1
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния
(самочувствия, активности и настроения).
До прослушивания
После прослушивания
Функциональное состояние
Очень плохое
Плохое
Удовл.
Хорошо
Отлично
Очень плохое
Плохое
Удовл.
Хорошо
Отлично
С(самочувствие)
А(активность)
Н(настроение)
САН
Оценка результатов.
Интегративный коэффициент вычисляется по формуле:
САН = (С+А+Н) : 3
18
Приложение №2
Результаты тестирования после проведения эксперимента
«Музыкальная перемена»
1.02.2010 г.
До прослушивания
После прослушивания
Классы
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
С(самочувствие)1
2.
3
4
4
3
3
3
3,3
4
4
4
4
4
4
4
3
4
4
4
4
3
3,6
3
4
4
4
4
4
3,8
А(активность) 1.
2.
2
3
5
3
4
4
3,5
3
4
5
5
4
4
4,2
3
4
4
4
4
4
3,8
4
4
4
4
5
4
4,2
Н(настроение) 1
2.
3
4
4
4
4
4
3,8
4
4
4
5
5
4
4,3
3
4
4
4
-
4
3,8
4
4
4
4
5
-
4,2
САН 1.
2.
2,7
3,7
4,3
3,3
3,7
3,7
3,6
3,7
4
4,3
4,6
4,3
4
4,2
3
4
4
4
4
3,7
3,9
3,7
4
4
4
4,6
4
4,1
2.02.2010 г.
До прослушивания
После прослушивания
Классы
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
С(самочувствие)1
2.
3
4
2
4
4
4
3,5
3
5
3
4
5
4
4
3
4
4
3
3
4
3,5
4
5
4
5
4
4
4,3
А(активность) 1.
2.
3
4
3
4
5
3
3,6
4
5
5
4
5
4
4,5
3
4
3
3
3
3
3,2
3
4
4
4
4
4
3,8
Н(настроение) 1
2.
3
4
4
3
5
4
3,8
4
4
3
4
5
4
4
4
4
4
4
2
4
3.2
4
4
5
5
4
4
4,3
САН 1.
2.
3
4
3
3,7
4,6
3,7
3,7
3,7
4,6
4,3
4,6
4
4
4,2
3,3
4
3,7
3,3
2,7
3,7
3,5
3,7
4,3
4,3
4,6
4
4
4,2
4.02.2010 г.
До прослушивания
После прослушивания
Классы
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
3 А
4 В
5 Б
6 В
7 А
9 В
Ср.
балл
С(самочувствие)1
2.
4
4
3
3
3
4
3,5
4
4
4
4
4
3
3,8
-
4
4
4
4
4
4
-
4
5
4
4
4
4,2
А(активность) 1.
2.
2
4
4
4
4
3
3,5
3
4
5
4
4
4
4
2
4
5
4
4
3
3,7
3
4
5
4
5
4
4,2
Н(настроение) 1
2.
3
5
4
4
3
3
3,6
4
5
5
4
3
4
4,2
3
5
4
4
4
3
3,8
4
5
5
4
4
4
4,3
САН 1.
2.
3
4,5
3,7
3,7
3,3
3,3
3,7
3,3
4,3
4,6
4
3,7
4
4
2,5
4,3
4,3
4
4
3,3
3,7
3,5
4,3
5
4
4,3
4
4,1
19
Приложение №3
Результаты анкетирования
после проведения эксперимента «Музыкальная перемена»
Количество анкет - 43 1 - 4 февраля 2010 года
№
п/п
Вопросы
результаты
1.
Обратил Обратили ли вы внимание: какая музыка звучала на
переменах?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю;
100%
0
0
2.
Определите вид прослушанной музыки.
А) классическая;
Б) эстрадная;
В) джазовая;
86%
9%
5%
3.
Хотели б Хотели бы вы, чтобы на некоторых переменах в школе звучала? музыка?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю;
72%
16%
12%
4.
Какого характера музыка по вашему мнению должна звучать на переменах?
А) энерг А) энергичная;
Б) спокойная;
В) разная;
Г) ваш вариант;
37%
9%
37%
17%
5.
Слушаете ли вы музыку в свободное время?
А) да;
Б) нет;
В) иногда;
79%
2%
19%
6.
Есть ли у вас музыкальное образование?
А) да;
Б) нет;
В) неполное;
20%
71%
9%