• Преподавателю
  • Музыка
  • Взаимодействие (полихудожественность) различных видов искусств и информационных технологий в формировании и воспитании общекультурных и художественных ценностей современного школьника по предметам гуманитарно-эстетического цикла

Взаимодействие (полихудожественность) различных видов искусств и информационных технологий в формировании и воспитании общекультурных и художественных ценностей современного школьника по предметам гуманитарно-эстетического цикла

Эксперимент на тему «Развитие  творческих способностей личности в условиях общеобразовательной школы в ходе апробации авторской программы «Компьютерная музыка» (научный рук. доцент кафедры словесности и культурологи., канд. фил. наук Рябчикова Е.П.) предпринимает Вознесенская общеобразовательная школа и районный Дом детского творчества на основе ФГОС по предметам гуманитарно -художественного цикла в 2012 -2014 году.О прохождении эксперимента на базе Вознесенской СОШ № 2 в условиях интеграции общ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие (полихудожественность) различных видов искусств и информационных технологий в формировании и воспитании общекультурных и художественных ценностей современного школьника по предметам гуманитарно-эстетического цикла

На всем протяжении развития отечественной педагогики, в том числе и художественной, велись поиски активизации учебного процесса средствами разных видов искусств. Вначале XX в. возникло крупное научное направление, которое конкретизировалось в концепцию комплексного, интегративного полихудожественного образования. Данная педагогическая концепция, основанная на взаимодействии различных видов искусств, опирается на философские воззрения Н.И. Вернадского, Д.С. Лихачёва, Н.К. Рериха и педагогические идеи Ю.П. Азарова, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдова и других учёных и педагогов. Она обусловила необходимость исследования образовательных и воспитательных процессов в практике общеобразовательной школы, в которой осуществляется взаимодействие искусств, способное обеспечивать целостное развитие личности и формирование её общехудожественной культуры и компетентности.

Школа сегодня должна эффективно противостоять гуманитарному дефициту образования и напротив способствовать повышению уровня эмоциональной, интеллектуальной, нравственной и художественной культуры учащихся. Она способна решать главную задачу современной школы, которая как отмечается в Законе РФ «Об образовании» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающих поколений уровень культуры адекватный достижениям мировой цивилизации, приобщить школьников к общенациональным и общечеловеческим ценностям. (статья 14)

В решении задач современной школы актуальное значение приобретает создание оптимальных педагогических моделей и образовательных программ на основе взаимодействия (полифоничности) искусств, направленное на целостное художественное обучение, воспитание и развитие учащихся.

Для оптимизации данных процессов всестороннего развития личности в условиях интеграции общего и дополнительного образования, а также интегрированной художественной деятельности и комплексного применения искусств в 2010 году на базе МБОУ ДОД Вознесенский районный Дом детского творчества была проведена реорганизация кружка «Музыкальный компьютер» в качественно новую художественно - творческую организацию образовательной деятельности детей в детско-юношеское творческое объединение «Компьютерная музыка». Специально, для вновь созданного объединения с учётом требований, предъявляемых в процессе модернизации

к дополнительному образованию, и инновационных тенденций в области разработки дополнительных образовательных программ, а также пожеланий детей желающих заниматься музыкальным и художественным творчеством разработана авторская программа дополнительного образования нового поколения «Компьютерная музыка».

Образовательный процесс, предусмотренный программой и выстроенный на взаимодействии и интеграции различных видов искусств, вызвал решение ряда организационно-правовых и финансовых проблем.

Первая проблема, которую необходимо было решить - проблема с подбором соответствующего помещения, которое бы отвечало требованиям содержания программы и позволяло бы личности детей и подростков развиваться и взрастать в художественно-творческой деятельности, в среде нравственно - эмоциональных, духовных, культурных и эстетических ценностей.

Интеграционные процессы проходящие, в общем, и дополнительном образовании позволили найти правовую базу и обоснование создания нового образовательного пространства способного успешно решать проблемы художественного воспитания детей в школе. Так, общеобразовательная школа Вознесенская СОШ №2 (директор Ю.А.Золотов) предоставило удобное помещение - мультимедийный кабинет, оснащенный современным оборудованием, мультимедиа проектором, интерактивной доской и другим оснащением.

Вторая проблема, которая было успешно решена это обеспечение учебного процесса соответствующим компьютерным и программным обеспечением. С помощью администрации района, отдела образования и финансовой поддержки со стороны Районного Дома детского творчества (рук. Г.И.Юшкова) было приобретено и установлено необходимое программное обеспечение. Таким образом, общими усилиями, как говорится «с миру по нитке». Помещение мультимедийного кабинета превратилось в оборудованную компьютерную видео и аудио студию, оснащённую необходимым оборудованием и способным решать амбициозные проекты.

Что касается программы «Компьютерная музыка», в которую автор, пытался вдохнуть новейшие разработки в области музыкальной информатики и информационно-коммуникационных технологий, получила главный диплом на областном профессиональном конкурсе дополнительных образовательных программ «Проектная линия» в 2012 году. Предмет образовательной деятельности, безусловно, расширяет границы дополнительного образования и предоставляет возможность детям и подросткам проявить себя в музыкальной и интегрированной художественной деятельности. Если говорить коротко и лаконично о программе «Компьютерная музыка», то она представляет собой две студии: аудио и видео, позволяющие детям и подросткам творить в атмосфере полифоничности различных видов искусств в среде виртуальных мультимедиа технологий. Отсюда и

тип программы - музыкально-технологический с креативным поиском, направленным на создание условий для обучения и реализацию музыкального и интегрированного художественного образования с помощью современных компьютерных технологий.

Программа объединяет в себе образовательный и воспитательный характер обучения и направлена на:

  • решение художественно-эстетических проблем в музыкальном и интегрированном художественном образовании;

  • создание условий для становления и развития личности ребёнка;

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия и комфорта ребёнка;

  • приобщение детей и подростков к мировым художественным и

культурным ценностям;

  • изучение музыкального и художественного наследия своего народа;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации и

самосовершенствования личности ребёнка, её интеграции в систему

мировой и отечественной культур;

  • интеллектуальное и духовное становление и развитие личности ребёнка;

  • укрепление психического и физического здоровья;

  • профилактику асоциального и аморального поведения;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

Актуальностью настоящей программы является её целостность и избирательность, она предоставляет детям широкий выбор образовательных услуг в области музыкального и интегрированного художественного образования с применением современных компьютерных технологий и направлена на оптимизацию целого комплекса творческих способностей подрастающего поколения посредством искусства.

«… Искусство воспитывает в человеке творческое начало… Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед к лучшему, к прогрессу к совершенствованию… Творчество рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение… Без творческой фантазии не двинутся с места, ни в одной области человеческой деятельности» - писал Д.Б. Кабалевский.

«Искусство, особенно музыка, имеет серьезное и глубокое предназначение, которое « касается внутренней сущности мира и нашего Я, и поэтому

совершенствование природы ребенка, развитие базовых способностей и личностных качеств в художественной деятельности становится приоритетным путем его творческой эволюции» (Е.Я. Гембицкая).

Цель программы - оптимизация творческих способностей подрастающего поколения на основе приобщения детей к общечеловеческим культурным ценностям с помощью музыкального и интегрированного художественного искусства и современных компьютерных технологий.

Задачи:

1. Образовательные

  • овладение основами музыкального и интегрированного художественного компьютерного и мультимедиа мастерства, повышение мотивации учащихся на творческую деятельность;

  • обучение детей и подростков музыкальному, изобразительному и художественному творчеству, используя компьютерные программы Cakewalk Sonar, Adobe Audition, Pover Point, Mover Maiker и другие, а также творческий потенциал личности в сфере музыкального и интегрированного художественного образования.

2. Развивающие

  • создание условий для развития творческого роста каждого участника объединения и удовлетворения его личных потребностей в сфере музыкального и художественного творчества;

  • знакомство с музыкальной, изобразительной и художественной культурой и национальными традициями народов мира;

  • личностно-ориентированный, дифференцированный подход к развитию личности с учетом индивидуальных занятий и возрастных особенностей, а также интересов каждого воспитанника;

  • развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.

3. Воспитательные

  • воспитание творчески развитой личности с ориентацией на

познавательную и созидательную деятельности;

  • воспитание мотивации на ощущение комфортных условий

нахождения личности в общественной среде и социуме;

  • формирование гражданской позиции, чувства патриотизма;

  • воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;

4

  • воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к отечественной и зарубежной музыкальной и художественной культуре.

В программе предусмотрены пять образовательных направлений:

  • создание музыкальной композиции (оживление нотного текста музыкального произведения);

  • запись и обработка вокала;

  • сведение музыкальных композиций;

  • мастеринг фонограмм музыкальных композиций;

  • создание мультимедиа проектов.

Самое массовое и увлекательное направление программы «Компьютерная музыка» является направление создание мультимедиа проектов. В основе создания проекта мультимедиа композиции приоритетом является музыка, музыкальное искусство. Музыка определяет тематическую направленность содержания видеоряда дальнейшего мультимедиа проекта в используемых программах Pover Point и Mover Maiker. Надо заметить, что создание мультимедиа проекта в виде слайд-шоу на музыкальную композицию делает процесс творчества занимательным, непринуждённым и одухотворённым. Здесь прямо на ваших глазах происходит творческий процесс видео открытия музыки, осмысление её содержания, понимание и эмоциональное восприятие, несущее в зависимости от содержания музыки, положительный или отрицательный заряд воспитательной энергии, составляющий нравственную основу духа личности.

Надо сказать, что наибольшую пользу в качестве звуковой основы видео открытия (раскрытия) музыки приносит классическая музыка. В силу своей абстрактности она в большей мере возбуждает, будоражит воображение, детскую фантазию, и при помощи ассоциативного мышления, развивающего умственные способности, ребёнок выстраивает логически завершённый и последовательный видимый видео ряд, при анализе которого педагог получает рычаги педагогического воздействия на те, или иные аспекты развития личности подростка и формирования его качеств.

Вообще использование технологии мультимедиа и ИКТ в образовании на сегодняшний день самая доступная удобная форма передачи информации любого содержания и направленности. Единственная проблема, которая возникает в связи с этим это вопрос «Каким образом?» Можно передавать информацию сухо, утомительно в виде таблиц и графиков, а можно ненавязчиво, как бы играя, в художественно-увлекательной форме с комфортными условиями воздействия на психику и сознание личности.

Такую попытку в форме эксперимента на тему «Развитие творческих

способностей личности в условиях общеобразовательной школы в ходе апробации авторской программы «Компьютерная музыка» (научный рук. доцент кафедры словесности и культурологи., канд. фил. наук Рябчикова Е.П.) предпринимает Вознесенская общеобразовательная школа и районный Дом детского творчества на основе ФГОС по предметам гуманитарно -художественного цикла в 2012 -2014 году.

О прохождении эксперимента на базе Вознесенской СОШ № 2 в условиях интеграции общего и дополнительного образования хочется остановиться более подробно и рассказать о результатах экспериментальной работы.

В 2013 году в эксперименте по апробации программы «Компьютерная музыка» принимали участие учащиеся 5-6 классов Вознесенской СОШ №2 (директор Золотов Ю.А.) в составе творческих групп по 2-3 человека. Ребятам в соответствии с учебно-календарным планом по предмету «Музыка» была предложена тема проекта электронного образовательного ресурса, который с помощью педагога экспериментатора должен был в максимально короткие сроки реализован на практике в программе Microsoft Pover Point (2010 г.). В процессе выполнения задания электронного образовательного ресурса ребята изучали алгоритм поэтапной реализации проекта, возможности мультимедиа редактора, включались в проектную и исследовательскую деятельность, проявляя свои творческие способности. Надо сказать, при помощи хорошо организованной деятельности и спланированной работы учителя музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Вознесенская СОШ №2» Алехановой М.Н. и педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Вознесенского районного Дома детского творчества, автора этих строк, экспериментальная работа приняла увлекательный характер образовательного процесса, и прекрасного, полезного времяпровождения со стороны учащихся школы и их наставников. Рождённые в ходе жарких дискуссий творческих групп проекты электронных образовательных ресурсов затем демонстрировались на уроках музыки и горячо обсуждались в классе. Кроме того, ряд авторских идей учащихся были положены в основу полного пакета проекта образовательных ресурсов в количестве 34 штук для пятого класса на уроках музыки. Пакет представляет собой тематическую разработку электронного образовательного ресурса к каждому уроку в соответствии с требованиями образовательных программ и ФГОС.

Как учитель музыки я отметила для себя, что постепенно вырос интерес обучающихся к данной творческой деятельности. Обычное домашнее задание, переросло в увлечение. Многие учащиеся, увидев работы своих одноклассников, обращались ко мне с просьбой дать им тему для работы тоже. Проявились творческая активность учащихся, самостоятельный поиск решения проблемы, инициатива, и выдумка учащихся. Cама по себе активность, возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и применяемой педагогической технологии. "В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!» сказал Сократ. Необходимо заинтересовать, увлечь, настроить на успешное выполнение проекта, определяя тему, по которой обучающийся будет выполнять творческий проект,

Обсуждая тему вместе с педагогом, обучающиеся составляли план, определяли, что является главным в данном проекте, какие определения, музыкальные термины, должны быть отражены в работе обязательно, а где можно проявить фантазию и творчество. Наблюдая за детьми в процессе работы с ЭОР на уроке музыки, я видела, с каким интересом воспринимается информация и не только воспринимается, но и хорошо запоминается. Всем известна китайская пословица «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму». Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Выполняя творческие проекты, мы предлагаем детям самостоятельно добывать знания, проявлять фантазию и творчество, понимание, зачем и для чего, и как ты это делаешь. э Именно потребность в самовыражении и самореализации, способствовала активизации творческой деятельности. Ценностный аспект подобных экспериментов заключается в том, что здесь успешно интегрируют и развиваются познавательные, образовательные, творческие, интеллектуальные, духовные и другие потенциалы личности в процессе своего же собственного развития и совершенства. Духовное и нравственное, художественное, музыкальное , эстетическое воспитание, общекультурное обогащения личности происходит при взаимодействии (полифоничности) искусств и информационных технологий в художественном творчестве. Жаль, что в современном образовании зачастую происходит недооценка важности предметов гуманитарно - художественного цикла и их влиянии на формировании полноценной личности, хотя методика преподавания этих предметов находится сегодня в процессе обновления. Содержание МХК, музыки, ИЗО, и других предметов гуманитарно-художественного и художественно - эстетического цикла непосредственно связано с жизнью человека, оно направлено на формирование художественного вкуса, восприятие художественной деятельности, воспитание нравственной, свободной и разносторонне развитой личности. Осознавая значимость гуманитарно-художественного и художественно-эстетического образования, современные педагоги разрабатывают уникальные программы, совершенствуют методику преподавания и привлекают внимание педагогической общественности к вопросам дальнейшего развития и совершенствования художественного образования в современной школьной практике.

Учитель музыки МБОУ «Вознесенская СОШ №2» Марина Николаевна Алеханова

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Вознесенский Дом детского творчества Александр Николаевич Забелин.


© 2010-2022