Урок «Волшебный инструмент, открывший дорогу добру»

Цель урока: Познакомить с казахским музыкальным инструментом – домбра   Задачи: ·         Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народа ·         Познакомить с казахским народным инструментом - домбра ·         Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности кобыз, жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы ·         Формировать навыки правильного пения   Ход урока   1.      Организационный момент и приветствие. 2.      Знакомство с новым музыкальным инструментом. До...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

24.12.14 - 1в

25.12.14 - 1а, 1б

1 класс

2 четверть

Урок № 7 «Волшебный инструмент, открывший дорогу добру »

Цель урока: Познакомить с казахским музыкальным инструментом - домбра

Задачи:

  • Воспитывать интерес к музыке, традициям и культуре казахского народа

  • Познакомить с казахским народным инструментом - домбра

  • Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности кобыз, жетыген, сазсырнай, шанкобыз и сыбызгы

  • Формировать навыки правильного пения

Ход урока


  1. Организационный момент и приветствие.

  2. Знакомство с новым музыкальным инструментом.

  3. Домбра - вечная спутница казаха

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра. В 2010 году домбра - казахский народный инструмент - была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10.450 домбристов исполнили казахский кюй (музыкальную пьесу) «Кенес». В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом» означает «звук», а «бра» - «настраивание струн».

Археологические находки свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2 тыс. лет назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В Алматинской области были обнаружены наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил пляшущих человечков и инструмент, похожий на домбру по форме. Домбре посвящены легенды, одна из них гласит, что однажды некий герой-богатырь, уставший от ратных подвигов, по пути к себе в юрту решил отдохнуть. Из орехового дерева богатырь высек самоделку, натянул на её струны из конских волос и попытался сыграть на инструменте, но тот молчал. После безуспешных попыток воин заснул, и вскоре его разбудила мелодия, издаваемая самоделкой. Богатырь обнаружил, что кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Воин решил, что это дело рук шайтана (злого демона), и с тех пор в народе за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек»

«Аксак кулан» легенда

Кетбуга - легендарный музыкант, певец, кюйши. Его имя связано с известным кюем и легендой «Аксак кулан». В далекие времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кетбуга. Он сочинял прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре. Однажды на землю казахов налетели, как саранча, бесчисленные орды Чингиз-хана, превращая в пепел белые города, разоряя аулы, убивая всех кто им сопротивлялся. Был у Чингиз-хана сын Жошы, как две капли водя похожий на своего отца. Любимым занятием Жошы была охота. В те времена в казахских степях водилось много куланов - диких коней. Быстры как ветер были те куланы. Однажды на охоте Жошы заметил Аксак Кулана (Хромого кулана), рядом с которым пасся маленький куланенок. Предвидя легкую добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал Аксак Кулан, хотя и был хромым, но куланенок едва поспевал за ним. Прицелился ханский сын и выстрелил в куланенка. Как вихрь налетел Аксак кулан на ханского сына и выбил его из седла. Это была последняя охота Жошы. Долго ждал Чингиз-хан своего сына, но сын не возвращался. Тогда он грозно сказал слугам: «Если кто-нибудь принесет мне плохую весть о сыне, я залью ему в глотку расплавленным свинцом». Слуги хана долго бродили по степи в поисках Жошы. И уж было отчаялись, как вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. Что теперь делать? - Никто не решался явиться к хану с черной вестью. И тут вдруг они услышали звуки печальной мелодии. Это домбрист Кетбуга оплакивал горькую участь своего народа. Обрадовались ханские слуги? Вот кто спасет нас! И приказали Кетбуге рассказать хану о смерти сына. Ни слова не сказал Кетбуга хану, а только заиграл на домбре. И понял Чингиз-хан музыку домбры, понял, что потерял сына. Но как расправиться с домбристом за черную весть - ведь он не сказал ни слова! Приказал тогда хан казнить… домбру. Повелел он палачу залить ее расплавленным свинцом. Заплакал Кетбуга. Жалко было ему расставаться со своей подругой. С тех пор живет в народе эталегенда - о быстром как ветер Кулане и о домбре, которая погибла, но спасла своей музыкой жизнь другу кюйше Кетбуге.

Загадка

Она помогла Кетбуге в беде

Она музыканту была дорога

В звуках ее очень много добра

Зовется она очень просто….Домбра

  1. Слушание звучания домбры

  2. Повторение пройденного. С каким казахским народным инструментом познакомились на предыдущем уроке.

Кобыз - казахский

древний

народный

из дерева

нижняя часть обтянута кожей

имеет 2 или 4 струны

струнно-смычковый

зеркало и металлические подвески

играли шаманы

Жетыге́н - казахский

древний

семиструнный

щипковый инструмент,

по форме гусли или арфу

продолговатый ящик, из куска древесины.

под каждую струну подставляли с двух сторон асыки,

Сазсырнай - это древний

казахский

из глины

в форме животных

саз-глина, сырнай-духовой

4 или 6 отверстий

пастухи

Шанкобыз - это древний

казахский

металлический

пластинчатый

самозвучащий

язычковый

из кованой железной дуги в

середине которой прикреплен

язычок

в виде стальной пластинки с

крючком на конце

по размеру - всего 5-7 см

играли женщины, баюкая своих

младенцев в колыбели

Сыбызгы - древний

казахский

духовой

язычковый

изготовлен из дерева курай или латуни

имеет 3 отверстия

пользовались пастухи

  1. Распевка «Как поешь?»

  2. Физминутка «Неприятность эту мы переживем»

  3. Повторение песен «Урок музыкальный», «Мама на работе», «Песенка про двух утят»

  4. Подведение итогов и оценивание

© 2010-2022