Проблемы в подготовке современных музыкантов

В статье рассмотрены современные проблемы в подготовке профессиональных музыкантов в Казахстане. В частности, затронута отрасль этнопедагогики, которая построена на национальной психологии в обучении и воспитании, традиционной для конкретного народа, с учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического воздействия. В подготовке профессиональных домбристов расширяется значение предмета «Сольфеджио», добавляется приставка «Этно». Этносольфеджио способно использоват...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы в подготовке современных музыкантов

Приобретение Казахстаном независимости и суверенитета в современных условиях определило значимость в воспитании и образовании решения проблем развития национального нравственно-духовного воспитания, музыкальной культуры и контактов с мировыми достижениями.

Существующая система профессионального музыкального образования музыкантов-исполнителей, созданная в Казахстане в 30-40-х годах прошлого века, была целиком и полностью взята из системы, сложившейся на рубеже 18-19 веков в Европе и позже в России. В течение нескольких десятилетий произошло становление письменной профессиональной казахской музыки европейского типа и создание европеизированной системы музыкального образования.

Обучение естественнонаучным дисциплинам и техническим профессиям на основе европейского научного и образовательного опыта оправдано, поскольку физические законы природы едины для всего материального мира и их изучение строится по законам единой логической системы. В обучении профессиям искусства - такой подход не совсем корректен. Ведь искусство отражает менталитет народа, особенности его мышления, психологии, трудовой практики и жизненного опыта. Именно неповторимость индивидуального облика каждого народа земли создало многокрасочную палитру искусства человечества.

После приобретения Казахстаном независимости развернулась работа по изучению и внедрению в образовательный процесс основ национального искусства. В частности, в Концепции этнокультурного образования в РК 1996 года, было указано направление этнокультурного образования «на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры». Для наполнения содержания образования этноментальным характером появилась музыкальная этнопедагогика.

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием целей, задач, методов, приемов воспитания и обучения, традиционных для конкретного народа, сравнительным изучением обучения и воспитания, существующих у разных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического воздействия.

Народная музыка выступает связующим звеном между традициями и современностью, между обществом и личностью, помогая ей почувствовать, осмыслить и усвоить все богатство окружающего мира, лучшие достижения своего народа, поэтому приобщение детей к духовным ценностям уже со школьной скамьи приобретает социальную и культурную значимость.

Сейчас идет новый период развития домбровой традиции. Классический период развития традиционной музыки был прерван социальными преобразованиями 20 века. Искусство кюя стало искажаться под действием различных вульгарно-социологических и европо-центрических установок. Всевозможные эксперименты, проводившиеся над домбровой классикой - ансамблевое исполнительство, оркестровые переработки, варианты для школьного обучения, версии в стиле поп-музыки - все они только подтвердили не проходящую ценность классического кюя, созданного для сольного исполнения.

Глубокое научное изучение традиционной музыки позволило открыть системные основания музыкального мышления казахов. Это важно открытие продвинуло не только отечественную музыкальную науку, но и практику музыкального обучения. В музыкальных вузах республики стали исследоваться особенности национального музыкального мышления и построения музыкально-теоретических дисциплин, прежде всего сольфеджио, с учетом национального опыта.

Как известно, к области сольфеджио относятся проблемы воспитания профессионального музыкального слуха, методы развития которого сложились в практике обучения хоровому пению, а затем уже перешли в отдельную самостоятельную дисциплину «Сольфеджио».

Новые методики, связанные с осознанием и освоением национальных музыкальных традиций, с трудом принимаются в музыкальной педагогике. Можно, к сожалению, констатировать и недостаточную осведомленность профессиональных музыкантов в этой области. Вопросы и недоумения вызывает новое содержание ряда дисциплин с терминологической приставкой этно-. Причины сдержанного отношения преподавателей к музыкальным этно- курсам кроются на разных уровнях. Это и отмеченный выше академизм высшего музыкального образования, с трудом принимающий новации, и мотивы психологического характера (для многих педагогов-музыкантов проще работать по раннее отработанным приемам и методам).

Современное состояние национальной музыкальной культуры требует определенной корректировки в подготовке музыкантов-профессионалов. Это, прежде всего, касается проблемы незнания языка казахской музыки, о чем не раз говорилось на конференциях, публиковалось в печати.

Весь цикл музыкально-теоретических дисциплин направлен на приобретение практических знаний по европейской и русской классике и ставит задачи развития слуховых представлений, необходимых для восприятия как отдельных элементов музыкальной речи, так произведений различных стилей и жанров западноевропейской музыки. История казахской музыки в ВУЗах и казахская музыкальная литература в детских музыкальных школах дают лишь знания по казахскому музыкальному фольклору и формирует представления о казахской музыки 19-21 веков. Их цель - дать представление об особенностях и процессе формирования казахской музыки, о музыкальной культуре казахского народа на примерах народной и профессиональной музыки.

Добиться этого можно через введение элементов этномузыки в практику преподавания традиционных дисциплин и адаптации этих элементов к специфике конкретной музыкальной специальности.

Так музыковед и домбрист Б.Аманов реализовал идею сохранения ценностных качеств казахского традиционного музыкального обучения в разработанном им курсе домбровое сольфеджио. Его основная идея - применение форм устного обучения в рамках письменной культуры, получила дальнейшее развитие в исследованиях ряда ведущих казахстанских музыковедов.

Создание курса домбрового сольфеджио ознаменовало собой совершенно новую ступень во взглядах на казахскую музыкальную культуру. На этом этапе ценность казахской музыки понимается не как некое утверждение, требующее доказательства, а как данность, как ее неотъемлемое свойство, присущее ей изначально.

Импровизация - это исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмическим элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловлено архитектонической замкнутостью формы. Импровизация характерна фольклору и бесписьменной музыке неевропейских культур.

Поэтому традиции казахов невозможно представить себе вне импровизации - мгновенного сочинения стихов или музыки по тому или иному поводу. Импровизация была высоко развита в устной казахской культуре. Многие могли экспромтом сложить четверостишие или сочинить простой кюй или песню. В памяти народа сохранились яркие музыкальные и поэтические импровизации появившиеся как отклик на то или иное событие.

В современном образовательном процессе знание закономерностей структуры кюев, получение навыков основ импровизации, изучение традиций казахской музыкальной культуры, воспитание музыкального слуха на материале казахской музыки дает дисциплина этносольфеджио (называемая ранее домбровое сольфеджио). Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны традиционного музыкального текста - определяет весь комплекс практических упражнений в этносольфеджио.

Этносольфеджио способно использовать специфические подходы, которые помогут организовать процесс музыкально-слуховой подготовки на основе казахского народного музыкального искусства и найти пути освоения присущих ей особенностей и закономерностей музыкального языка.

В нашем учебном заведении, которое со школьного возраста готовит детей к продолжению профессионального обучения в колледже искусств, также существуют проблемы в обучении учащихся коренной национальности, которые поступают в школу-интернат на различные отделения. Это связано с тем, что в настоящее время сильно ощущается нехватка специалистов и специальных, и музыкально-теоретических дисциплин. Дети, которые обучаются по общеобразовательному циклу на государственном языке, в начале обучения, в период адаптации к нашему учебному заведению испытывают трудности, связанные с языковым барьером. На индивидуальных занятиях, преподавателям легче наладить общение с учащимися, поэтому проблемы такого плана там возникают очень редко. На музыкально-теоретических занятиях, при большем количестве учащихся, это сделать труднее. Выпускники колледжа, продолжающие обучение в различных консерваториях, редко возвращаются к нам на работу, так как предпочитают жить и работать в больших экономических и культурных центрах, мегаполисах, таких как Астана и Алматы.

Таким образом, продуманная система воспитания музыкального слуха на всех образовательных уровнях, подготовка хороших специалистов в этой области должна приобщать подрастающее поколение к пониманию и восприятию богатейшего казахского музыкального наследия.

Литература:

  1. Измаилов А. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991.

  2. Газета «Казахстанская правда» 1996 г. от 7 августа

  3. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы, 2002.

  4. Альпеисова Г. Теоретические и практические аспекты этносольфеджио в Казахстане. Автореф. дис. на соиск… канд. иск. Алматы, 2003.



© 2010-2022