• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад на тему «Информационно-коммуникативные технологии и интернет ресурсы как средство социализации молодёжи»

Доклад на тему «Информационно-коммуникативные технологии и интернет ресурсы как средство социализации молодёжи»

"Описание материала: «Информационные технологии и интернет ресурсы являются как средство социализации молодёжи». В условиях информационного развития общества приобретает особую важность процесс социализации. Интернет является как часть информационно-коммуникативных технологий и играет определённую роль и в педагогической деятельности обладая мощным социализирующим потенциалом воздействия на личность. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством и средой социального развития личности, собственной группой коллектива в социальных сетях или блоках данного коллектива. Интернет сегодня играет существенную роль в социализации пользователей. Интернет может быть двойственной: позитивный и негативный.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Людмила Викторовна Лагаева

Тема: «Информационно-коммуникативные технологии и интернет

ресурсы как средство социализации молодёжи»

В условиях информационного развития общества приобретает особую важность процесс социализации, ориентированный на формирование самостоятельной, творчески - активной и быстро ориентирующейся в глобальном информационном пространстве личности. В связи с этим стратегическая цель государственной политики в области образования должна быть достигнута за счет «повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».

При внедрении новых Федеральных государственных стандартов образования меняется процесс обучения в образовательных учреждениях: «наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста… В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете».

На основании преобразований, традиционные формы и методы обучения в системе образования также должны быть пересмотрены и обновлены за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На понятийном уровне ИКТ представляют собой «совокупность технологий, обеспечивающих производство, обработку, хранение и передачу информации». Внедрение ИКТ «способствует индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; изменению характера познавательной деятельности студентов в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера; стимулированию стремления студентов к постоянному самосовершенствованию и готовности к самообразованию»

Интернет, как часть информационно-коммуникативных технологий играет определенную роль и в педагогической деятельности, обладая мощным социализирующим потенциалом воздействия на личность. На данное время по специфики социализации и общения в интернет-среде выделяют несколько направлений в возможностях использования Интернета в социально-педагогических целях: познавательное, коммуникативное, игровое.

В ориентации на социализацию личности в процессе деятельности рассмотрим лишь познавательное и коммуникативное направления.

Познавательные возможности информационных ресурсов в отношении учебной деятельности заключаются в доступности получения, использования и трансляции практически всех видов информации: от энциклопедических статей и презентаций, до аудио - и видеофайлов, формирует мотивацию и познавательного интереса студентов к процессу занятий.

Коммуникативные возможности связаны с тем, что важнейшей особенностью современных информационных технологий является их интерактивный характер, информация как ценность общества нового типа определяется возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности.

Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности, собственной группой коллектива в социальных сетях или блоках данного коллектива. Цель создания такого микропространства в сети Интернет: обеспечение условий для вовлечения студентов во все виды деятельности с ориентацией на самоорганизацию, саморазвитие, обусловленное их позитивной социализацией.

Итак, сделаем вывод, что существуют 3 компонента социализации через средства ИКТ они могут решать следующие задачи: [2]

1.Когнитивный

-Средства ИКТ (компьютерные презентации по интересующим разделам; просмотр видеоматериала по выбираемым направлениям; применение видеопорталов, специализированных и официальных сайтов.

-Основные задачи (развитие познавательного интереса, мотивации к обучению; расширение информационного пространства (возможность самостоятельного поиска).

2. Аксиологичесий

-Средства ИКТ (использование слайдов, ориентированных на духовно-нравственное развитие личности).

-Основные задачи (использование слайдов, ориентированных на духовно-нравственное развитие личности, и формирование волевых ее качеств; духовно-нравственное становление личности, определение жизненной позиции, воспитание силы воли, ответственности, эстетических качеств личности).

3.Социально ориентированный

- Средства ИКТ (создание блока, группы по интересам в социальных сетях в Интернете).

- Основные задачи (создание благоприятного психологического климата для коммуникации; средство связи педагога с обучающимися и их родителями; расширение агентов стихийной социализации; формирование умения критически оценивать информацию; привлечение родителей к деятельности; формирование рефлексии собственной деятельности).

4. Поведенческий

- Средства ИКТ(предоставление фото- и видеоматериалов, прошедших мероприятий и распространение их через интернет; создание блока или группы по интересам в социальных сетях в Интернете).

- Основные задачи (активация самостоятельности, самоорганизации студентов для создания творческого продукта: презентация, обработка фотографий, самостоятельная подготовка к праздникам и выступлениям); формирование основ компьютерной грамотности; развитие социальной активности.

Важным аспектом в условиях ИКТ является и видение результата образования, достичь которого возможно лишь, используя современные подходы, технологии, методы. При обучении студентов использование, информационно-коммуникативных технологий и интернет - ресурсов способно дополнить процесс обучения, воспитания и творческого развития, способствовать сплочению коллектива, сформировать устойчивый интерес к социальным нормам, а также содействовать позитивной социализации личности не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.

Важным остается и то, кто занимается созданием ИКТ, сохраняет и развивает информационные технологии на основе информационно-коммуникативной, научной и образовательной сред конкретного пространства территории. Дефицит связей информационного обмена между учебными заведениями оказывает тормозящий эффект на развитие образовательного пространства (допустим, например региона), поэтому создание рациональной информационно-образовательной среды и разработка «сетевой кооперации» между учебными заведениями взаимоусиливает интеллектуальные ресурсы, которыми обладает каждое учебное заведение, становится ключевым ресурсом развития региона.

Методика и технология формирования образовательных комплексов диктуют необходимость включать в них научно-техническую, социально-политическую, психологическую информацию, и не только предметно-дисциплинарную, так как решаются вопросы социализации студентов.

Но проявляется тенденция снятия различий между учебным и научным материалом. И достигается это снятие различий следующими путями:

- информационной избыточностью и системой баз данных;

- научной новизной и научной формой представления используемого

материала;

- предложением исследовательских решений учебных задач на основе применения специальных методик.

В медиакомплексах, более того, реализуется принцип получения нового знания путем новой организации имеющегося.

Так, например, в профессиональном модуле МДК 01 используем комплексные программы для создания и воспроизведения мультимедийных файлов.

Сегодня не вызывает возражений утверждение, что знание необходимо рассматривать как процесс, а не только как результат. Встает острая проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание типа обучения к продуктивному, эвристическому, развивающему, поисковому и гипермедийному. Различие между знанием и информацией тоже имеет место, что способствует появлению «информационного фетишизма». Информационный фетишизм - это когда информацию приравнивают к знаниям. Стремление превратить все знание в информацию. А процесс обучения видеть не как «повторение пройденного», а как решение исследовательской проблемы, реализацию собственного проекта с освоением всех необходимых дисциплин.

Наличие новой образовательной среды дает большие возможности для творческого обучения, нежели традиционные формы информационного обеспечения. Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии не просто дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, но с их помощью создается иной учебный процесс с иной целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной образовательной средой обучения. В таком образовательном пространстве существенным образом меняются функции преподавателя: от источника (порой единственного) знания - к навигатору эффективной работы со знанием. В мировом образовательном пространстве в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой новой функции: Фасилитатор (англ.facilitator) - тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться. [1]

Развитие сетевых технологий и интернет - ресурсов открывает принципиально новые возможности на рынке образовательных услуг. В результате массового использования ИКТ и сетевых технологий в деятельности образовательных учебных заведений наблюдаются следующие изменения:

- формируются новые модели образовательного процесса;

- возникает понятие образовательного пространства и партнерства;

- использование новых принципов управления учебным процессом.

В заключение можно сказать, что Интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Однако она может быть двойственной - и позитивной, и негативной. Позитивный характер роли Интернета в социализации человека связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и обладающих огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации. А негативной стороной могут быть эти же колоссальные и нарастающие ресурсы Сети, которые «не отсеяны и не просмотрены, не приведены в систему и планомерное использование для знаний (информации) пользователей - студентов. Этот факт доказывает и переход школьников с сумбурным запасом знаний в учреждение НПО, СПО, ВПО. Поэтому на последующих этапах профессионального образования приходится создавать группу «выравнивания» студентов, чтобы начать обучение профессиональным навыкам.

Список использованной литературы:

1.Шатунова О. В. Информационные технологии: учебное пособие. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007.

2.Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъекта. Ростов н/Дону:Феникс 2001г[2]

3.Интернет источник: ru.wikipedia.org [1]

4.Интернет источник: allbest.ru/

7



© 2010-2022