- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе
Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малюнова С.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Малюнова Светлана Владимировна
Учитель музыки высшей категории
МОУ СШ №6 г. Тутаев, Ярославской обл.
5 класс 2 четверть
«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»
Цель урока: Сопоставить литературное творчество В.М. Шукшина и музыкальное творчество В.А. Гаврилина - симфония-действо «Перезвоны», сочинённая под впечатлением творчества писателя В.М. Шукшина.
Задачи:
Воспитание любви к родному краю через эмоциональное восприятие и анализ музыкальных произведений Б.Пастернака «Снег идёт», В. Шукшина «Слово о малой родине», кантаты Г.Свиридова «Снег идёт» и Симфонии-действа В.М. Гаврилина «Перезвоны»;
Своеобразие средств музыкальной выразительности в воплощении литературного образа. Метроритмическое, мелодическое развитие музыкального образа.
Знакомство с вокальным произведением «Симфония-действо»
Оборудование: музыкальные треугольники, учебник, тексты песен, отрывки из размышления Шукшина «Слово о малой родине», презентация к уроку «Отражение литературного образа в музыке», проект учащихся 4 класса «Звезда Россия» (Хохлома).
Ход урока
Вступление
Звучит вступление песни «Я леплю из пластилина» - учащиеся исполняют
Слова Н. Матвеевой, музыка С. Никитина
Я леплю из пластилина -
Пластилин нежней, чем глина -
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Дурёха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
Разве кукла виновата,
Разве клоун виноват?
Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,
Ты сама и виновата,
А никто не виноват.
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.
Вопросы:
Кто герой этой песни? (Девочка, которая лепит фигурки из пластилина)
Что произошло с героем? (После замечания братьев девочка изменила своё отношение к делу. Девочка преобразилась.)
Как музыка показала преображение героини? (Первый куплет исполняем громко, напористо, в ритме марша. Второй куплет, наставление, исполняется легко, непринуждённо, танцевально. Третий куплет исполняется ласково, задумчиво, очень важны паузы после слов «Назову его (вздох) бедняжка,(бедняк)»).
Вводная часть
Работая с литературным произведением, важно уловить контекст и передать его в музыке.
(Открыть презентацию к уроку)
Рассмотрим творчество композитора Г. Свиридова и поэта Б.Пастернака. Откроем учебник на странице 34 и прочтем стихотворение Б. Пастернака «Снег идёт». Какова особенность построения стихотворения (повторение фразы «Снег идёт», что создаёт ощущение падающего снега).
muzruk.info
Слушая фрагмент кантаты «Снег идёт» ответь на вопросы
Какой образ создал поэт?
Какой контекст передал композитор?
Выявление особенностей музыкального произведения:
Разбор, анализ;
-
чередование партий хора - альт, сопрано;
-
метроритмическая равномерность - ход времени и его бесконечность;
-
инструментальное сопровождение, и флейта - фантастичность, колокольность, устремлённость ввысь.
Работа с произведением
-
ритмические особенности - пульсация;
-
пластическое интонирование;
-
пропевание партии альта(звук фа), партии сопрано(звук ля);
-
имитация звона на музыкальных треугольниках.
Повторное слушание и исполнение песни, разделив класс на партии альт и сопрано.
Основная часть
Учитель - колокольность черта русской музыки почему?
Ответы учеников - колокольный звон всегда сопровождал жизнь человека, колокольным перезвоном встречали новорожденного, сопровождали различные жизненные события и провожали в последний путь.
Учитель - «Перезвоны» - так назвал свою симфонию-действо современный композитор Валерий Александрович Гаврилов. Произведение глубокое, многогранное, в чём вы убедитесь сами. Вдохновило композитора размышления Шукшина «Слово о малой родине». Таким образом, основой вокального произведения становится проза.
muzruk.info
go.mail.ru/search_images
Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действо В.Гаврилина.
shukshin.ru/work/index.html
festival.1september.ru/articles/561174/
Выявление особенностей музыкального произведения. (Класс делится на группы - 2-3 человека. В процессе звучания музыкального фрагмента учащиеся выбирают созвучное музыке высказывание автора и подтверждают его характерными особенностями музыкального произведения. Каждая группа высказывает своё мнение. Учитель координирует работу учащихся направляет на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ интонации, ритмическое построение, средства музыкальной выразительности. )
Разбор, анализ:
«Вечерняя музыка». № 1
-
Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.
2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?
Рассуждение - русская песенность через образ вечера. Мелодия - течение реки. Мужской хор - звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «…но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».
Пропеть главные интонации, ритмическое интонирование, пластическое дирижирование.
Повторное слушание и исполнение, разделив класс на партии:
Девочки - мелодия.
Мальчики - «бом-бом».
«Весело на душе». № 2
-
Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.
2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?
Рассуждение - образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками.
Создание образа из высказывания: «…огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться».
Девочки - «ходом», мальчики - «водом»;
Ритмическая пульсация (ладошками то коленям) - «топ-топ-топ-топом»;
Ритмическое интонирование - «Весело на душе»
Повторное слушание и исполнение по партиям.
Фрагмент «Весело на душе» раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. Всеобщий разгул и веселья целую неделю, а затем смирение и покорность весь великий пост. Вот почему в музыкальном фрагменте такая неуёмная сила.
«Молитва». № 4
-
Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.
2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?
Рассуждение - на фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст. (Текст составлен композитором из фрагментов «Поучение Владимира Мономаха» ).
«…Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…»
Что олицетворяет колокол в данном фрагменте? (Хотят достучаться до души и сердца. Это звучит сама душа).
Закрепление
Итак, мы с вами познакомились с образами двух литературных произведений - поэзии Б.Пастернака и прозы В. Шукшина. На уроке прозвучало четыре музыкальных образа: (пропеть главные интонации произведений)
-
«Снег идёт» Г. Свиридов;
-
«Перезвоны» В. Гаврилина - «Весело на душе»;
-
«Перезвоны» В. Гаврилина - «Вечерняя музыка»;
-
«Перезвоны» В. Гаврилина - «Молитва».
Какие картины соответствуют данным музыкальным образам? (Видеоряд, сопоставление).
«Масленица». supercook.ru/images-maslenica/rus-masl-11.jpg
Раздолье, разгул, масленица - «Весело на душе». (Проверяем по звуковому файлу)
go.mail.ru/search_images
«Снег идёт». (Проверяем по звуковому файлу)
Волжская набережная г. Тутаев. go.mail.ru/search_images
«Вечерняя музыка». (Проверяем по звуковому файлу)
Памятник Шукшину на Алтае. go.mail.ru/search_images
«Молитва». (Проверяем по звуковому файлу)
Подведение итогов
Во всех отрывках симфонии-действо В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, или в восторге, или в печали.
Вывод - «Душа».
shukshin.ru/work/index.html
Закончить урок хочется вашим проектом 4 класса - «Россия «Хохлома»» (Презентация и исполнение песни.)
Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез.
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.
Купола, неба высь.
Для тебя наша жизнь.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Россия, Россия - ты моя звезда
Россия, Россия - ты моя судьба
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь!
Журавли, тополя
Хлеб, да соль, лик Кремля
Это ты, Родина моя
Это ты, Россия
Детский смех, перепляс.
Доброта синих глаз.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Россия, Россия - ты моя звезда
Россия, Россия - ты моя судьба
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь!
Список литературы
Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. - 159с.
Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 - 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. - М.: МИРОС, 1994. - 152с.
Шукшин В. М. Слово о «малой родине» // Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах. - Б.: «Венда»,1992. - Переиздание - Е.: ИПП «Уральский рабочий».
Т. 5. Рассказы, публицистика - С. 424-430.