Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малюнова Светлана Владимировна

Учитель музыки высшей категории

МОУ СШ №6 г. Тутаев, Ярославской обл.



5 класс 2 четверть

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»


Цель урока: Сопоставить литературное творчество В.М. Шукшина и музыкальное творчество В.А. Гаврилина - симфония-действо «Перезвоны», сочинённая под впечатлением творчества писателя В.М. Шукшина.

Задачи:

Воспитание любви к родному краю через эмоциональное восприятие и анализ музыкальных произведений Б.Пастернака «Снег идёт», В. Шукшина «Слово о малой родине», кантаты Г.Свиридова «Снег идёт» и Симфонии-действа В.М. Гаврилина «Перезвоны»;

Своеобразие средств музыкальной выразительности в воплощении литературного образа. Метроритмическое, мелодическое развитие музыкального образа.

Знакомство с вокальным произведением «Симфония-действо»

Оборудование: музыкальные треугольники, учебник, тексты песен, отрывки из размышления Шукшина «Слово о малой родине», презентация к уроку «Отражение литературного образа в музыке», проект учащихся 4 класса «Звезда Россия» (Хохлома).

Ход урока

Вступление

Звучит вступление песни «Я леплю из пластилина» - учащиеся исполняют

Слова Н. Матвеевой, музыка С. Никитина

Я леплю из пластилина -
Пластилин нежней, чем глина -
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо,
Назову её Дурёха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
Разве кукла виновата,
Разве клоун виноват?

Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,
Ты сама и виновата,
А никто не виноват.

Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.

Вопросы:

Кто герой этой песни? (Девочка, которая лепит фигурки из пластилина)

Что произошло с героем? (После замечания братьев девочка изменила своё отношение к делу. Девочка преобразилась.)

Как музыка показала преображение героини? (Первый куплет исполняем громко, напористо, в ритме марша. Второй куплет, наставление, исполняется легко, непринуждённо, танцевально. Третий куплет исполняется ласково, задумчиво, очень важны паузы после слов «Назову его (вздох) бедняжка,(бедняк)»).

Вводная часть

Работая с литературным произведением, важно уловить контекст и передать его в музыке.

(Открыть презентацию к уроку)

Рассмотрим творчество композитора Г. Свиридова и поэта Б.Пастернака. Откроем учебник на странице 34 и прочтем стихотворение Б. Пастернака «Снег идёт». Какова особенность построения стихотворения (повторение фразы «Снег идёт», что создаёт ощущение падающего снега).

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

muzruk.info

Слушая фрагмент кантаты «Снег идёт» ответь на вопросы

Какой образ создал поэт?

Какой контекст передал композитор?

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

Выявление особенностей музыкального произведения:

Разбор, анализ;

  • чередование партий хора - альт, сопрано;

  • метроритмическая равномерность - ход времени и его бесконечность;

  • инструментальное сопровождение, и флейта - фантастичность, колокольность, устремлённость ввысь.

Работа с произведением

  • ритмические особенности - пульсация;

  • пластическое интонирование;

  • пропевание партии альта(звук фа), партии сопрано(звук ля);

  • имитация звона на музыкальных треугольниках.

Повторное слушание и исполнение песни, разделив класс на партии альт и сопрано.

Основная часть

Учитель - колокольность черта русской музыки почему?

Ответы учеников - колокольный звон всегда сопровождал жизнь человека, колокольным перезвоном встречали новорожденного, сопровождали различные жизненные события и провожали в последний путь.

Учитель - «Перезвоны» - так назвал свою симфонию-действо современный композитор Валерий Александрович Гаврилов. Произведение глубокое, многогранное, в чём вы убедитесь сами. Вдохновило композитора размышления Шукшина «Слово о малой родине». Таким образом, основой вокального произведения становится проза.

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

muzruk.info

go.mail.ru/search_images

Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действо В.Гаврилина.

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

shukshin.ru/work/index.html

festival.1september.ru/articles/561174/

Выявление особенностей музыкального произведения. (Класс делится на группы - 2-3 человека. В процессе звучания музыкального фрагмента учащиеся выбирают созвучное музыке высказывание автора и подтверждают его характерными особенностями музыкального произведения. Каждая группа высказывает своё мнение. Учитель координирует работу учащихся направляет на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ интонации, ритмическое построение, средства музыкальной выразительности. )

Разбор, анализ:

«Вечерняя музыка». № 1

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение - русская песенность через образ вечера. Мелодия - течение реки. Мужской хор - звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «…но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».

Пропеть главные интонации, ритмическое интонирование, пластическое дирижирование.

Повторное слушание и исполнение, разделив класс на партии:

Девочки - мелодия.

Мальчики - «бом-бом».

«Весело на душе». № 2

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение - образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками.

Создание образа из высказывания: «…огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться».

Девочки - «ходом», мальчики - «водом»;

Ритмическая пульсация (ладошками то коленям) - «топ-топ-топ-топом»;

Ритмическое интонирование - «Весело на душе»

Повторное слушание и исполнение по партиям.

Фрагмент «Весело на душе» раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. Всеобщий разгул и веселья целую неделю, а затем смирение и покорность весь великий пост. Вот почему в музыкальном фрагменте такая неуёмная сила.

«Молитва». № 4

  1. Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.

2. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?

Рассуждение - на фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст. (Текст составлен композитором из фрагментов «Поучение Владимира Мономаха» ).

«…Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…»

Что олицетворяет колокол в данном фрагменте? (Хотят достучаться до души и сердца. Это звучит сама душа).

Закрепление

Итак, мы с вами познакомились с образами двух литературных произведений - поэзии Б.Пастернака и прозы В. Шукшина. На уроке прозвучало четыре музыкальных образа: (пропеть главные интонации произведений)

  1. «Снег идёт» Г. Свиридов;

  2. «Перезвоны» В. Гаврилина - «Весело на душе»;

  3. «Перезвоны» В. Гаврилина - «Вечерняя музыка»;

  4. «Перезвоны» В. Гаврилина - «Молитва».

Какие картины соответствуют данным музыкальным образам? (Видеоряд, сопоставление).

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

«Масленица». supercook.ru/images-maslenica/rus-masl-11.jpg

Раздолье, разгул, масленица - «Весело на душе». (Проверяем по звуковому файлу)

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

go.mail.ru/search_images

«Снег идёт». (Проверяем по звуковому файлу)

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

Волжская набережная г. Тутаев. go.mail.ru/search_images

«Вечерняя музыка». (Проверяем по звуковому файлу)

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

Памятник Шукшину на Алтае. go.mail.ru/search_images

«Молитва». (Проверяем по звуковому файлу)

Подведение итогов

Во всех отрывках симфонии-действо В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, или в восторге, или в печали.

Вывод - «Душа».

Урок музыки 5 класс Всю жизнь свою несу Родину в душе

shukshin.ru/work/index.html

Закончить урок хочется вашим проектом 4 класса - «Россия «Хохлома»» (Презентация и исполнение песни.)

Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!




Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

Список литературы

Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012. - 159с.

Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 - 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. - М.: МИРОС, 1994. - 152с.

Шукшин В. М. Слово о «малой родине» // Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах. - Б.: «Венда»,1992. - Переиздание - Е.: ИПП «Уральский рабочий».
Т. 5. Рассказы, публицистика - С. 424-430.

© 2010-2022