Фортепианная миниатюра. Работа над музыкальной формой

Происхождение и развитие простой двухчастной формы связано в первую очередь с историей бытовых танцев и в значительной мере с историей различных песенных жанров.Многие танцы 17 века ( аллеманда, куранта, менуэт, гавот) созданы в так называемой старинной двухчастной форме представляющей собой простую двухчастную форму, в которой вторая часть вдвое или втрое протяженнее первой.В 18 веке простая двухчастная форма была характерна для лендлеров, а в 19 веке для циклических вальсов.Разнообразные приме...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые преподаватели. Я рада видеть вас на своем открытом уроке, тема которого звучит так: «Фортепианная миниатюра. Работа над музыкальной формой». Помогать мне будет ученица 5 класса Гализина Анна.

Итак, что такое музыкальная форма? Музыкальная форма это художественная организация музыкального материала. Надлежащее исполнение произведения не может быть достигнуто без понимания выразительного значения формы. У Гёте есть высказывание: « Содержание чувствуют все, сущность понимают немногие, форму понимают лишь единицы». Здесь подразумевается, что для глубокого понимания произведения искусства требуются специальные знания и проникновения в то, как и какими композиционными средствами пользовался автор для воплощения своего художественного замысла. На примере лендлеров Ф.Шуберта мы рассмотрим музыкальную форму фортепианных миниатюр.

Франц Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма. Это композитор - лирик. Основа его музыки - внутренние переживания.

Музыка Шуберта тесно связана с народным искусством Австрии, с бытовой музыкой Вены (хотя Шуберт редко использовал в своих сочинениях подлинные народные темы).

В его творческом багаже более 300 фортепианных миниатюр, предназначенных для домашнего музицирования и исполнения в камерной уютной обстановке.

На «шубертиадах»- вечерах, где собирались друзья Шуберта, - часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки,лендлеры, экосезы. Особенно удачные, запомнившиеся импро­визации он потом записывал.

Что такое лендлер? Лендлер- предшественник вальса, неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочислен­ные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шубер­та - это и есть лендлеры.

- Аня, я прошу тебя исполнить первый лендлер со всеми репризами.

-Сколько ты услышала частей в музыке?

-2 части.

-Совершенно верно. Это простая 2-х частная форма.

Она состоит из 2 частей, каждая из которых является простым построением. Сколько тактов в 1 части?

-8 тактов.

-Это простое построение называется период. В простой 2-х ч. форме 2 периода. Как ты видишь, каждый период повторяется. В танцевальных пьесах повторяемая часть называется коленом, а мы называем просто репризой.

Простая 2-х ч. форма бывает слитного и расчлененного строения т.е. имеющего четкие границы между первой и второй частью.

-Аня, какое строение имеет эта форма?

-Расчлененное.

-Да, расчлененность характерна для танцевальной музыки, т.е. четкая граница между 1 и 2 частями, а слитность типична для медленной лиричной музыки.

Теперь давай рассмотрим каждый период более подробно.

-Аня, сыграй первые 2 такта периода, а я вторые 2 такта. Что ты услышала?

-Интонацию вопроса и ответа.

-Сколько таких интонаций?

-Две.

-Верно. Получается, что период состоит из двух предложений повторного строения, а каждое предложение состоит из двух фраз -фразы вопроса и ответа. Такое вопросо-ответное соотношение характерно для классического периода.

- В какой тональности заканчивается первый период?

-В основной. Ля мажор.

-Да, такой период мы называем однотональным - завершающимся в основной тональности. Период замкнутый и имеет законченный характер.

Теперь перейдем к анализу второго периода. Исполни его.

-Что отличает второй период от первого, и какие общие черты у них?

-Повторяется вопросительная фраза из первого периода и вальсовый аккомпанемент сохраняется. Меняется динамика и тональность.

-Нужно почувствовать новую тональную краску и динамическое сопоставление.

Хочется заметить, что динамическое сопоставление является одним из принципов формообразования.

-Рассмотрим предложение дальше. Как развивается тема дальше? Исполни. Что ты видишь?

-Композитор использует секвенцию.

-Да, формообразующим элементом является здесь секвенция. Тема развивается секвенционно. Аня, ты можешь разделить первое предложение на две фразы?

-Здесь одна фраза.

-Верно. Это называется фраза-предложение.

Теперь обрати внимание на мотив в левой руке второго предложения .Откуда он? Исполни.

-Это тоже вопросительная фраза, вернее ее мотив из первого периода.

-Все внимание и слух переключаем на мотив в левой руке. Он должен быть исполнен выпукло и ясно. И опять же обращаем внимание на динамическое сопоставление 1 и 2 предложений. Первое предложение-f, второе-pp.

Заканчивается период в основной тональности. Тональная замкнутость является основным признаком, определяющим завершенность и самостоятельность простой 2-х частной формы.

-Аня, исполни второй лендлер.

Анализируя 2 и 4 лендлеры, мне показалось, что аккордовая фактура музыкальной ткани лишает пьесу танцевальности. Но жизненное происхождение танца (танец народный) оправдывает эту фактуру т.к. танец тяжеловатый и здесь имеет место массовость исполнения. Посмотрите на 1 и 3 танец. Облегченная фактура придает изящный светский характер музыке. Таким образом композитор как бы сопоставляет эти танцы между собой.

Хочется обратить внимание на затактовые ноты последующих лендлеров. В вальсах затакты придают музыке «полётность». Так как лендлер предшественник вальса, то имеет место говорить о том же.

В этом лендлере и последующих сохраняется простая 2-х частная форма, потому мы будем говорить о музыкальном языке как о формообразующем элементе.

В основе пьесы лежит гармоническое развитие темы.

- Аня, какая тональность этой пьесы и что за аккорд звучит на первой доле такта?

- Ля минор, а первая доля это субдоминанта.

- Затактовая нота рельефно подчеркивает гармонию первой доли - субдоминанту. В первом предложении 2 фразы настойчиво повторяются, а во втором предложении происходит модуляция в другую тональность, в параллельный мажор. Окончание первого периода в тональности доминанты или параллельной тональности очень характерно для простой 2-х частной формы, чего мы не наблюдали в первом лендлере.

Первое предложение второго периода начинается в До мажоре. Весь период построен на напряженных септаккордах, здесь встречаем 6 пониженную ступень, как признак гармонического мажора. Заканчивается период в основной тональности ля миноре.





© 2010-2022