УРОК музыки в 5 классе

Вот уже почти три столетия существует симфоническая музыка, и самые значительные шедевры связаны с ней.          На греческом языке «симфония» означает созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Симфонический оркестр имеет огромные возможности соединения самых разных музыкальных звуков. Душа оркестра – благородные по тембру и наиболее близкие к человеческому голосу струнно-смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. В оркестре прекрасно «уживаются» близкие голосам природы деревянные духовые инструменты, блестящие и грозные медные духовые, множество разнообразных ударных. Собранные все вместе эти инструменты создают неисчерпаемые художественные средства для музыкантов. Под управлением маэстро-дирижера оркестр превращается в гигантский музыкальный инструмент.          Каждый, кто любит музыку, знает имена В.Моцарта, Л.Бетховена, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина и других мастеров, которые создали симфоническую музыку разных жанров: симфонии, сюиты, увертюры, фантазии, поэмы, картины, концерты.
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 5 классе.


Тема: Литература и музыка

Превращение песен в симфонические мелодии.

Цель: сформировать представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных произведений и жанров.

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «4 симфония» (финал),

Н.Мясковский «Симфония № 6» (финал)

1. Понятие о симфонии.

Вот уже почти три столетия существует симфоническая музыка, и самые значительные шедевры связаны с ней.

На греческом языке «симфония» означает созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Симфонический оркестр имеет огромные возможности соединения самых разных музыкальных звуков. Душа оркестра - благородные по тембру и наиболее близкие к человеческому голосу струнно-смычковые инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

В оркестре прекрасно «уживаются» близкие голосам природы деревянные духовые инструменты, блестящие и грозные медные духовые, множество разнообразных ударных. Собранные все вместе эти инструменты создают неисчерпаемые художественные средства для музыкантов. Под управлением маэстро-дирижера оркестр превращается в гигантский музыкальный инструмент.

Каждый, кто любит музыку, знает имена В.Моцарта, Л.Бетховена, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина и других мастеров, которые создали симфоническую музыку разных жанров: симфонии, сюиты, увертюры, фантазии, поэмы, картины, концерты.

2. А сейчас исполним с вами русскую народную песню «Во поле береза стояла»:

а) исполнение в разных вариантах и настроениях;

б) слушание фрагмента «4-ой симфонии» П.Чайковского.

Вопросы к учащимся:

  1. Эта музыка выразительная или изобразительная?

  2. Какова динамика этого произведения? (от тихого до громкого звучания)

  3. Есть ли в этой музыке тембровое развитие?

  4. Что вы представляете, слушая её?

3. 1793 год. Франция.

Восставший народ изгоняет своего короля из Парижа и празднует победу, но король собирает свои войска и в городе начинаются баррикадные бои. С тех времен до нас дошли эти французские песни.

Исполнение: «Карманьола» - французская песня,

«Са Ира» - французская народная песня.

Вопрос учащимся:

- Эта музыка по характеру какая? (танцевальная)

4. В наши дни композитор Н.Мясковский написал симфонию, посвятив её революционному движению.

Вопросы:

  1. О чем говорит эта музыка, что выражает? (радость, ликование).

  2. Определите форму музыки (фрагмента) - 3-х частная.

  3. Что вы представляете, слушая её? (много ликующих, радостных людей).

Итог урока.

  1. Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы? (не стало бы песен, хоров, опер, балетов, поэм, ораторий, кантат, некоторых симфоний).

  2. Какие жанры продолжали бы жить? (сонаты, прелюдии, концерты, фуги, квартеты, увертюры, симфонии)

Вывод.

Тяжело было бы музыке без литературы. И для небольшой песни, и для таких крупных произведений, как кантата, симфония, опера, балет, нужны слова, литературное содержание.

Если бы не было литературы, то во всем мире не существовало бы театров оперы и балета, а в филармониях или в концертных залах люди не услышали бы чудесных произведений, в которых звучат песни.

Какой безрадостной была бы жизнь! Люди перестали бы петь, потому что исчезли бы песни: и народные, и композиторские. «Песня - душа народа», - говорят люди. Очень разными бывают песни. Невозможно даже перечислить все виды народной и композиторской песни, - настолько они разнообразны.

В песне, как в своеобразной энциклопедии, рассказана жизнь человеческая.

© 2010-2022