«Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Аннотация к уроку. Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  музыки работающих в тесной взаимосвязи национально-регионального компонента Республики Башкортостан.В составление конспекта урока и презентации были использованы УМК « Музыка» авторов Н.Г.Ямалетдиновой, Р.Х.Хусаиновой.   В разработке последовательно  раскрывается тема урока. Презентация к конспекту...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки для 4 класса по теме:

«Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Цели урока:

  1. Сформировать представление об этнической музыке;

  2. Показать взаимосвязь музыки башкирского народа и народов мира;

  3. Знакомство с творчеством этнических музыкантов;

  4. Раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  1. Выявить сходство между музыкальными инструментами башкирского, русского и индейского народов;

  2. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся, развитие чувства гордости за национальную культуру нашей Республики;

  3. Научить слушать, понимать язык музыки, уметь ее анализировать;

  4. Развивать вокально-хоровые навыки, и навыки выразительного исполнения.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

4.Слушание и просмотр видеофрагментов и муз.материла

5. Физкультминутка

6.Вокально-хоровая работа.

7.Рефлексия деятельности.Закрепление и обощение.

8.Домашнее задание.

Ход урока.

Вход под музыку «Кумысная мелодия» в исп.Юлдашева
1.Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний

-Ребята, сегодня мы с вами на уроке продолжим разговор, о том, что музыка может творить чудеса, ведь стоит только внимательно вслушаться у нее, как мы можем оказаться на любой точке мира, а также музыка может нам многое рассказать, главное научиться понимать музыкальный язык.

Мотивация к деятельности (формирование познавательных ууд)

-А хотите узнать о чём, мы с вами будем говорить на уроке? Тогда для начала отгадайте загадку:

Расскажу тебе, дружок, -

В древние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент.

-Или вот еще одна загадка:

Вышел в поле пастушок,

Заиграл его... (рожок)

На экране появляются рисунки рожка и свирели.

-А сейчас послушаем звуки рожка.Слушание игры на рожке

Создание проблемной ситуации

- А что мы знаем про рожок и свирель? Музыкальным инструментом, какого народа они являются? (ответы)

-Этих инструментов относят к деревянно- духовым, их делают из березы, клена, можжевельника. На этих инструментах играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать.

- А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (ответы)

-дело в том, что раньше на свирели и рожке играли пастухи. А это значит, что их звуком пастух собирал стадо, охранял его.

-Вот сейчас мы с вами посмотрим один видеосюжет и попробуем вместе определить тему нашего урока.

Просмотр видеофрагмента « Этническая музыка индейцев Эквадора»


-ребята на таком импровизированном уличном концерте музыкантов- индейцев Эквадора я попала случайно в Уфе, когда была там недавно. И у меня сразу же в голове возникла идея о том, что когда я приеду домой я обязательно покажу вам урок, где мы с вами увидим и услышим музыку трех народов, которые очень сильно отличаются друг от друга, но их объединяет музыка, ведь язык музыки понятен всем!

-Итак, как мы назовем тему нашего урока? (ответы детей)
- «Между музыкой моего народа и народов мира нет не переходимых границ», так звучит сегодня тема нашего урока.

На экране тема урока.

Введение в новую тему.
-Мы с вами увидели и услышали выступление индейцев Эквадора, которые играли свою этническую музыку.

-Как же мы определяем, кто перед нами выступает? (ответы детей)

-Совершенно верно. Артисты одеты в свои национальные костюмы, играют на своих национальных музыкальных инструментах.Не показалось ли вам, что муз.инструменты индейцев напоминают знакомые вам уже муз. инструменты? (ответы детей) У какого народа мы могли увидеть эти инструменты раньше? (ответы детей)

-правильно. Давайте посмотрим на экран и познакомимся с этими инструментами по ближе.
НА экране картинки индейских муз.инструментов кена, кеначо, сампаньо.

-Ребята, эти инструменты являются разновидностями флейты. Их в основном делают из разного пород дерева, а также тростника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит курай. (На фоне музыки учитель читает стихотворение про курай)

Мой курай, зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира,
Все печали развей, мой курай,
Чтобы дрогнуло сердце башкира!

-эти великолепные стихи написал известный башкирский поэт Ш.Бабич.

-Хотите послушать легенду про курай? Тогда слушайте :

"Однажды на солнечной лужайке, среди берез, юноша-джигит (один из самых излюбленных персонажей башкирского фольклора) услышал незнакомую доселе музыку. Мелодия вела себя как горный ручеек - текла, текла и внезапно обрывалась, словно исчезая в пропасти. Юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Негромкая свистковая мелодия, напоминающая звуки флейты, красиво сочеталась с окружающей природой. Пораженный этой красотой, юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл... Звуки, которые он издавал, казалось, лились из его собственной, согретой и разнеженной, груди, и каждый оттенок радости тотчас же передавался в чудесной дудке, тихо срывался с нее и звучно несся вслед за другими звуками, заполняя все вокруг"

Звучит в исп.Роберта Юлдашева «Абдрахман» б.н.п.

На экране фото Р.Юлдашева.

- Роберт Юлдашев_-башкирский кураист-виртуоз, этнический музыкант.(Гран-при (1997 год) на конкурсе профессиональных кураистов имени Гаты Сулейманова; Гран-при (1998 год) республиканского конкурса имени Юмабая Исанбаева; первая премия (1998 год) международного конкурса музыкантов, организованного под эгидой «ТюркСОЙ»; первая премия (2002 год) на Всероссийском конкурсе музыкантов имени В. Андреева; Гран-при (2003 год) на конкурсе кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова)

Роберт Юдашев-лауреат Республиканской государственной премии имени Шайхзады Бабича.Сегодня курай Юлдашева звучит не только в Башкортостане, но и по всей России, в мире. Он выступает уже с российскими звездами как Николай Носков, Гарик Сукачев, Пелагея, группа «Чайф» и «Неприкосаемые».

Слушание песни «Белые дороги» ( исп. Гарик Сукачев, Пелагея, «Неприкосаемые» и Р.Юлдашев)

-Я предлагаю вам еще раз восхитится виртуозной игрой Роберта Юлдашева.

Просмотр видеофрагмента с Р.Юлдашевым «Кара юрга»

-Что вы услышали в этом произведении? Какое настроение детей вызвала эта музыка? Как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)

-Есть ли в этой музыке движение? В каком темпе она звучала? (ответы детей).

Пластическое интонирование:

-Давайте все вместе простучим ритм этого произведения (простукиваем ритм произведения пальчиками по ладошке).Молодцы!

-У башкирского народа есть хорошая песня «Шаймуратов Генерал». Песня написана на стихи Кадыра Даяна на музыку Загира Исмагилова. В ней поется о смелом башкирском полководце генерал- майоре Минигали Шаймуратове, который отважно воевал со своими конниками во время Великой Отечественной войны.

Слушание песни «Шаймуратов генерал»

-ребята, найдите мне в ваших эмоциональных словарях определения, которые на ваш взгляд характеризуют нашу песню.

Работа со словарями. 5 определений записываем в рабочие тетради.

Исполнение песни учителем.

Вокально-хоровая работа. Разучивание песни.(1 куплет) Текст песни на экране.

Рефлексия

- после того, как мы услышали, увидели столько музыкальных произведений, мы с вами сможем ответить на многие вопросы и сделать самостоятельно вывод урока:

- этническая музыка, что это? Где мы можем ее услышать?

- с музыкой, с инструментами какого народа мы сегодня с вами познакомились?

-кто в нашей республике является виртуозом игры на курае?

-можем ли мы услышать движение в музыке?

Выберите рисунок на экране, который наиболее правильно показывает ваше настроение к концу урока.

Д/З: составьте 3 вопроса про творчество известного кураиста Роберта Юлдашева.

Вы сегодня отлично поработали. Спасибо вам за урок, до свидания!

Звучит «Кумысная мелодия» в исп.Юлдашева (выход из класса)



© 2010-2022