• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)

Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»

5 класс (5-летний курс обучения) по программе «Музыкальное исполнительство»

преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»

Белобородова Виктория Викторовна

Тема: Органный пункт, фигурация

Цель: познакомить обучающихся с понятиями органный пункт, фигурация

Задачи: 1. Образовательная:

Дать понятие - органный пункт.

Дать понятие - фигурация.

Гаммы с 7 бемолями - правило.

Билет № 5:

2.Спеть: а) гамму E-dur (нат.), в ней тритоны с разрешением (нат);

б) гамму cis - moll (гарм.), в ней тритоны с разрешением (гарм.).

3.Спеть: а) цепочку интервалов от звука «es»: ч.4↓, б.3↑, б.2↓, м.6↑;

б) D7 от звука «а» и разрешить в 2 тональности.

4.Игра на ф-но последовательности аккордов в тональности As-dur:

T5/3 - VII7 - D6/5 - T5/3 - T6 - S5/3 - S6 - D7 - T3

№ 439 (Iч.) - спеть по нотам, № 102 (IIч.) - спеть 2-хголосно.

с.19 № 2 а) (Е. Давыдова. Сольфеджио 5 класс) - простучать ритмическое упражнение двумя руками.

Мелодический диктант № 137, тональность c-moll, размер ¾.

Подбор аккомпанемента к диктанту, используя пройденные аккорды.

2.Воспитательная: воспитание у обучающихся осознанного отношения к пению интервалов и аккордов от звука, и в тональности.

3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, сравнения, объяснительно-иллюстративный, музыкального обобщения.

Раздаточный материал: ручки, карандаши, ластики, клавиатуры.

Оборудование: доска, мелки, фортепиано.

Использованная литература

  1. Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. / Сост. Т.А. Калужская. - М., 1998.

  2. Белобородова В.В. Программа учебного предмета «Сольфеджио» образовательной программы «Музыкальное исполнительство», срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.

  3. Е. Давыдова. Сольфеджио для 5 класса ДМШ. - третье изд. - М.: Музыка, 1984.

  4. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. - Ч. 1: Одноголосие. - М.: Музыка, 1980.

  5. Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г Фридкин. - Ч.2: Двухголосие. - М.: Музыка, 2006.

  6. Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-е изд. - Л.: Музыка, 1990.

  7. О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  8. Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Уч. пособие ALLEGRO. Тетрадь № 2. Продолжаем. - 5-е изд., исправл. и доп. - М., 2002.

Наглядные пособия

Клавиатура, тональный «градусник», пособие по обращениям D7, тритоны с разрешением в тональности.

Ход урока

Вокально-интонационные навыки

Билет № 5:

2.Спеть: а) гамму E-dur (нат.), в ней тритоны с разрешением (нат);

б) гамму cis - moll (гарм.), в ней тритоны с разрешением (гарм.).

3.Спеть: а) цепочку интервалов от звука «es»: ч.4↓, б.3↑, б.2↓, м.6↑;

б) D7 от звука «а» и разрешить в 2 тональности.

Теоретические сведения

1.Органный пункт - длительно выдерживаемый или многократно повторяемый басовый звук: на фоне такой «педали» (иногда так называют органный пункт) независимо от баса происходит движение верхних голосов и смена аккордов. Чаще всего органным пунктом служит тоника или доминанта лада. Например: Л. Бетховен «К Элизе», средняя часть.

Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)

2.Фигурация - один из главнейших способов активизации, «расцвечивания» музыкальной фактуры (в переводе с лат. figurо - обрисовываю, формирую, расцвечиваю). Фигурация дает возможность разнообразить фактуру посредством мелодических, ритмических элементов. Основным видом фигурации является мелодическая фигурация - мелодическое движение голосов, усложняющее гармонию неаккордовыми звуками. Приемы мелодической фигурации - проходящие и вспомогательные звуки, задержания и т.д. - усиливают красочность гармонии. При гармонической фигурации происходит последовательное (либо свободное) перемещение по звукам, входящим в какой-либо аккорд. Фигурация - один из характерных приемов при вариационном развитии.

Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)

3.Гаммы с 7 бемолями: До-бемоль мажор - Ces-dur - ля-бемоль минор - as-moll (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль, фа-бемоль).

4.Игра аккордов в тональности As-dur: T5/3 - VII7 - D6/5 - T5/3 - T6 - S5/3 - S6 - D7 - T3

Сольфеджирование и пение с листа

№ 439 (Iч.) - спеть по нотам, № 102 (IIч.) - спеть 2-хголосно.

Воспитание чувства метроритма

с.19 № 2 а) (Е. Давыдова. Сольфеджио 5 класс) - простучать ритмическое упражнение двумя руками.

Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)



Мелодический диктант № 137

Конспект поурочного плана по предмету Сольфеджио на тему Органный пункт. Фигурация (5 класс)

Воспитание творческих навыков

Подбор аккомпанемента к диктанту, используя пройденные аккорды: t5/3, D5/3, s5/3, III5/3, ум.VII7.

Д/з

1.Диктант № 137 играть с аккомпанементом.

2.№ 439 (Iч.) - выучить наизусть, № 102 (IIч.) - петь 1 и 2 голос по нотам.

3.Билет № 6 задание 3, 4 - построить, петь, играть.


© 2010-2022