Урок музыки

Урок музыки в 7 классе на тему «Драматургия контрастных сопоставлений в музыке А.Эшпая и Ф.Листа.»    (А.Эшпай «Венгерские напевы», Д.Б.Кабалевский «Счастье»).  Задачи:Обучающие: продолжить знакомство с творчеством А.Эшпая                              провести образно-интонационный анализ произведений  расширить представление о жанре рапсодии на примере                          «Венгерских  напевов» А.Эшпая; познакомить с новым вокальным произведением – песней          «Счастье»   Д.Б.Кабалевско... развивающие:     продолжить развитие навыков анализа музыкального                произведения  (средств музыкальной выразительности), его                            осмысленного восприятия (принцип тождества и контраста),                            вокально-хорового исполнения  (унисон, элементы двухголосия,                          кантилена); воспитательные: воспитание уважения к многонациональной культуре и                классической  музыки России, акопление «золотого фонда», воспитание чувства  оптимистичности   средствами музыкального  искусства.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 7 классе.

Тема: Драматургия контрастных сопоставлений в музыке А.Эшпая и Ф.Листа.

(А.Эшпай «Венгерские напевы», Д.Б.Кабалевский «Счастье»).

Цель: Закрепление понятия о музыкальной драматургии как основы развития

Музыки (контрастное дополнение, контрастное сопоставление).

Задачи:

Обучающие: продолжить знакомство с творчеством А.Эшпая;

провести образно-интонационный анализ музыкальных

произведений;

расширить представление о жанре рапсодии на примере

«Венгерских напевов» А.Эшпая;

познакомить с новым вокальным произведением - песней

«Счастье» Д.Б.Кабалевского, начать работу по разучиванию

произведения;

развивающие: продолжить развитие навыков анализа музыкального

произведения (средств музыкальной выразительности), его

осмысленного восприятия (принцип тождества и контраста),

вокально-хорового исполнения (унисон, элементы двухголосия,

кантилена);

воспитательные: воспитание уважения к многонациональной культуре и

классической музыки России, накопление «золотого фонда»,

воспитание чувства оптимистичности и жизнеутверждения

средствами музыкального искусства.

Ход урока:

На доске запись эпиграфа:

«Счастье в нас, а не вокруг да около»

( Русская народная пословица)

1 Оргмомент.

2 Вступительное слово учителя.

Учитель. - представьте себе ситуацию: молодой начинающий композитор, студент консерватории на основе интонаций нескольких народных песен пишет вокальный цикл и решает включить его в программу государственного экзамена в консерватории. Исполнитель был найден, но когда до экзамена осталось два-три дня, в квартире сокурсника композитора, музыканта - инструменталиста Эдуарда Грача, раздается телефонный звонок: "Эдик, спасай! Исполнитель заболел. Твой инструмент будет звучать не хуже голоса!"

Учитель.- Если бы на месте молодого композитора оказались вы, какому инструменту вы поручили бы исполнить свое произведение? Какой сольный инструмент вы бы выбрали - флейту, скрипку, альт, виолончель, фортепиано, арфу, - и почему? (скрипка - самый «поющий» музыкальный инструмент, у многих европейских народов он является народным музыкальным инструментом ).

3 Прослушивание музыкальных произведений.

Звучит первая тема «Венгерских напевов».

Учитель: знакома ли вам эта музыкальная интонация? Назовите произведение и его автора, музыкальный жанр (учащиеся называют: рапсодия для скрипки с оркестром А.Я.Эшпая «Венгерские напевы») - на экране слайд - портрет А.Я.Эшпая. История, которая открыла наш урок на самом деле произошла в жизни Андрея Эшпая. Певец, который должен был исполнять вокальную сюиту на темы венгерских народных песен, был в ту пору стажером Московской консерватории, звали его Андреаш Варга! Вокальную партию Андрей Эшпай переработал в инструментальную и скрипач Эдуард Грач стал первым исполнителем. После репетиции Эшпай сказал: "Все, никакие это не песни! Это музыка для скрипки с оркестром. Я допишу еще три номера с развернутым tutti, и в таком виде мы покажем весь цикл". Так родились "Венгерские напевы". Впервые они были исполнены 24 января 1953 года в Концертном зале имени Чайковского Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением К. Иванова, в 1955 году "Напевы" были удостоены первой премии на конкурсе молодых композиторов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.

Сейчас мы еще раз услышим это музыкальное произведение. Звучит музыка.

Учитель: в творчестве какого композитора мы впервые на наших уроках встречались с жанром рапсодии? ( Ференца Листа, фортепианный цикл «19 венгерских рапсодий», на экране слайд - портрет Ф.Листа)

4 Анализ музыкальных произведений.

Учитель: что такое жанр рапсодии? Кого называли рапсодами? (в романтическую эпоху инструментальная пьеса, основанная на темах народных песен и танцев, построенная на ярких, выразительных, красивых контрастных музыкальных темах, странствующий или профессиональный музыкант, певец, слагавший песни о родине, её героях, о родном народе и его судьбе).

Учитель: что общего в музыке рапсодий Ф.Листа и А.Эшпая? (песенно-танцевальные интонации, мелодика и ритмы венгерских народных - цыганских и крестьянских песен и танцев у Ф.Листа и в сочетании с родственными им песенно- танцевальными марийскими интонациями).

Учитель: Почему композитор Андрей Эшпай обратился в своем творческтве к венгерской и марийской народной музыкальной культуре? (А.Эшпай - марийский композитор, марийский и венгерский языки относятся к одной финно-угорской языковой группе и музыкальных традициях, в интонациях народных марийских и венгерских песен и танцев много общего; А.Эшпай рос в музыкальной семье: мать- Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре. Она - племянница композитора Анатолия Николаевича Тогаева, жившего в Мариинском Посаде (Чувашия), в доме которого и познакомились будущие родители А. Эшпая. Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных зарисовок. Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Подлинным примером служения искусству является подвижнический труд Я. Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). Свое научное исследование он посвятил народным инструментам, защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведения).

Учитель: народная песня и танец символизируют собою в музыкальном искусстве какой образ? (образ родины).

Учитель: какие грани жизни венгерского народа в рапсодии № 2 раскрыл Ф.Лист? ( в 1-й части сосредоточенная музыка песенного характера о тяжелой доле и судьбе венгерского народа, политически зависимого, лишенного права и свободы; во 2-й части - образ народного праздника, песен и танцев Пештского карнавала, светлой веры композитора в будушее своего народа).

Учитель: какой принцип драматургического развития в рапсодии № 2 выбрал Ф.Лист и почему? (автор сопоставил контрастные по темпу, характеру, песенно- танцевальной жанровой природе музыки два раздела рапсодии в созданиии образа родины, в сопоставлении степень контраста больше чем в контрастном дополнении.)

Учитель: только о судьбе венгерского народа думал А.Эшпай, создавая «Венгерские напевы»? (о судьбе марийского народа, как части многострадального российского народа на разных этапах его истории, которому автор принадлежит и это является предметом его гордости).

Учитель: какой принцип драматургического развития выбрал А.Эшпай? (драматургия контрастных сопоставлений на основе шести разнохарактерных эпизодов, которые не противоречат друг другу, не вступают друг с другом в конфликт, объединенных единством стиля, непрерывным нарастанием темпа и общей звучности и тем, что главную роль играет солирующая скрипка - музыкальный инструмент широко распространенный в народных венгерских ансамблях).

Учитель: Только ли в крупных по форме и жанру музыкальных произведениях композиторы опираются на принцип драматургического развития? Сейчас мы услышим новое музыкальное произведение; вам предстоит внимательно прослушать, определить его образно-интонационную, жанровую, формообразующую основу.

5 Прослушивание песни.

Звучит песня Д.Б.Кабалевского «Счастье» в исполнении ансамбля учителя с ученицей.

6 Анализ песни

Учитель: Что вы чувствовали, каковы были ваши ощущения; охарактеризуйте музыку ( музыка светлая, радостная, праздничное настроение юношества, когда хочется выразить свою любовь к жизни, свою устремленность к будущему, свою уверенность в том, что если человек хочет найти для себя счастье, то поиски эти он должен начать со своего сердца, со своей доброты, со своей любви к милому, родному уголку природы своей земли, ко всему доброму на земле; по жанру - песня, форма - куплетная (запев -припев). Песня написана композитором Дмитрием Борисовичем Кабалевским на стихи поэтессы Ольги Высоцкой - на экране слайд - портрет Д.Б.Кабалевского. Будь вы авторами этой песни, какое название вы дали бы ей? ( «Счастье»), почему? (слово счастье = ключевое в тексте припева и во всем содержании)

7 Разучивание песни

Учитель: сегодня мы начнем работу по разучиванию этой песни ( разучивание по фразам 1-й части запева - чистота интонирования восходящего скачка, артикуляционная работа; разучивание 2-й части запева - смена ладотональных соотношений, чистота интонирования альтерированных ступеней; разучивание припева - отдельно с каждым голосом, соединение в двухголосии; исполнение под фонограмму.

8 Заключительный этап урока

Учитель: в заключении урока я хочу познакомить вас с одним из многочисленных высказываний Д.Б.Кабалевского и вы подумаете над его содержанием:

«Почему гениальное бесконечно живет? Почему модное быстро исчезает?… Чем гениальнее музыка, тем глубже дно (практически неисчерпаемо) - поэтому вечно; чем беднее музыка - тем скорее приедается и исчезает (однодневки). ОКЕАН и лужи. Боятся океана, а в лужах плещутся охотно - безопасно и весело...» (Д.Б.Кабалевский )

9 Домашнее задание :

сделать сообщение о жизни и творчестве замечательного композитора Д.Б.Кабалевского. Сегодня особенно хочется подчеркнуть - большинство своих произведений он пишет или для детей и юношества, или о них. Все написанное Кабалевским для детей перечислить невозможно.


© 2010-2022