Методическая разработка по Музыке на тему Впоисках вальса. Штраус 6 класс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока Музыки

6 класс

II четверть: «Преобразующая сила музыки»

4 урок

Тема: «В поисках вальса».

Цель: погрузиться в эмоциональную атмосферу музыки Штрауса

Задачи:

  • проследить, как изменялась музыка в зависимости от жизни человека.

  • Познакомить с историей возникновения вальса;

  • Пополнить запас музыкального словаря новыми словами;

  • Проследить изменение темпа и ритма в музыке в зависимости от изменения темпа времени;

  • Развивать навыки чтения с листа;

  • Продолжить вокально-хоровую работу;

  • Воспитывать бережное отношение к природе, внимательное отношение к её звукам;

  • Воспитывать чувства сопереживания и коллективизма.

Оборудование:

Презентация по теме «Музыка семьи Штраус»;

Аудио записи: «Вальс» из оперетты «Летучая мышь», «Марш Радецкого»;

Видео-фрагмент из к/ф «Большой вальс»;

Нотная запись фрагмента «Весеннего вальса» в обр. Локтева В.;

Карточки с историческими справками.

Ход урока.

Весенний ветер, щебет птиц

И ароматы трав, цветов -

Все в вальсе том, что здесь звучит,

средь суетных дневных забот.

И счастья луч вдруг озарит

Уставших лиц унылый ряд.

Живи, ликуй, о, человек!

Ведь вальсы Штрауса звучат!

Учитель (У.) Тема сегодняшнего урока необычна: «В поисках вальса». Мы попытаемся найти один из самых романтичных танцев, который затерялся в современных ритмах. Приступая к поиску, необходимо выяснить, что такое «танец».

Дети (Д.) Танец - это движение под музыку, которая должна быть ритмична и пружиниста.

У. Какое же движение и ритмы должны быть у этого танца?

Каждой исторической эпохе свойственно свое движение, свои ритмы.

Подумайте, какими длительностями можно выразить движение времен И.С.Баха?

Д Это могут быть половинные.

У. Изобразите этот ритм прохлопыванием.

(дети выстукивают ритм)

У. Перелистаем несколько страниц истории вперед. Французская революция всколыхнула всю Европу. Её порыв, ритмы сразу же отразились в музыке, а идеалы сформировали мировоззрение великого немецкого композитора. Вспомните его имя и те произведения, которые вы уже знаете.

(ответы детей)

У. Как вы думаете, изменился ли темп этого времени? Какими длительностями может выразить его ритм?

Д. Движение явно ускорилось. Его можно выразить четвертными длительностями.

(дети выстукивают ритм)

У. Листаем дольше страницы истории. В первой половине ХIХ века происходит еще одно потрясение. Оно связано с изобретением нового средства передвижения - железной дороги. Как можно выразить это движение?

Д. Это восьмыми длительности.

(дети выстукивают ритм)

У. Как вы сами убедились, темп жизни или ее движение постепенно ускорялся (отсюда популярность виртуозов Х1Х века - Паганини, Шопена, Листа). Это не могло не отразиться на бытовой музыке. Той, без которой не обходился ни один праздник или вечеринка. Какой жанр музыки наиболее ярко выражает праздничность, веселье, жизнерадостность?

Д. Это жанр танца.

У. Совершенно верно. Танцем, выражающим новое время, стал вальс, родившийся в Австрии, в конце XVIII начале XIX веков.

«Вальс». Какое интересное слово. Почему именно так назвали танец?

Обратите внимание на корень слова - вал. Оно напоминает вал турбины, или круглый валик, или веретено прялки. И в том, и в другом, и в третьем случае это движение по кругу. Вращательные движения проникали в народные мелодии. Одну из народных австрийских песен, получивших широчайшую известность, вы уже знаете. Давайте её исполним.

(дети исполняют два варианта куплета песни «Ах, мой милый Августин», обратить внимание на выделение сильной доли и ритмичности)

У. Какое настроение создает эта музыка?

Д. Светлое, беззаботное.

У. Добродушное подтрунивание, шутки всегда были в большом почете в Вене - столице Австрии.

На экране слайды с видами природы Австрии

Но кто же он, легендарный Августин, о котором поют уже несколько веков? Обратимся к документу.

Д. (читают информацию по карточке). Августин - любимы австрийский странствующий музыкант, известный своим юмором и неунывающим характером.

У. Что делает музыку этой песни радостной? Какова природа мелодии?

Д. Эта музыка звучит в подвижном темпе, в мажорном ладу. Она танцевальна.

У. Действительно, музыка создает ощущение движения. Такое же движение можно себе представить под эту музыку? Давайте обратимся к ритмическому рисунку и посчитаем доли.

(дети простукивают ритм и считают доли)

Д. В песне три доли. Она похожа на вальс.

У. действительно, музыка только похожа на вальс. Но до настоящего вальса еще далеко. Даже, несмотря на трехдольность. Попробуйте изобразить вальсовое движение под мелодию песни.

(несколько человек выходят к доске и пытаются передать вальсовые движения , остальные поют песню)

У. Да. Движения достаточно неуклюжи. Вот так же и первые танцевальные движения были грубоваты. Они представляли собой вращение, но мало походили на тот танец, который мы представляем себе сейчас. Это был простой деревенский танец, который назывался «лендлер» - деревенский или «дроссель» - вращение. Итак, мы выяснили, что корни вальса уходят в народную музыку Австрии.

Со временем темп танца ускоряется, движения приобретают легкость, элегантность. Очарование этого танца не могло оставить равнодушным никого. В XVIII веке, под названием «немецкий танец», вальс проникает в симфонии Гайдна и Моцарта.

Совсем по-иному расценили вальс романтики. Что вы знаете о романтизме?

(ответы детей)

У. Вальсы сочиняли многие композиторы-романтики. Вспомните их имена.

( ответы детей)

У. И Шуберт, и Шопен создали яркие образцы этого прекрасного танца. Но, не смотря на свою поэтичность, вальсы Шуберта были слишком коротки, чтобы уносить в стихию танца. А вальсы Шопена вызывали слишком глубокие переживания. Их хотелось внимательно слушать и размышлять. Эта музыка была предназначена для музыкальных салонов, а потребность в новом танце среди обывателей была велика. Для танцевальных залов Вены сооружались вальсы из отрывков оперных арий, народных песен и симфоний, а издатели давали им броские названия. Вальсовый ритм становился ритмом эпохи.

Но к новому танцу предъявлялись особые требования. Он должен был сочетать в себе нежность и элегантность светского танца, и непосредственность танца народного.

И вот в столице Австрии, в Вене, появились композиторы, которым суждено было сыграть особую роль в судьбе вальса. Их имена: Йозеф Ланнер и Иоганн Батист Штраус. Именно Иоганн Штрауса венцы назвали «отцом вальса».

На экране портрет Штрауса-отца

У. Обратимся к справке:

Справку читает ученик

«Иоганн Штраус-отец (1804-1849). Родился в семье трактирщика. Он не получил систематического музыкального образования. Первые музыкальные впечатления связаны с музыкой, звучавшей в заведении отца. Ребенок самостоятельно учился играть на настоящей скрипке, следя за игрой музыкантов, работающих в трактире. В 12 лет Штраус остался сиротой. С этого момента он целиком посвятил себя музыке. Через год его приняли в танцевальной оркестр Памера. В 20 лет он уже был помощником дирижера. в оркестре Ланнера, а через год организовал свой оркестр. С ним он гастролировал в Австро-Венгрии, Париже, Лондоне. Штраус-отец создал новый танцевальный жанр - венский вальс. Как музыкант, он обладал вулканической энергией. Он не приглашал, а заставлял следовать за ним, обещая безудержную радость, веселье. Его сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард, стали известными музыкантами, достойно продолжив музыкальную династию.

На экране портреты братьев Штраус.

(Выбегают «газетчики»)

1-й. Новости! Новости! Свежие новости!

2-й. Покупайте свежие новости!

3-й. Только один день в России! Только один концерт!

4-1. «Король вальса» снова в России!

2-й. Спешите видеть и слышать великого Штрауса!

1-й. Свежие новости! Покупайте свежие новости!

3-й. Какой это Штраус? Тот, которого называют «отцом вальса»?

4-1. Нет. Это его сын, тоже Иоганн.

1-й. Он превзошел славу своего отца и двух своих младших братьев. Его называют « Королем вальса».

На экране портрет Штрауса

У. Да, поистине по популярности Штрауса-сына можно сравнить с первым эстрадным кумиром. В чем причина его популярности? Наверное, в том, что его музыка была создана из звуков и ритмов родной природы. Сам Штраус утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки венского леса», он уловил в перестуке колес кареты.

На экране проходят кадры из к/ф «Большой вальс».

У. Что нам известно об этом необыкновенно романтичном композиторе? Может быть мы найдем эту информацию в газете?

Газетчик. Да. Такая информация есть. «Иоганн Штраус родился в 1825 году, в Вене. Музыкальные данные проявились очень рано, но отец был категорически против профессионального образования ребенка. Только талант, воля и упорство помогли преодолеть сопротивление отца. Уже первое выступление покорило публику. Его первый вальс был повторен 4 раза, а последний 19 раз. Венцы по достоинству оценили мелодическое и ритмическое богатство музыки молодого композитора. «Доброй ночи, Ланнер! Добрый вечер Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!» - так писали венские газеты.

У.Вальсы Штрауса завораживали и увлекали. Их хотелось не только слушать, но и танцевать. «Танцуйте, я хочу этого», - говорят они. Окунемся же и мы в мир штраусовских мелодий и попытаемся прочувствовать и ощутить их обаяние.

(дети слушают вальс из оперетты «Летучая мышь», во время слушания исполняется танец бальной парой, на экране меняются слайды с видами Австрии)

У. Ваши впечатления? Что остается в душе после этой музыки?

(ответы детей)

У. Благодаря чему возникли эти ощущения? Какие средства музыкальной выразительности помогли это ощутить?

(ответы детей)

У. Можете ли вы отметить какие-либо мелодии, которые здесь повторялись, на которые особенно обращаешь внимание?

Д. Нет. Мелодий очень много, Их даже невозможно сосчитать.

У. Вы правы. Все они меняются в вальсе, как в калейдоскопе. И все это происходит так естественно, что не замечаешь никаких неудобств. Какую форму напоминает вальс?

Д. Это напоминает сюиту.

У. В вальсах Штрауса чувствуется не просто сюитность, Нои симфоничность. Только что прозвучавший вальс, это фрагмент из оперетты «Летучая мышь». А помогли нам ярче его прочувствовать ученики нашей школы Гайворонский Олег (10 А) и Петрова Ольга (* В).

Маэстро сочинял не только вальсы, марши и польки. Им написано 16 оперетт, самые известные из которых «Летучая мышь» и «Цыганский барон».

Что привело Штрауса к этому жанру? Вспомним его мелодии.

(дети читают с листа отрывки из «Весеннего вальса», учитель работает над кантиленой, высокой позицией и дыханием)

У. Что можно сказать о жанровости мелодии?

Д. Эти мелодии и танцевальны, и песенны.

У. Песенная природа мелодий и подтолкнула Штрауса на создание оперетт. Ведь не петь их нельзя. И мы тоже попробуем спеть музыку «Короля вальсов2.

(исполняется «Весенний вальс»)

Выходит репортер

Репортер. Прошу вас. Небольшое интервью для нашей газеты. Довольны ли вы проведенным расследованием затерявшегося танца? Что нового вы узнали в ходе поиска?

(ответы детей)

Репортер. Каковы ваши впечатления от музыки Штрауса?

(ответы детей)

Репортер. Как вы думаете, нужна ли эта музыка в нашей жизни и почему?

(ответы детей)

Репортер. Изменилось ли ваше настроение после знакомства с музыкой Штрауса?

(ответы детей)

У. Музыка Штрауса - сверкающий гимн любви. Их мелодии говорят: «Человек, живи, ликуй, радуйся: мир прекрасен и он принадлежит тебе!».

И не зря в XXI веке, в Австрии, сохраняется любовь к музыке семейства Штраусов. Каждый новогодний концерт в Венском театре неизменно заканчивается произведением, созданным главой семьи, Штраусом-отцом, как дань уважения, почитания и любви к легкой музыке, ставшей классической. Музыке, которой суждено жить вечно. В ее исполнении принимают участие зрители. Своими аплодисментами они следуют за динамикой. Одновременно выражая благодарность и эмоции. Последуем их примеру и мы.

(звучит «Марш Радецкого»).

Сегодняшний урок стал праздником для всех и оценки все получают отличные.


© 2010-2022