Программа работы фольклорного коллектива «Веретенце»

Цель программы – ввести учащихся в яркий мир русского национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических (народная музыка) воплощениях. Композиционный стержень программы – народный календарь, последовательность крестьянских праздников, связанных с определенными точками природного годового цикла. Значимость этого принципа заключается не только в возможности привлекать интересный материал, но прежде всего в формировании у учеников ощущения органичной включенности человека ... Задачи программы: - изучение традиционного народного искусства, обрядов, праздников, обычаев; - развитие навыков народной манеры пения; - приобретение навыков игры на простейших музыкальных инструментах; - разработка сценариев основных календарных праздников; - создание концертных программ; - формирование нравственно-эстетического отношения к народному творчеству.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность программы. Народное творчество занимает важное место в жизни каждого народа, предоставляет огромное поле деятельности в работе с детьми, обладает большими воспитательными возможностями.

Данная программа разработана в целях художественно - эстетического развития школьников при обучении предмету «Музыка», а также в целях ознакомления с русской национальной культурой.

Наиболее интересной формой изучения народных традиций является внеклассная деятельность. Цель работы кружка - не столько обучить, сколько ознакомить детей с народным искусством и традициями русской культуры, которые развивают эмоциональную восприимчивость и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всестороннее знакомство с народным творчеством пробуждает интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать в сохранении и развитии традиционных видов народного творчества.

В рамках занятий кружка обучающиеся знакомятся с культурой русского народа: народным фольклором, обрядами и традиционными праздниками, декоративно - прикладным искусством, национальной кухней. В ходе реализации программы кружка планируется:

- создать кабинет эстетического развития (зону особой духовной устойчивости);

- изготовить костюмы для фольклорного ансамбля;

- изготовить экспонаты (атрибуты и декорации), отражающие быт русского народа.

Большое значение в программе уделяется подготовке и проведению праздников как одной из форм деятельности. Не секрет, что современного человека приходится заново учить празднованию русских традиционных праздников.

Русский праздник позволяет использовать богатые возможности народной художественной культуры для духовного развития школьников, каждый из участников может приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренные школьники - стать творцами в сфере народной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

Разнообразие форм знакомства с народной культурой привлечет внимание ребенка к национальным традициям, поможет ему самовыразиться.

Цель программы - ввести учащихся в яркий мир русского национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических (народная музыка) воплощениях. Композиционный стержень программы - народный календарь, последовательность крестьянских праздников, связанных с определенными точками природного годового цикла. Значимость этого принципа заключается не только в возможности привлекать интересный материал, но прежде всего в формировании у учеников ощущения органичной включенности человека в природную жизнь, что впоследствии станет основой экологического сознания.

Задачи программы:

- изучение традиционного народного искусства, обрядов, праздников, обычаев;

- развитие навыков народной манеры пения;

- приобретение навыков игры на простейших музыкальных инструментах;

- разработка сценариев основных календарных праздников;

- создание концертных программ;

- формирование нравственно-эстетического отношения к народному творчеству.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д.передаваемых из года в год, из поколения в поколение, этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 3- 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозноговоспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

Занятия предназначаются для всех желающих учащихся начальных классов.

Программа рассчитана на 153 учебных часа. Занятия в кружке целесообразно проводить один раз в неделю по два часа со всеми обучающимися. Три часа отводятся на индивидуальные занятия. Программа предусматривает изучение теоретических сведений по изучению истории культуры русского народа. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Программа разработана для детей 8- 11 лет с учетом возрастных особенностей.

Программа носит художественную и экологическую направленность и состоит из двух разделов:

I раздел - «Истоки» (теоретический курс):

изучение истории культуры русского народа (обряды, праздники, обычаи, устное народное творчество и др.).

II раздел - «Музыкальный фольклор» (теоретически - практический курс):

отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка (слушание - восприятие, пение, народная хореография, музыкально - фольклорные игры, игра на простейших народных инструментах, народный театр).

Темы занятий в планировании распределены по принципам:

систематичности;

последовательности;

доступности

Программа предусматривает получение знаний в форме традиционных, индивидуальных занятий, экскурсий, репетиций, участия в фестивалях, концертах.

В течение учебного года предусматривается проведение праздников: Праздник урожая «Осенины», Святочные посиделки, «Широкая Масленица», Встреча весны, «Зеленые святки-Троица».

В качестве форм подведения итогов реализации программы выступают фестивали, конкурсы, проведение фольклорных праздников.

К концу обучения учащиеся:

- приобретут интерес к культуре своего народа;

- расширят представления о традиционном народном искусстве, обрядах, праздниках, традициях;

- приобретут навыки народной манеры пения;

- приобретут навыки игры на простейших музыкальных инструментах;

- расширят импровизационные способности;

- смогут давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- смогут использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.




Учебно-тематический план

Наименование тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

«Русь изначальная»

Откуда пошло название нашей Родины - Русь

Характеристика славян, их народная мудрость

2

2

_

2

Индивидуальные занятия

3

-

3

3

« Путешествие в прошлое России»

Жития древних славян

Легенды, былины и предания

2

2

_

4

Индивидуальные занятия

3

-

3

5

«Хоровод круглый год»

Понятие календарь

Знакомство с историей народного календаря

2

2

_

6

Индивидуальные занятия

3

-

3

7

Народный календарь, народные обычаи и обряды. Встреча осени, «осенины», «дождинки», обряд последнего снопа». Сведения о приметных деньках» народного календаря. Осенние календарные песни, заклички, приговорки. Праздник урожая «Осенины». Чаепитие (с медом и фруктами)

12

4

8

8

Индивидуальные занятия

13

-

13

9

Народный календарь, народные обычаи и обряды. «Новый год у ворот». Старинные обряды в праздновании Нового года

1

1

-

10

Зимний святочный обряд. Посиделки, святочные гадания, ряженье, колядование

1

1

-

11

Индивидуальные занятия

3

-

3

12

Подготовка репертуара к рождественским праздникам ( «Ой, вы,святки»). Святочныеигры

4

1

3

13

Индивидуальные занятия

10

-

10

14

Работа над программой « Как ходила Коляда». Фольклорный праздник «Как ходила Коляда»

6

2

4

15

Индивидуальные занятия

9

-

9

16

Святочные посиделки

2

-

2

17

Индивидуальные занятия

3

-

3

18

Крещение. Крещенские гадания

1

1

-

19

«Ждем прихода весны!» Праздник Сретения Господня (встреча зимы с весною). Знакомство с приметами Сретения. Народные игры на Сретение

1

1

-

20

Индивидуальные занятия

3

-

3

21

Широкая Масленица. Знакомство с традициями праздника. Разучивание масленичных песен

2

1

1

22

Индивидуальные занятия

3

-

3

23

Работа над программой «Широкая Масленица». Выступление с концертной программой «Широкая Масленица"

10

-

10

24

Индивидуальные занятия

12

-

12

25

«Прилетите, жавороночки к нам…» Знакомство с праздником «Сороки» и его приметами. Весенние заклички

6

2

4

26

Индивидуальные занятия

9

-

9

27

Хороводы и хороводно-игровые песни

1

-

1

28

Народный календарь, народные обычаи, обряды. Запирания весны и встреча лета Семик и Троица

1

1

-

29

Индивидуальные занятия

3

-

3

30

Работа над программой «Зеленые Святки - Троица». Выступление с концертной программой «Зеленые Святки-Троица»

10

4

6

31

Индивидуальные занятия

7

-

7

32

Весенние детские игры

4

1

3

Итого:

153

42

111

136 50 86

Содержание изучаемого курса:


Знакомство с историей русского народа: «Русь изначальная», «Путешествие в прошлое России». Программа содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций.

Происходит знакомство с историей народного календаря: «Хоровод круглый год».Углубляются сведения о народном календаре,к примеру, сентябрь: 1 сентября - « Фекла - собирает свеклу» , 7 сентября - «Тит последний гриб растит», 8 сентября - «Рябинные осенины», 13 сентября- «Киприан» (уборка моркови, картофеля), 21 сентября - «Вторая встреча осени - осенины», 27 сентября - «Воздвиженье» (птицы в лет двинулись).

Обряды для ребенка - это прежде всего встреча со сказкой. Новый год. Старинные обряды в праздновании Нового года. Зимний святочный обряд (Рождество и колядование, ряженье, встреча старого нового года и посевание, крещение и гадание) естественно переходит в рассказы о домовых и разной нечисти, а затем чтение сказок: волшебных, кумулятивных и о животных.

Знакомство с традициями и обычаями русского народа. Праздник Сретения Господня. Знакомство с приметами Сретения.

Широкая Масленица. Знакомство с традициями праздника.

«Сороки» и его приметы. Весенние заклички.

Праздник запирания весны и встреча лета - Семик и Троица.

Знакомство с бытом, укладом жизни русского народа (земледелие, охота, рыболовство).

Серьезное внимание в программе уделяется детскому пению, подразумевающему выработку певческих навыков (светлый, «полетный» звук, точное интонирование, мягкая атака звука, правильное дыхание, экономная артикуляция).

Специфика народно - песенного исполнительства подразумевает овладение навыками передачи эмоционально - образного содержания песни, приобретения умения импровизации на народных инструментах.


Методическое обеспечение программы:

Работа с детьми на материале русской традиционной культуры требует особых методов и приемов. Один из таких методов - наглядный - используется во всех видах деятельности на занятиях.

Практический метод немаловажен на занятиях, связанных с различными видами музыкальной деятельности учащихся.

Словесный метод состоит в том, что теория преподносится в форме беседы, сопровождающийся показом определенного музыкального материала и ответов на вопросы учащихся.

Исследовательский метод используется на экскурсиях, где дети знакомятся с историческими экспонатами.

Особую роль в приобщении школьников к русской культуре играет

проектная деятельность учащихся.

Проекты выполняется по желанию учащихся вне занятий кружка. Результаты проектов учитываются, и оценивается учителем на уроках музыки.

Индивидуально-фронтальный метод -чередование индивидуальных и фронтальных форм работы используется на занятиях для достижения более высоких результатов в исполнительской деятельности.

Список используемой литературы:


Алексеев В.А. Русская народная песня в начальной школе. - Оса; «Росстани - на - Каме», 1994.

Анухина И.В. Детские праздники. Изд-во « Композитор» ,1996.

Времена года. Сборник, - М., 1995

Забылин М.: Русский народ: обычаи, обряды, придания, суеверия. - М. Русская книга, 1996.

Игры. Энциклопедический сборник. - М., 1995.

Камаева Т.Ю. Русский фольклор. Детские музыкальные праздники. - М., 2000.

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. - М.: Издательский центр «Академия», 1996г.

Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. - М.: Сов.композитор, 1988.

Панкеев И.А. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998.

Панкеев И.А. Русские народные игры. - М.: Яуза, 1998.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. - М.: 1990.

Сороки П. Песенные узоры: русские народные песни и игры. - М.: Музыка, 1988.



© 2010-2022