- Преподавателю
- Музыка
- «Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников»
«Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хмелина С.М. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников»
Цель урока:
Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением
технических навыков
Задачи урока:
Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);
Освоение применения технических формул в сочетании с работой над художественным
исполнением.
Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием
Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом
Развивать самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных
произведениях
Тип урока: урок- обобщение и закрепление полученных знаний, навыков
Методы урока:
словесный;
практический;
игровой.
План урока:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя
3. Работа над упражнениями
4. Заключение
Оборудование: фортепиано, ноты.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
Вступительное слово преподавателя.
Этот урок я хочу посвятить вопросу освоения технических навыков учащимися второго года
обучения.
Много литературы написано о развитии всех видов фортепианной техники - так называемой
мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Но вся база возможностей любого
музыканта начинается с первых занятий на инструменте. На каком материале воспитывать
технику ученика? Следует ли пользоваться для этой цели только материалом художественных
произведений или, так называемым, тренировочным материалом (упражнениями и этюдами)?
Авторы наилучших фортепианных этюдов и упражнений - Черни, Крамер, Клементи и др. -
находили обобщенные, сконцентрированные технические формулы, освоение которых помогает
овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. Воспитание жеРабота участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»
всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (методкабинет.рф)
техники на одном лишь материале художественных произведений приводит к необходимости в
каждом новом произведении вновь изучать эти формулы раз за разом, превращая художественные
произведения в некое подобие этюдов.
В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В
то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение
технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику
ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную
оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если
приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.
Конечно, для развития всех видов техники музыканты часто обращаются к упражнениям. Но
как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь
начинающего музыканта к этой кропотливой работе?
С первых уроков с начинающим учеником осуществляется работа над прикосновением к
клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки
пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением - над
художественной техникой.
Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так считаю необходимым, чтобы любое освоенное
учеником упражнение можно было применить в художественных произведениях.
Сегодня я хочу представить свою работу над упражнениями для развития мелкой техники и
познакомить слушателей со сборником ежедневных упражнений для юных музыкантов,
сочиненных английской пианисткой и педагогом Эдной Майе Барнем. Упражнения из этого
сборника легко усваиваются детьми.
Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими
упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой - бегать, прыгать и так далее.
Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу
удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу сборника. Аналогия с простыми
физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные
ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.
Фортепианная техника - дело чрезвычайно точное и многообразное, требующее постоянно
включенного слухового, двигательного контроля, особенно, если у ученика есть неправильные
навыки («зажимы»).
4