• Преподавателю
  • Музыка
  • Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.


Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует прежде всего воспитать эстетически.

Ф.Шиллер.

  1. Актуальность проблемы.

Сегодня в стране стоит остро проблема становления личности, ее гармонического развития в условиях всеобщего духовного кризиса. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности...

Современные дети- это «зеркало» окружающего мира, отражение наших поступков, мыслей, настроений. Большинство их проводит время за компьютерами, телевизором, т.к родители уж слишком погружены в свои заботы и на живое общение с собственными детьми времени у них не остается...

Я считаю, что в такой атмосфере всеобщей бессистемности и всеобщей отчужденности актуальна проблема гармонического воспитания ребенка.

Процесс гармоничного развития личности - путь длиною в жизнь. Наша задача - помочь ребенку сделать первые шаги на этом пути.

2.Цели и задачи.

Правильно постигать прекрасное,верно чувствовать красоту- это будет нужно им в жизни, чтобы почувствовать себя совершенно счастливыми.

Лев Кассиль

Цель:

Создание системы гармонического развития личности ребенка, направленной на формирование бережного отношения к самому себе,к окружающим людям, к семье, природе,осмыслению значения искусства...

Цель уроков - развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, эмоционально его окрашивать, сохранять свою уникальность в процессе становления в обществе (социализации ребенка). Методика моих уроков опирается на современные психолого-педагогические концепции в области развития детского творчества, эстетического и художественного воспитания.

*На уроках дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире, учатся понимать и наслаждаться классической, народной музыкой, литературой, балетом, оперой и другими видами искусства.

В 1 классе по теме "Осень в гости к нам пришла" дети ощущают насколько многолика осень через пьесы «Дождик» муз.В.Косенко, «Осенний дождик» М.Парцхаладзе, иллюстрации И.И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день» и стихи А.С.Пушкина.

*На уроках дети получают богатства, накопленные человечеством за многие века.

Музыкальный фольклор народов Крыма позволяет ввести детей в мир традиционной многонациональной культуры. Одной из форм этого направления на моих уроках музыки являются рассказы, которые я сопровождаю показом картин известных художников с пейзажами

Крыма, народными костюмами народов Крыма, поэтическим текстом, как

например:

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно - строгие строки,

Литая народная вязь.

1

В 4 классе, изучая тему « Музыка моего народа», ребята с большим интересом разучивали крымскотатарскую народную шуточную песню

« Папийим»,как настоящие артисты инсценировали обряд колядования, сопровождая действие пением и игрой на музыкальных шумовых инструментах.

*Дети сами придумывают сказки, сочиняют поэтические зарисовки, импровизируют, рисуют. Им хочется сочинять музыку и играть на музыкальных инструментах,поэтому я пробуждаю в детях творцов.

Задачи:

-Повышение культурного уровня учащихся;

-Формирование личности, осознающей приоритеты общечеловеческих ценностей;

-Воспитание гармонически развитой личности.

3.Роль учителя-

организующая,направляющая,основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом, обществом.

Задачи, которые призван решать учитель ежедневно:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая потенциал каждого;

  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культуры, направлять в дальнейшем на участие в духовном развитии общества;

  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на общечеловеческие ценности.

4.Анализ и опыт возможностей интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла для решения этих задач.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А.Сухомлинский.

Особое место в формировании гармоничной личности имеют предметы

художественно-эстетического цикла, представленные тремя учебными дисциплинами: музыка, изобразительное искусство, художественная культура.

Нужны все виды, чтобы составить мир.

(английская пословица).

Названные предметы выделены в самостоятельный блок, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании учащихся.

В формировании «духовного климата» в современной массовой школе эти

предметы должны иметь доминирующее значение, так как содержательный

компонент данных предметов обращен к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания, равноправным отношениям между людьми.

Обновление содержания музыкального образования направлено

на знакомство учащихся со стилями и жанрами современной культуры.

Это связано с потребностью и интересами школьников, для которых

современное популярное искусство является важным компонентом в досуговой деятельности.

Основными задачами этой формы работы являются:

2

-помочь школьникам сориентироваться в многообразии стилей и

жанров современного искусства;

-научить понимать и оценивать современное искусство с духовно- нравственных позиций;

-приобщить к лучшим образцам современного искусства;

-развить умение воспринимать образцы современного искусства в их

взаимосвязи с музыкальным классическим наследием. Например:

музыка А.Шнитке «Сюита в старинном стиле»,современные музыкальные обработки композиторов-классиков;

-история появления, особенности, стили рок- музыки;

-связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством и т.д.

-включая в уроки музыки песни бардов, я тщательно отбираю

песенный репертуар, стараясь использовать песни известных авторов: В.Высоцкого, Ю.Визбора, О.Митяева, Б.Окуджавы.

Проблему развития гармоничной личности через интеграцию предметов художественно-эстетического цикла можно выразить словами классика русской литературы Ф.М Достоевского.« Красота спасет мир»,- сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества,жестокости, насилия, безнравственности.

Духовная музыка рассматривается на уроках на основе культурологического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной мировой, украинской, русской культуры основывается на доступных детям сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках,произведениях изобразительного искусства. Например: «Херувимская» А.Веделя и Икона « Владимирской Богоматери», «Аве Мария» Ф.Шуберта и «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Прелюд» С.Рахманинова и Свято-Владимирский собор в Киеве.( «Перезвоны колоколов»)

« Напоить», « зажечь» душу ребенка бальзамом красоты, открыть ему чарующий, гармоничный мир прекрасного с его утренним свежим рассветом,гомоном птичьих стай,шелестом волн, звучанием ручейка, шептанием листвы, улыбкой младенца,всем тем, что повседневно, буднично окружает нас - вот вопрос на который ищем ответ мы, учителя предметов эстетического цикла.

Моя методическая проблема « Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла» охватывает не только учебный процесс, но и связана с воспитательными задачами.

Я хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями: добротой,милосердием,гуманностью, увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это бывает не так просто сделать, особенно в нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем другого характера. Но уроки музыки, изобразительного искусства, художественной культуры - это надежда, помощь, спасение.

Когда я вижу, что мои ребята стали чуть-чуть внимательнее друг к другу, добрее - радуюсь, значит, не напрасны мои бессонные ночи, поздние

возвращения домой, моё горячее желание достучаться до их сердец.

Необходимо, чтобы ученик ощутил себя не потребителем музыки, а её

творцом. При знакомстве с оперой сказкой «Семеро козлят» М. Кова-

ля мы инсценируем ее. Выбираем семь козлят: Всезнайку,

Бодайку, Дразнилку, Мазилку, Болтушку, Топтушку и Малыша ну и,

конечно же, маму с отрицательным героем сказки - Волка. Дети с

3

удовольствием обыгрывают свои роли, исполняют выученные ранее

темы, участвуют в играх козлят.

Искусство - важнейшее средство приобщения личности учащегося к духовным ценностям через собственный внутренний опыт. Через личное эмоциональное переживание искусство способно вводить ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности.

Художественные дисциплины направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Изучая тему Великой Отечественной войны 1941-1945 года, с которой знакомятся дети в 7 классе, творчеством Д.Шостаковича,его симфонией №7,нельзя не сказать детям о том, как эта тема раскрыта в других видах искусства. Особенно сильное впечатление оказывает на детей картина П.Пикассо «Герника», рассказ учителя об истории ее создания. Увидев картину художника,фашисты спросили его: «Это вы сделали?» . «Нет, - ответил он, - это сделали вы. Можете взять себе на память».

Отбирая произведения искусства для уроков, учитель должен опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия и слова, эстетическое переживание учащихся обогащается и становится разносторонне,зарождается художественный вкус.

Вот как выразила свое чувственное отношение к затрагиваемым темам в музыке Гафарова Диляра(8 класс).Прослушанный на уроке отрывок из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» наполнил ее сердце следующими строками:

Любовь-заставляет любить,

Любовь-заставляет ссориться,

Любовь-может убить

Любовь в мыслях не скроется.

Ведь любит любой человек,

Любит всегда по-разному,

Любовь-она не одна

Любовь-многообразная!

Интересна ее трактовка эпиграфа к трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта»:

Романтичней нет балета,

Чем « Ромео и Джульетта»!

Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у обучающихся внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к прекрасному, духовному. Очень важно обогатить обучающихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

На бинарном уроке-сказке (укр.язык и музыка)« Чарiвна гостя» в 3 классе дети через произведение Л.Писемной«Чарiвна гостя»,музыку А.Вивальди,песни о зиме, фотоискусство познакомились с великолепным явлением зимней природы - метелью.(Приложение№1)

В связи с важностью духовно-нравственного воспитания, развития у обучающихся школьников художественных представлений, большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства. Вот почему на уроках музыкального искусства необходимо

4

использовать произведения литературы и изобразительного искусства, и наоборот.

На уроке в 5 классе по теме « Море в произведениях искусства», пользуясь правилами японской поэзии хокку, вместе с детьми выражали эмоциональное восприятие симфонической сюиты К.Дебюсси « Море».Ознакомившись с техникой художников- импрессионистов « пуантилизм» рисовали главных хозяев моря-рыб, а высказывания поэтов, пословицы, загадки, дополнили образ загадочного моря...

( Приложение№2)

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы,где продолжается гармоническое развитие личности ребенка.

Большой интерес вызывали у школьников подготовка, участие и проведение внеклассных мероприятий: « Неделя искусств»,« Проводы масленицы», «Заплету вiночок, заспiваю пiсню», «Хыдырлез байрам», «Дервиза» и др.(разучивание народных песен и танцев, инсценирование обрядов,ознакомление с традициями).

( Приложение №3,№4)

Школьники имеют возможность развивать свои способности в музыкальных кружках « Домисолька», «Камертон», «Веселые нотки», театральном «Рампа», как внутри школы, так и в Доме культуры с.Плодовое, музыкальной школе с.Почтовое, встречаются с профессиональными музыкантами, поэтами, посещают музеи,выставки,совершают экскурсии по культурным достопримечательностям Крыма и Украины. Это все дает огромные возможности гармоническому развитию личности.(Приложение 5)

Во время встречи с крымской детской поэтессой Л.Сивельниковой дети презентовали песни, сочиненные ими на ее слова. « Оценочный переворот»,

« Часики» муз.Песни Екатерины(5класс), « Качели» муз.Степановой Вероники(5 класс). Такие интересные встречи с творческими людьми оставляют яркий след в детской душе.

5.Прогнозирование моей деятельности.

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

А.Эйнштейн.

На современном этапе развития гармоничной личности необходимо обучать искусству как « средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопроникновения народов, стран, социальных систем и обобщения достижения национальных культур в развитии общечеловеческой культуры,обогащения духовными ценностями, созданными разными народами и человечеством в целом...».

Для этого существует целая система педагогических ценностей:

-Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть;

-Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи;

-Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним;

-Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления;

-Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье и не навреди;

5

Учитель не только педагог, который учит и наставляет. Учитель-это лидер в школе, который незаметно для ребенка дает ему возможность развиваться гармонически, расти духовно, получить свой жизненный опыт. Это происходит через музыку, изобразительное искусство, художественную культуру. На уроках я стремлюсь создать такую обстановку , которая бы помогла формировать мышление,чувственно-эмоциональную сферу,развивать речь и многое другое, избавиться ребенку от страхов, комплексов, получить опыт взаимодействия со сверстниками и опыт сознательного управления своим поведением в различных ситуациях. Все аспекты гармоничной личности необходимо развивать через ИСКУССТВО, за счет системного подхода в образовании школьников.

6.Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если мы, учителя художественно-эстетического цикла, начнем с того, что через мир искусства поможем ребенку жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией, то может быть мы получим такую личность,которую называют гармоничной.

Атмосферу дома определяет его дух. И мне хотелось бы, чтобы на уроках художественно-эстетического цикла всегда царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям всех народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Надеюсь, что система развития гармонической личности учащегося принесет свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что уроки художественно-эстетического цикла посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станут для детей школой развития гармоничной личности. И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом для Украины!



6

Приложение№1

Бинарный урок-сказка « Чарiвна гостя» в 3 классе( укр.язык и музыка)

Учитель укр.языка и литературы - Костюк И.П.

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.








Приложение№2

ИГармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.нтегрированный урок ( музыка, литература, изобразительное искусство) «Море в произведениях искусства» в 5 классе

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.






















44

Приложение № 3

Неделя искусств.


Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.













Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.



Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

















Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

















45

Приложение№4

Внеклассное мероприятие « Заплету вiночок, заспiваю пiсню...»

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.












Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.














Внеклассное мероприятие - проект « Проводы Масленицы».

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.












Приложение№5

46

Приложение№5


Выступление участников театрального кружка « Рампа» на внеклассном мероприятии для младших классов « Музыка, виват!». Театральная постановка «Незнайка в Музыкальном Королевстве».



Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.


















Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.



Гармоническое развитие личности ребенка посредством интеграции школьных предметов художественно-эстетического цикла.

















47

© 2010-2022