Конспект урока по музыке для 5 класса по теме Можем ли мы услышать музыку

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись»

«Живописные представления, образы картин природы»

Форма урока - интегрированный (музыка с изобразительным искусством)

с использованием информационных технологий.

Цель урока:

установление внутренних связей музыки с изобразительным искусством.

Задачи урока:

1. Осознание многообразия и богатства связи музыки с различными видами искусства.

2. Углубление знаний и понимание музыки, изобразительного искусства помогает более глубокому восприятию и пониманию жизни.

3. Развитие внутреннего слуха и зрения - основа развития творческого мышления и воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области.

4. Развитие музыкальных знаний и навыков учащихся.

5. Расширение художественного и жизненного кругозора ребят.

1. Вход в класс под песню В. Баснера «С чего начинается Родина». Сначала исполнить на инструменте. Записать нотами вопросительные интонации. Выучить следующие куплеты, помогая детям инструментом, на скачках мелодии. Умело распределить дыхание для детей.

2. Домашнее задание: кто нашёл дома праздничные открытки, картинки и суметь подобрать к ним музыку, созвучную по своему характеру, настроению. Это же задание оставить и на следующий урок.

3. Слушание песни Цфасмана «Здорово». Характер? Настроение? Песенно-танцевальная. Современная или старинная? Музыка лёгкая, несерьёзная. Учить по полутонам вверх, петь фразами по 4 такта. Выучить двухголосье. Брать дыхание после окончания фраз. Разучивание 2 куплетов. Петь с нотной записью. Рассказать об авторе.

4. Слушание симфонической картины «Празднества» К. Дебюсси. Послушать сначала фрагмент. Это современная или старинная музыка? Лад? Настроение? В начале яркая, танцевальная, в середине - шествие, в конце опять танцевальная (яркая, пестрая толпа). Обратить внимание на название музыкального жанра, который состоит из двух терминов из разных видов искусств. Сказать о том, что музыка Дебюсси очень «живописная», т. е. вызывает в нашем воображении яркие зрительные образы - картины природы, картины народного гуляния. Вспомнить пьесу «Лиможский рынок» Мусоргского.

5. Сравнить с картиной Кустодиева «Масленица» и с «Потешной сценой» из балета «Петрушка» Стравинского. Вспомните, какую ещё «живописную» музыку из оперы Мусоргского мы слушали в прошлой четверти?

6. Вывод: как получилось, что название музыкального жанра состоит из двух терминов из разных видов искусств. Что значит - «музыка очень живописная»? Вызывает в нашем воображении яркие зрительные образы - картины природы, картины народного гуляния.

7. Итог урока, выставление оценок.

8. Выход из класса под песню Цфасмана «Здорово».







7 класс

Тема урока «Сюжеты и образы духовной музыки»

С использованием цифровых образовательных ресурсов, технологии «Метода проектов» и технологией развития творческого мышления.

Цель урока:

установление внутренних связей музыки с изобразительным искусством, основываясь на общечеловеческих духовных ценностях.

Задачи урока:

1. Осознание многообразия и богатства связи музыки с различными видами искусства.

2. Углубление знаний и понимание музыки, изобразительного искусства помогает более глубокому восприятию и пониманию жизни.

3. Развитие внутреннего слуха и зрения - основа развития творческого мышления и воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области.

4. Развитие духовных морально-нравственных ценностей, музыкальных знаний и навыков учащихся.

5. Расширение художественного и жизненного кругозора ребят.

Эпиграф:

«Прекрасное прекрасней во сто крат,

Увенчанное правдой драгоценной» У. Шекспир.

1. Вход в класс под произведение Шуберта «Аве Мария. Слушание и исполнение 1 куплета. Динамические оттенки. Сложность: исполнение переклички (сделать ощущение эха). Все вместе выразительные средства помогают более ярко почувствовать масштабность такого человеческого чувства, как жертвенность матери, ради всех людей. От возвышенности момента и его трогательности к океану гармоний, бесконечно величественному, могучему, даже в бесстрастном спокойствии своём, королю всех инструментов - органу. Используется электронная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. Слушание «Органной фуги соль минор» Баха. Расскажите о ваших ощущениях во время слушание этой музыки. Она красива? Как вы думаете, в чём её красота? Почему Бах, человек далеко не избалованный радостями жизни, мог произвести на свет такую божественную музыку? Не хлебом единым жив человек! А можем мы назвать музыку Баха современной (перспектива)? Почему?

3. Слушание «Шутки» Баха. Вам знакома эта мелодия? Чем она отличается от предыдущего произведения? Какая музыка называется полифонической? Разве мог Бах - такой серьёзный и строгий - написать такую легкомысленную пьесу? Кстати, это фрагмент из сюиты. Что такое сюита? Сюита - последовательность нескольких инструментальных пьес танцевального склада. Всегда в истории бывает так - каждое предыдущее рождает последующее. Так и у нас в жизни. Вчерашний день рождает день сегодняшний, а сегодня мы готовим свой завтрашний день. Так и в музыке. Казалось бы, нельзя превзойти великого Баха в композиторском таланте и никто никогда не достигнет тех вершин, которые достиг Бах. Верно, второго Баха не было, нет, и не будет. Но спустя 6 лет после смерти Баха (мало замеченной его современниками), на свет появился ещё один выдающийся музыкант. Это В. А. Моцарт. И буквально взбудоражил общество своим гением. Это был вундеркинд. В отличие от детства Баха, Моцарту повезло больше. С ним занимался его отец. Мальчик обладал удивительным музыкальным даром - абсолютным слухом и уникальной памятью. В четыре года он повторял музыкальные пьески и сочинил концерт для клавесина. В шесть лет он отправляется на гастроли завоёвывать мир. Это было по истине триумфальное шествие. Его называли «Чудом 18 века» Вот послушайте описание его внешнего вида (читать). К сожалению, так продолжалось не долго. Но и Моцарта не смогли оценить его современники. Нужда и голод были верными спутниками композитора. И, все-таки, это были годы наивысшего расцвета его таланта.

4. Слушание «Маленькой ночной серенады» Моцарта. Послушайте одно из произведений Моцарта. Оно написано в форме сюиты. Что такое сюита? Какой характер? Какое жизненное предназначение этого произведения? Для какого события оно написано? Это лёгкая танцевальная музыка, созданная для сопровождения ночного праздника.

(Читать). «То, что заключено в Моцарте, понять можно не сразу. Он открывается лишь тем, кто хочет его познать». И ещё «Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы действительно любим!» - писал в своей книге «Моцарт» выдающийся дипломат, НарКом иностранных дел Чичерин, для которого Моцарт был мерилом высшей простоты и правды в искусстве.

Последним произведением Моцарта был «Реквием».

5. Запись в тетрадях. Реквием - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви, в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый во всё чёрное, не захотел назвать своё имя. В последствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, желающего исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что эту музыку он пишет на свою кончину. Создание «Реквиема» отняло у Моцарта последние силы. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой вскоре затерялся.

6. «Лакримоза» Моцарта. Послушайте одну из частей «Реквиема», называемую «Лакримозой» (в переводе с латинского «слёзная»). А весь текст коротко переводится так: «Печальным будет этот день» или «Этот день будет днём слёз». Эту музыку вы наверняка слышали. В частности она звучала по радио и телевидению в дня траура.

7. Показ иллюстраций Гюстава Доре. Какую иллюстрацию можно было использовать на уроке, чтобы она смогла помочь восприятию очень тонкого чувства - скорбной, возвышенной печали, трагической песенности? Показать рисунки известного художника Гюстава Доре к библии:

1) «Распятие Иисуса Христа»;

2) «Поднятие креста»;

3) «Тьма, бывшая по распятии Господа»;

4) «Снятие Иисуса со креста».

8. Домашнее задание. Послушайте «Лакримозу» ещё раз и к следующему уроку приготовьте такое задание: привести примеры из любого другого вида искусств, подходящих по своим чувствам к музыке «Реквиема» (это могут быть стихи, отрывки из книг, фильмов, иллюстрации и т. д.).

9. Итог урока, рефлексия, выставление оценок:

а) сила музыки в красоте и правде;

б) жизненная правда неотделима от правды искусства, так же, как красота искусства неотделима от жизненной красоты.

10. Выход под музыку по желанию учащихся.


© 2010-2022