- Преподавателю
- Музыка
- Мастер - класс хорового занятия на тему: Игровая деятельность на уроках музыки
Мастер - класс хорового занятия на тему: Игровая деятельность на уроках музыки
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мироедова Е.Ю. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»
Филиал
Работа слушателя курсов «Современные тенденции преподавания музыки»
Название: Мастер - класс
Тема : «Игровая деятельность на уроках музыки»
Автор: Мироедова Е.Ю.
Руководитель: Кужракаева А. К.
г. Петропавловск, 2015г
Цель: показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере обычного хорового занятия, органическое и заинтересованное освоение детьми певческих навыков.
Задачи в обучении:
• Формирование певческих умений и навыков.
• Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
• Обучение пению по руке дирижёра
Задачи в развитии:
• Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку.
• Развитие внимания, мышления, памяти.
• Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
Задачи в воспитании:
• Воспитание усидчивости и силы воли.
• Воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества.
- закрепление приемов звукообразования;
- приобретение навыков исполнения с наиболее эффектным и правильным использованием вокальных и слуховых данных;
- выразительное, эмоциональное исполнение;
- ориентация ребёнка в разнообразном мире музыки;
- формирование ключевых компетенций обучающихся - социокультурной, коммуникативной, профессиональной, на основе практических вокально-хоровых занятий;
Изложить какие-либо определенные, устоявшиеся приемы для уроков музыки - дело почти невозможное, потому что любая их форма, будучи примененной, на практике, тут же начинает стремительно меняться, приспосабливаться к конкретным условиям, обрастать новыми подробностями и избавляться от присущих данной игре ранее. В результате через несколько «игр» уже трудно вспомнить их первоначальный вид. Часто на основе одной игровой формулы рождается несколько совершенно самостоятельных видов деятельности.
Учащиеся выступают в такой ситуации активнейшими авторами новых идей и инициатив. Здесь их не только не стоит удерживать, но и полезно внимательно к ним прислушиваться, поскольку в играх (как в формах общения) они - «специалисты».
Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.
Весьма важно отметить два аспекта, связанных с подобными формами деятельности на уроке.
1. Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую
деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в первый - второй раз.
Конечно, не имеется в виду, что все уроки теперь станут игровыми. Но игровые формы должны стать естественными настолько, чтобы при необходимости заменить скучную, надоедливую и однообразную учебную работу и не выглядеть при этом развлечением и расслаблением от интеллектуального труда. Это - не просто игры, а дидактические игры, то есть особые формы учебной работы, идущие от природы ребенка, естественные для него.
2. Не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра,
а неискусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это
должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу
занятия вдруг придут к выводу, что они играли- значит, игра получилась. А если дети уйдут с урока как
обычно и наследующем уроке и не вспомнят о том, что они делали на предыдущем занятии - значит, ничего не
вышло, нужно думать, почему. Как правило, ответ - в учителе...
Итак, рассмотрим некоторые возможные на уроке искусства игры и проанализируем их с точки зрения дидактического смысла.
Ход занятия:
1.Организационный момент, музыкальное приветствие:
Учитель: «Здравствуйте, ребята» - ученики «Добрый день!»
2. В начале хорового занятия, как и любого музыкального занятия, должны проводиться музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика. Эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
Двигательные упражнения - стоя прямо, ноги слегка расставлены:
• «Пружинки». По команде педагога: «Вверх» - подняться на носочки, «Вниз» - опуститься.
Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
• «Пиджачок». Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
• «Берёзка». Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто берёзка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальчиками рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - состоит из упражнений, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
• «Приключения язычка».
• Массаж лица - пять важных точек.
• «Щёлканье» («Цоканье») языком - прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук, затем поочерёдно- то правой, то левой руками.
4. Дыхательные упражнения:
Способствуют не только нормальному развитию певческого дыхания, голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребёнка ощущение дыхания «в живот» и научить его чувствовать движения стенки живота. Производить контроль, например, можно, положив на него руку.
Учитель: «Ребята, расскажите о певческом дыхании» - Ответы детей на наводящие вопросы учителя.
Работа с бумажными полосками - показ певческого дыхания.
Иногда в музыкальной практике композиторы используют звукоизобразительные эффекты (например, гудок автомобиля, голоса животных, шум ветра, бой часов и т. д.), что делает произведение незабываемо выразительным.
Упражнения:
• «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
• «Воротики». Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики». Педагог в это время считает: «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе, закрывать на выдохе - открывать и закрывать «воротики».
• «Оса». Выдыхать на звук «З», при этом вращая указательным пальчиком правой руки.
5. Распевание:
Различные формы и приёмы театрально-игровой деятельности можно использовать на следующем этапе работы с хором. Цель этого этапа: Подготовить голосовой аппарат к работе.
Задачи: через ряд специальных упражнений
-
разогреть связки,
-
активировать определённые группы мышц, задействованные при пении,
-
формирование слухового контроля за чистотой интонации.
На всех этапах распевки стоит избегать специальной терминологии, непонятной детям. Целесообразнее использовать различные ассоциации и погружение в игровое пространство (оказаться в волшебном лесу, понюхать цветочек, задуть свечи на торте, зевать как лев, выдох «дракончик» и т. д.).
Дети исполняют вокальные упражнения, движениями рук показывают высоту звуков.
• Пение различных слогов «ЛЯ», «ЛЁ», «ДУ» скачкообразно и поступенно по показу педагога с показом рукой движения мелодии - работа над интонацией, формирование гласных звуков.
• Упражнения по В.Емельянову : «Чайка», «Скрипучая дверь»
• «Звуки музыки» Р. Роджерса - теоретическая часть: нотный стан, название нот, пение звукоряда с показом ручных знаков
.
Такие упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиваться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.
6. Скороговорки
«От топота копыт пыль по полю летит» - работа над дикцией детей, помогают исправлению дефектов речи характерных данному возрасту.
7. Игра - физминутка «Гости»,
Здрасьте,здрасьте, мы вас ждем!
Промочило нас дождем…
Ожидали мы гостей!
Мы промокли до костей…
Где ваш зонтик?
Потеряли…
Где галоши?
Кот унес…
Где перчатки ?
Скушал пёс…
Это гости не беда! Здрасьте!
Заезжайте в ворота! Здрасьте!
Поднимайтесь на порог! Здрасьте!
Вместе: К нам на яблочный пирог!
Музыкальная зарядка
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкою всегда, будем заниматься!
Припев:
Весело шагать, руки поднимать
Приседать и вставать, прыгать и скакать!
Пусть не все хорошо может получиться.
Не печалься дружок. Надо подучиться.
Припев: тот же.
8. Ритмические упражнения.
Помогают развитию метроритма у детей младшего возраста. Учащиеся проговаривают и хлопают.
• «Андрей - воробей»
• «Дин - дон»
9. Заключительная часть занятия
Повторение песенного репертуара, содержащего звукоизобразительные эффекты. Внедрение в репертуар хорового коллектива музыкально-театральных произведений позволяет привлечь в коллектив больше детей, расширить круг их интересов и увлечений, даёт возможность каждому участнику коллектива проявить свои способности и творческую инициативу. Исполнение изученных ранее песен:
«Бусинки»
• «Цыплята», муз. Филиппенко сл. Волгиной
• «Козлик», муз. Г. А. Струве
• «Пёстрый колпачок», муз. Г. А. Струве
Педагог: давайте подведём итоги нашего занятия - даёт косвенную оценку деятельности детей, обсуждает впечатления от занятия, - Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Внедрение театральных методик позволит педагогу продолжать свой профессиональный путь, с каждым мгновением меняясь, заставляя удивляться всех и удивлять себя, учиться радоваться самому и учить этому своих воспитанников.
*Материал разработан на основе хрестоматии игровых приемов обучения. В.М.Букатова, А.П.Ершовой «Я иду на урок».
*Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.
*Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие.- Чебоксары, 2003. - 122с.
*Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2007. - 91 с.
*Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие.- М.: Глобус, 2007 г. - 170 с.