Урок музыки в первом классе Музыка утра

    Конспект урока по музыке                       Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии Тема: «Музыка утра» Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы. Задачи урока: ·        Познакомить детей с выразительными средствами музыки, изобразительного искусства и поэзии (тем... Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой утра. Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда? А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы ...   Дети: - Солнечное, жизнерадостное! Учитель: -  Как вы догадались? Дети: - Краски тёплые, солнечный свет, лучики солнца. Учитель: - А какое утро на другой картине? Тихое или ветреное?   Дети: -  Тихое, на озере нет волн. Учитель: - А теперь послушайте, как поэт передаёт своё настроение  словами (стихотворение И.Никитина): Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Учитель: - Так какое настроение вы услышали в стихотворении? Дети: - Восторженное, радостное! Учитель: -  По настроению к какой картине созвучно, ближе это стихотворение к первой или второй? Дети: - Ближе к первой. Учитель:... Учитель: -  Так какое время года? Солнце светило в музыке? Или было ненастье? Дождь или вьюга? Дети: -  Мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро. Учитель: -  А на каком инструменте исполняется это произведение? Дети отвечают, что произведение исполнялось на фортепиано. А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига.   Что вы услышите в музыке, какое время года?  (слушаем «Утро» Э.Грига.) Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна? Дети: -  Похоже и на лето, и на весну. Учитель: -  Почему вы так решили? Дети: - В музыке как- будто выглянуло солнце. Учитель: -  А кто исполнял это произведение, один инструмент или много? Дети: - Много, это оркестр. Учитель: -  Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно? Дети: - Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно. Учи... Работа над песней. Разучивание ритмопластических и танцевальных элементов в песне. Заключение: -  Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения  от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига). А по желанию, дома нарисуйте своё утро. До новых встреч!    
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта. Хорьковой К. А. МОУ-СОШ №14

Урок музыки в 1 классе



Тема урока: «Поэт, художник, композитор о Зиме», (раздел «Музыка и ты»).

Проблема урока: соответствуют ли образы зимы в искусстве.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный

Цель: сформировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека. Показать особенности изображения зимы в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Жанр урока: интегрированный.

Задачи урока:

- образовательные: продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления о зиме с художественными образами.

- развивающие: создать условия для развития творческих способностей, мышления, памяти.

- воспитательные: создать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, литературе, живописи.

Музыкальный материал: «Зима» А. Вивальди, «Зимнее утро» П. Чайковского, «Почему медведь зимой спит?» слова А. Коваленкова, музыка Л. Книппера.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, экран, фортепиано



п/н

Структура урока

Задачи этапа

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные методы и приемы

Ожидаемые результаты

1.

1.Организационный момент и мотивация.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!»


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Дети входят в класс под музыку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Показ учителя

Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.

2.

Постановка темы.

Выявление у обучающихся новых знаний, подведение детей к самостоятельному выводу.

-Повстречалась Муза с поэтом, художником, композитором и спросила: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них.

1.Чем рисуют художники? (красками) Слайд 2.

2.Чем рисуют композиторы? (звуками)

3.Чем рисуют поэты? (словами)

А сейчас давайте поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы.

Тема урока: «Поэт, художник, композитор о зиме». Слайд 3.

Организует диалог с обучающимися. Совместно с учащимися формулирует тему урока и озвучивает ее.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему.

Беседа

Регулятивные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

3.

Изучение нового.

Развитие умения выделять главное в поэтическом тексте с последующим анализом.

Послушайте как И.Суриков (слайд 4) рисует картину зимней природы. И.Суриков - известный русский поэт. Итак, отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима".

1.Какие картины нарисовал поэт в своем стихотворении? Слайд 5.

2. Какие слова помогли поэту нарисовать зиму? Давайте посмотрим текст. Слайд 6. (белый, снег, пушистый, кружиться, морозы, забелело, темный снег, шапка)

3.Какая зима в стихотворении? (белая).

4.Почему белая? (снег выпал)

5.Какая еще зима? (пушистая)

3.А какие стихотворения о зиме вы знаете?

Так чем рисуют художники?

Давайте посмотрим, как рисует свои картины И. Шишкин. Слайд 7.

И. Шишкин - великий русский художник. Он очень красиво нарисовал зиму красками. Посмотрите на картину И. Шишкина, которая так и называется «Зима». Слайд 8

1.Что вы видите на картине?

2.Вслушайтесь в картину. Что вы слышите?

-Да, стоит, взглянуть и уже слышишь треск веток, чириканье птиц, скрип снега.

3.Что общего в изображении зимы поэтом и художником? (снег шапкой, солнце светит мало)

4.В чем отличия?

-Поэт сочинил стихотворение - мы его услышали, а у художника мы зиму увидели.

  • Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой. Дает задание на поиск в тексте слов, которые помогли поэту нарисовать зиму.

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Работа с текстом




Беседа. Наглядный.

Регулятивные:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

учатся работать с текстом.

Учатся выделять специальную информацию из текста.

Коммуникативные:

учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Регулятивные:

развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Регулятивные: формирование умения анализировать. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

4.

Слушание.

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств. Учить вслушиваться, всматриваться в музыку.

А композитор может рассказать о зиме?

Слушание: «Зимнее утро» П. Чайковского.

1. Что вы увидели в своем воображении? Какую картину? (Зима метельная, вьюжная)

- Вы услышали пьесу из «Детского альбома» П. Чайковского «Зимнее утро». Слайд 9 П.И Чайковский - один из великих музыкантов России.

Когда мы просыпаемся и смотрим в окно, мы можем увидеть то, яркое солнце, то хмурое небо.

2. А что вы сегодня увидели в своем окне солнце или тучи?

3.А каким увидел утро композитор? (хмурым, вьюжным, ненастным, тревожным, метельным) Слайд 10.

-Да, когда мы слушали пьесу, мы увидели картину ненастного зимнего утра темного, метельного, неприветливого.

4.Какими музыкальными красками нарисовал утро Чайковский?

5.Какие еще музыкальные краски могут передать темноту и холод зимнего утра? (низкий и средний регистр).

6.Удалось композитору нарисовать зиму?

-Да, в музыке ярко изображена зимняя природа метельная, вьюжная, холодная. А теперь представим себе, вокруг нас белый снег. Мы замерзли! Греем ручки, греем ножки!

Беседует, задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.


Анализируют муз. произведение. Называют средства музыкальной выразительности. Отвечают, аргументируя своё мнение.

Беседа. Наглядный.

Регулятивные:

учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Познавательные:

учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать

особенности музыкального языка.

Предметные: учатся слушать и анализировать музыкальное произведение.

5.

Разминка

Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой(4-8раз)

Показывает дыхательную гимнастику.

Повторяют движения.

Регулятивные: умение делать по образцу.

6.

Повторное слушание

Подведение детей к самостоятельному выводу. Закрепление взаимодействие разных видов искусств.

7. Как вы думаете, получилось рассказать о зиме и нарисовать ее у художника, поэта, композитора?

-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт? Каждый по - своему увидел и изобразил картину зимней природы, используя свои средства выразительности. Давайте объединим все три вида искусства картину, стихотворение и музыку. (Слайд 11 с изображением картины, на фоне музыки «Зимнее утро» Чайковского читаю стихи Сурикова) Понравилось? Или лучше каждый отдельно? Почему? У поэта зима - сказочная, пушистая.

У композитора - метельная, вьюжная. У художника - холодная, студеная. Только на первый взгляд природа зимой однообразная. Все снег да холод, то мороз трескучий ударит. То оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.

Фиксирует внимание на возникших противоречиях.



Подведение детей к самостоятельному выводу.

Отвечают на вопросы. Осознают возникшие противоречия.

Наглядно - слуховой.

Познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения. Познавательные:

формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Предметные: научаться наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства.

7.

Повторение пройденной песни. Развитие муз. способностей.

Послушайте мелодию.

Звучит интонация песни «Почему медведь зимой спит?»

1. Знакома вам эта мелодия?

2. Какой песне она принадлежит?

3.В какое время года произошла эта история? Слайд 12.

-Давайте расскажем гостям эту историю! (исполнение песни «Почему медведь зимой спит?)

3.Так почему медведь зимой спит?

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Поют хором.

Исполнение.

Регулятивные:

учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Коммуникативные: учатся петь в коллективе.

Предметные: получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Вот какая история произошла зимой. Ведь зима это самое волшебное время года. Она дарит нам самые веселые забавы, самые любимые праздники, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами. Используя музыкальные краски, композиторы создают свои картины, поэты словами рисуют свои образы зимы, а художники рисуют свои. Все творчество, произведения искусства - это творение рук человека. Поэтому мы находим в произведениях искусства сходства и различия.

Д/З: Найдите стихотворения о зиме.

Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Но лучше всех на уроке работали… До свидания, до встречи с музыкой!





Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.






Осуществляют рефлексию. Выходят под музыку «Зима» А. Вивальди.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, слушать друг друга.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.

Личностные - оценивают результаты деятельности.


© 2010-2022