- Преподавателю
- Музыка
- Методическая работа «Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на 4-х струнной домре»
Методическая работа «Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на 4-х струнной домре»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скрипник Н.Р. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»
управления культуры администрации г.Железногорска Курской области
Методическая работа «Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на 4-х струнной домре»
автор: Скрипник Н.Р. преподаватель высшей квалификационной категории
г.Железногорск 2014 год
Активное развитие домры, как сольного инструмента, предъявляет к современной методике обучения новые требования. В первую очередь эти требования можно отнести к самому раннему, начальному этапу обучения, когда начинается формирование исполнительской школы домриста, закладывается основное зерно интеллектуальной и технической базы, которая является основой для всего последующего развития музыканта. Очень важно на этом этапе максимально эффективно использовать желание ребёнка научиться играть на инструменте, сделав его продуктивным и насыщенным по объёму учебного теоретического материала и практических игровых навыков. Для этого нужно чётко представлять себе каждый новый шаг учебного процесса, уметь анализировать педагогическую ситуацию, своевременно и грамотно, ненавязчиво корректировать её и постоянно расширять интеллектуальное и исполнительское поле деятельности ребёнка, давая ему возможность самореализовываться и развиваться.
Итак, объект исследования предмета - преподавание домры на начальном этапе музыкального образования. Предмет исследования - функции аппликатуры и смена позиций при игре на 4-х струной домре на начальном периоде обучения на примере Железногорской детской школы искусств.
Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение.
Цель работы: на основе анализа и обобщения тенденций развития методологии преподавания в классе домры, обозначить актуальные проблемы начального периода преподавания, определить наиболее эффективные и приемлемые методы их решения в педагогической практике.
Задача: представить практический обзор методики предмета, обозначить некоторые проблемы курса, наметить пути их решения, обобщить опыт ЖДШИ в свете современных тенденций.
Значение понятия аппликатура многогранно. Оно охватывает в процессе обучения практически все стороны исполнительской деятельности, начиная с формирования основ исполнительских движений левой руки и заканчивая творческим поиском аппликатурных вариантов при исполнении
художественного музыкального произведения. В связи с этим понятие аппликатуры следует трактовать более широко, чем это обозначено: «…способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте».* С понятием «аппликатура» тесно связано и понятие позиция» - положение левой руки на инструменте, которое определяется по расположению 1 пальца.
На первом уроке ребёнок знакомится с открытыми струнами, и ему сразу же даются понятия «прима» и «квинта» (нотный пример №1). Первый палец, который подключается к игре - средний, (нота ДО и ДО#), в связи с этим даются понятия «терция», «мажор» и «минор» в сочетании с представлением об эмоционально-смысловой характеристике музыки (прим. №2). Нажим и опускание струны нужно совершать средним пальцем на различных участках грифа, различных ладах, с перемещением всей кисти. Подключение к игре 3 пальца после 2, определяется его центральным, серединным положением. Здесь же знакомим ученика интервалом кварта (прим. №3). Соединяя движение 2 и 3 пальцев, ученик узнаёт интервал секунда (прим. № 4) и знакомится с понятием
«секвенция» (прим. № 5), так как движение 2-3 пальцев так же сочетается с перемещением кисти по грифу. При работе над данным упражнением ученик может самостоятельно сделать вывод о том, что «секвенцию» желательно и удобно исполнять одинаковой аппликатурой. По сравнению с другими пальцами, 1-й является более самостоятельным, и его включение в игру значительно расширяет игровые возможности ученика, что позволяет плавно подойти к исполнению 3-х мажорных гамм: G - Dur. D - Dur. A - Dur одинаковой аппликатурой. Подключение к игре мизинца - очень ответственный момент для ученика, и вводить его в игру предпочтительно на музыкальном материале с хроматизмами.
*Музыкальный энциклопедический словарь./под ред. Г.В.Келдыша. - М. «Советская энциклопедия».1991
Следующий этап работы - построение и игра гамм в позициях на одной струне. Для начала необходимо освоить мажорные гаммы от открытых струн G, D, A. Данные гаммы предполагают сочетание I и IV позиций (прим. № 6.). Гаммы от открытых струн исполняются одинаковой аппликатурой, которую ребята быстро запоминают. Тот же принцип лежит в основе исполнения одноимённых минорных гамм: g-moll, d- moll, a- moll.
При смене позиции перемещение руки по грифу должно осуществляться беззвучно. Чтобы избежать возможности мышечного напряжения, можно делать следующие подготовительные упражнения:
-
в момент перехода в более высокую позицию кисть слегка прогибается в сторону грифа, затем скользит вверх в направлении нужной позиции, выпрямляясь во время движения.
-
при переходе из более высокой в более низкую позицию, кисть слегка прогибается в другую сторону, т. е. от грифа, после чего происходит скольжение кисти вниз с выпрямлением.
Когда мы говорим о назначении аппликатуры, чтобы обеспечить свободное и естественное положение левой руки, мы имеем в виду её техническую функцию. В процессе подробного разбора и отработки аппликатурных приёмов формируются основные правила смены позиций:
-
для того, чтобы избежать «обратного» штриха при переходе со струны на струну, следует помнить о принципе чётности - переход со струны на струну производится только после проигрывания чётного количества звуков (2, 4, 6, 8):
лучше 4+2; 4+4 и т.п., нельзя 3+1 и наоборот;
-
этот же принцип используется при переходе из позиции в позицию на одной струне;
-
при перемещении из одной позиции в другую однотипные музыкальные построения (секвенции) желательно исполнять одинаковой аппликатурой;
-
аппликатуру необходимо согласовывать со штрихами*
*Чунин В. С. «Аппликатура начального этапа обучения домриста»- М. 1988.
Помимо решения технических задач, необходимо рассмотреть возможности аппликатуры и как средства музыкальной выразительности. Если аппликатура используется, как средство, помогающее подчеркнуть какие-либо нюансы при исполнении музыки или чтобы добиться большей певучести, тогда мы говорим о художественной функции аппликатуры.
Довольно часто используется термин «фразировочная аппликатура», смысл которого сводится к использованию позиционной аппликатуры (игра на одной струне) в течение фразы, мотива с целью создания большей связанности нотного текста. В подобных случаях очень часто простой вариант приходится заменять более сложным. Всё решает, в конечном счёте, выразительное произношение музыкальной интонации.
Аппликатурные приёмы зависят от различных выразительных средств: артикуляционных, динамических, тембровых. Вариант аппликатуры может быть различным, например, при изменении штрихов:
-
legato требует игры на одной струне, staccato может допустить свободный выбор струн;
-
при изменении динамики на более сильное звучание, желательно пользоваться 1-й, 2-й и 3-й струнами, а не 2-й, 3-й и 4-й. Такая корректировка необходима и при поиске новых вариантов тембрового сочетания звуков;
-
подчёркивание границ однотипных ритмических построений или границ других, но, обязательно, секвенционных групп, может быть усилено особым аппликатурным приёмом - портаменто, т. е, соединение смежных (пограничных) звуков скольжением одного пальца. Выразительное значение этого приёма особенно заметно в медленных темпах;
-
необычным приёмом является репетиция пальцев при исполнении повторяющейся несколько раз ноты при штрихе legato. Этот тип смены позиции получил широкое применение в кантиленных произведениях и является особым средством выразительности, родственным вокальному приёму, поскольку позволяет добиться певучести, не нарушая законов артикуляции.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбор аппликатуры в произведении напрямую зависит от характера и музыкального языка автора.
Заключение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что прививая ученику аппликатурную культуру, мы способствуем формированию у него вдумчивого, сознательного отношения к нотному материалу, умения анализировать его с точки зрения музыкального языка, формы и стиля, т.е. тех исполнительских задач, решение которых невозможно без технической оснащённости, важной частью которой является аппликатура. Умение грамотно и логично подбирать аппликатуру способствует быстрому техническому росту ученика, расширяет его репертуарный запас и кругозор, снимает психологические зажимы, страх перед технически трудными местами или исполнением произведений в быстром темпе.
Опробованная мною методика изучения аппликатуры, находится во взаимосвязи со сменой позиций при игре на 4-х струнной домре на начальном периоде обучения, даёт хорошие результаты и позволяет ребёнку за довольно короткий период наработать необходимый объём теоретических знаний и практических умений и навыков для исполнительской практики. Кроме того, это помогает поддерживать у учеников постоянный интерес к занятиям, разучивая на каждом уроке новые музыкальные примеры и уже к концу II четверти принимать участие в классных, школьных (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка) или родительских концертах. А это, в свою очередь, приобщает учеников к концертной деятельности, даёт неоценимый и необходимый опыт сценической практики, возможности творческого самовыражения.
начинается формирование исполнительской школы домриста, закладывается основное зерно интеллектуальной и технической базы, которая является основой для всего последующего развития музыканта. Очень важно на этом этапе максимально эффективно использовать желание ребёнка научиться
играть на инструменте, сделав его продуктивным и насыщенным по объёму учебного теоретического материала и практических игровых навыков. Для этого нужно чётко представлять себе каждый новый шаг учебного процесса, уметь анализировать педагогическую ситуацию, своевременно и грамотно, ненавязчиво корректировать её и постоянно расширять интеллектуальное и исполнительское поле деятельности ребёнка, давая ему возможность самореализовываться и развиваться.
1988.
Список используемой литературы
В. С. Чунин. Аппликатура начального этапа обучения домристов. - М.
И.М. Рябов Е. И. Мурзина Воспитание и обучение в ДМШ. - Киев 1988. С. Ф. Лукин Школа игры на трёхструнной домре. - Иваново 2008.
Пример №1
Пример №2
Пример № 3
Пример № 4
Пример № 5
Исполнять на струнах G, D и Е. Пример №6