Поурочные планы по адаптированной программе Музыка 1 класс

Программа составлена на основе принципов и идей программы И. Кадобновой, В.Усачевой,А.Школяр «Искусство слышать».  Музыкальный материал из программ  В. Ветлугиной, Е.Критской, Д. Кабалевского  и др.   тематическое построение - Львовой Л.В.     принципы и идеи программы:      Образно – игровое вхождение в музыку;    Развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;    Методический прием – импровизация (потребность, готовность к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления);...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа составлена на основе принципов и идей программы И. Кадобновой,

В.Усачевой,А.Школяр «Искусство слышать».

Музыкальный материал из программ В. Ветлугиной, Е.Критской,
Д. Кабалевского и др.

тематическое построение - Львовой Л.В.

принципы и идеи программы:


  • Образно - игровое вхождение в музыку;

  • Развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

  • Методический прием - импровизация (потребность, готовность к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления);

  • Доступность учащимся младшей школы высоких образцов серьезной музыки.

Цель:

Творческое развитие детей в процессе постепенного вхождения в большой мир музыки.

Задачи:


  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства.

  • Формирование художественно-образного мышления, как развития творческой личности.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе опыта творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

Ко второму классу у детей формируются:

  • Основные базовые знания

  • Положительное отношение к уроку

  • Общительность, контактность.

  • Эмоциональная отзывчивость

  • Собственный багаж музыкальных впечатлений

Формирование ЗУН

овладение понятиями:

регистр, динамика,

темп, тембр,

вступление, припев,

куплет, дирижер,

оркестр, хор,

солисты, виды инструментов и др.

Умения:

-петь по руке дирижера, не крикливо, слушая друг друга;

-исполнять пульс и простейший ритмический рисунок на шумовых музыкальных инструментах;

-выражать отношение к музыке;

-сравнивать разные по характеру произведения.

навыки:

-игры на музыкальных инструментах.

-первоначальная нотная грамота.

Особенности преподавания уроков музыки в 1 классе

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса,сниженную активность внимания, быструю утомляемость , небольшой объём памяти ,

Требуется

частая смена вида деятельности, музыкальных впечатлений;

Обязателен

элемент «потрясения», или кульминация, или необычная форма урока и т.д.

Необходима

двигательная активность детей:

На каждом уроке обязательны:


  • элементы пантомимы,

  • свободного дирижирования,

  • инсценирования песен,

  • игра на шумовых музыкальных инструментах.

  • Инструментальная импровизация.

В работе над развитием чувства ритма я использую систему Н.Мининой.

Ноты - длительности заменяются ритмо - слогами. Количество слогов в словах должно соответствовать количеству ритмических единиц в такте.

Та Ти - Ти Бом Пауза

Задания игровые, разнообразные:

Прохлопай название фруктов, животных и т.д.

Подпиши ритм под картинкой.

Придумай к ритмам названия зверей.

Выучи попевку, прохлопай ритм.

Узнай по ритмическому рисунку песенку.

Важно использование ритмических упражнений, задачек, возрастающих по сложности от урока к уроку.

Некоторые примеры ритмических упражнений, задач :


  1. В зависимости от тематики урока разные слова (на картинках, т.к. не все дети умеют читать) выкладывать ритмослогами:

Яблоко та - ти - ти

Снежинка ти - та - ти и т.д.

2. Выкладывать свои имена и имена друзей ритмослогами:

Надя Наденька Надежда и т.д.

На доске картинки и ритмослоги не соответствующие друг другу. Нужно правильно провести стрелки:

Дед мороз Снегурочка Ёлка и т.д.

4. Уметь простучать ритм попевки по ритмосхеме:

:

Андрей - воробей не гоняй голубей….

5.Узнать по ритмическому рисунку песенку или попевку

Во втором классе ритмослоги постепенно заменяются нотами.

Тематическое планирование уроков.

I четверть.

1 урок - Вводный.

2 урок - Может ли музыка рассказывать?

3 урок - Как музыка рассказывает?

4 урок - Как музыка рассказывает?

5 урок - Какие чувства передает музыка?

6 урок - Какие чувства передает музыка?

7 урок - Осень в музыке.

8 урок - В гостях у игрушек.

9 урок - Урок - концерт.

II четверть.

1 урок - Как можно услышать музыку?

2 урок - Путешествие в сказочный лес.

3 урок - Водное путешествие

4 урок - День, полон событий.

5 урок - Зима в музыке.

6 урок - Что мы знаем о музыке?

7 урок - Урок - концерт (подготовка к Новогодней ёлке).

III четверть.

1 урок - О чем говорят музыкальные инструменты.

2 урок - В гостях у сказки.

3 урок - Все мы музыканты.

4 урок - Музыка моего народа.

5 урок - Музыка и движение

6 урок - Тихая моя, добрая моя, нежная моя - мама

7 урок - Урок - загадка.

8 урок - Урок - концерт.

IV четверть.

1 урок - Музыка во всем живет, мир её волшебен.

2 урок - Музыка во всем живет, мир её волшебен.

3 урок - Весна без конца и без края.

4 урок - Героическая тема в музыке

5 урок - Урок, посвященный Дню Победы.

6 урок - Что мы знаем о музыке?

7 урок - Урок - концерт.


1 четверть


1 урок «Вводный»

При входе в класс звучит «Фея Драже» П.И.Чайковского

Знакомство, беседа о том, чем мы будем заниматься на уроках музыки. О музыкальном опыте ребят.

Музыкальная игра «Эхо» - первая диагностика вокального интонирования класса и отдельных детей.

Демонстрирование учителем музыкальных шумовых инструментов. Знакомство с треугольником (каждый ребёнок поёт своё имя и играет на треугольнике).

Исполнение знакомых ребятам песен. (Как правило, всем знакома песня В.Шаинского «Чему учат в школе»).

2 урок «Может ли музыка рассказывать»

Цель: Показать возможность музыки о чём либо рассказать.

Вход - «Фея Драже» П.И.Чайковского.

Игра «Эхо» - исполнение.

«Музыкальный урок» муз. Е. Теличеевой сл. Я. Серпина - разучивание.

Чайковский «Болезнь куклы» - слушание.

Штраус «Полька - пиццикато» - слушание

Шаинский - «Чему учат в школе» - исполнение.

3 урок - «Как музыка рассказывает»

Цель - развитие у учащихся умения определять звуки высокого, среднего, низкого регистра , определять движение мелодии вверх, вниз.

«Музыкальный урок» - исполнение

«Птица и птенчики» Тиличеева - разучивание, инсценировка (с исп. треугольников).

«Эхо» - исполнение

«Мишка»

«Лисонька» - Слушание, свободное дирижирование .

«Волк»

«Лесенка», «Качели» Тиличеева - разучивание,свободное дирижирование

«Ах, вы сени» р.н. песня - исполнение на инструментах пульса группой ребят.

«Чему учат в школе» - В. Шаинский - исполнение

4 урок - «Как музыка рассказывает»

Цель - закрепление прошлого урока, развитие у детей умения слышать контрастные части, определять медленный и быстрый темп, тихое и громкое звучание.

Вход «Фея Драже» - П. Чайковский

«Разные ребята» - Кабалевский - разучивание

«Музыкальный урок»- исполнение

«Кавалерийская» - Кабалевский - слушание

«Две лошадки» - песенка - попевка - слушание, исполнение с ложками

«Упрямый братишка» - Кабалевский - слушание

«Ах, вы сени» - исполнение оркестром шумовых народных инструментов

5 урок - «Какие чувства передает музыка»

Цель: Показать возможность музыки передавать различные чувства, настроение человека.

«Разные ребята» Кабалевский - исполнение

«Весёлая грустная» Бетховен - слушание

«Белочки» - З. Левина, сл. Л. Некрасовой - разучивание

«Две лошадки» - исполнение

«Воробьи и вороны» - В. Николаев - попевка - разучивание, инсценирование

6 урок - «Какие чувства передает музыка»

Цель: - Показать ребятам огромную палитру чувств, выражаемых музыкой.

Фрагменты для прослушивания: (дети определяют чувства, которые вызывает музыка):

Бах «Шутка» (озорной, игривый, шутливый)

Григ «В пещере горного короля» (страх, кто-то сердится)

Сен-Санс «Лебедь» (сказочная, волшебная)

Мусоргский «Богатырские ворота (кто-то сильный и грозный)

«Котик и козлик» Тиличеева - разучивание, инсценирование.

«Белочки» - исполнение.

«Калинка» р.н. песня - исполнение на инструментах.

7 урок - «Осень в музыке»

Цель: Помочь учащимся вслушаться, вглядеться в музыку осени, обобщить музыкально - жизненные впечатления.

«Эхо» Е. Поплянова, Пикулева - разучивание

«Осень» Кюи - слушание

«Осенняя песня» Чайковский - слушание

«Белочки» - исполнение

«Урожай собирай» Филиппенко - разучивание

«Калинка» р.н.п. - исполнение оркестром

8 урок - «В гостях у игрушек»

Цель - развитие образно- игрового восприятия музыки.

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, - слушание,пластическое интонирование.

«Песня Чебурашки» Шаинский - слушание

«Музыкальная табакерка» А. Лядов - слушание, инсценирование (актер и кукла-марионетка)

«Кукольное представление» (марионетки) - английская народная песня - разучивание

«Марш» Шостакович - слушание, игра на шумовых инструментах, как иллюстрация парада игрушек.

Песня «Неваляшки» - разучивание.

9 урок - «Урок-концерт» (произведения по желанию ребят)

2 четверть


Цель - Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении жизни, настроения, человеческих чувств и характера.

1 урок «Как можно услышать музыку» (урок-путешествие)

Песня «Две лошадки» - узнаём, исполняем, едем с ними в «город загадок» (на доске ритмические загадки). Едем дальше.

«Заколдованный сад Кощея» И.Стравинский - слушание,пластич. интонирование.

«Загадка» - узнать по тембру инструменты (различные музыкальные примеры)

Уезжаем с песенкой «Две лошадки».

«Веселый музыкант» - разучивание, исполнение с имитацией игры на разных инструментах.

Мы тоже музыканты - исполнение оркестром р.н. песни «Калинка»

2 урок - «Путешествие в сказочный лес»

«Веселый музыкант» - исполнение

«Лес» Агафонников - слушание, изображение пантомимой

Попевка «Птички», песня «Белочки» - исполнение (жители сказочного леса)

«Кукушка в глубине леса» Дакен - слушание

Вступление к песне «Монтер» Д. Кабалевский - слушание, изображение пантомимой сташного леса.

«Баба Яга» Мусоргский - слушание (Жительница дремучего леса).

Песня по желанию - исполнение.

3 урок - «Водное путешествие»

«Баркаролла» Чайковский - слушание

«Море и Синдбадов корабль» Римский- Корсаков - слушание

«Капли и море» Я . Дубравин, сл. Е. Руженцов - разучивание

«Маленький этюд» Шуман (водоросли) - слушание, пантомима

«Хоралл» Шуман (камни) - слушание, пантомима

«Маленькая рыбка» чешская народная песня - разучивание

4 урок - «День, полон событий».

«Утренняя молитва» Чайковский - слушание.

«Маленькая рыбка» - исполнение.

«Игра в лошадки» П.Чайковский - слушание.

«Во поле берёза стояла» р.н. песня - (воссоздание с помощью шумовых инструментов картины оживления берёзы после дождя - импровизация).

«Как у наших у ворот» - р.н. песня - разучивание.

«Как на тоненький ледок» р.н. песня - разучивание

5 урок - «Зима в музыке».

«Как у наших у ворот» - р.н. песня - исполнение, инсценирование.

«Дед Мороз» Шуман - слушание

«Зима» Вивальди - слушание

«Как на тоненький ледок» р.н. песня - исполнение.

«Дедушка Мороз»- разучивание Новогодней песни.

6 урок «Что мы знаем о музыке?»

Цель: некоторая диагностика приобретённых учащимися знаний, впечатлений, «музыкального багажа».

Урок строится по принципу урока-концерта из знакомых песен и произведений, но в форме конкурса, путешествия, загадок и т.д.

7 урок «Подготовка к Новогодней ёлке».

3 четверть

1урок «О чём говорят музыкальные инструменты?»

Цели: Показать ребятам многообразие музыкальных инструментов, разнообразие и своеобразие тембра каждого из них. Продолжение работы над развитием чувства ритма, тембрового слуха.

«Веселый музыкант» - исполнение с имитацией игры на разных инструментах.

Примеры различного звучания инструментов:

Скрипка-«Тема Шахерезады» Римский- Корсаков

Флейта-«Тема птички» из симф. сказки «Петя и волк» С.Прокофьева

Арфа - «Игра воды» Равель или «Кукушка в глубине леса» Дакен.

Контрабас - «Тема дедушки» » из симф. сказки «Петя и волк» С.Прокофьева

«На чём играем» Тиличеева (игра на различение разных тембров) - разучивание с использованием муз. инструментов.

« Светит месяц» вариации на тему р.н.песни- исполнение своим оркестром .

2 урок «Все мы музыканты».

Цель: Закрепление навыка игры на инструментах, развитие тембрового слуха.

«Весёлые путешественники» - разучивание.

«Песня бременских музыкантов» Г.Гладкова- слушание, сравнение с песней «Весёлые путешественники».

«На чём играем» Тиличеева - исполнение

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского - слушание, инструментальная импровизация на шумовых инструментах.

«Калинка», «Ах, вы сени» - исполнение оркестром.

3 урок «В гостях у сказки»

Цель: Образное вхождение в музыку.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского - слушание, применение шумовых инструментов подходящего тембра (импровизация).

«Весёлые путешественники» - исполнение.

«Дед и репка» Яновской - инсценирование.

4 урок «Музыка моего народа»

Цель: Познакомить ребят с многообразием русской народной музыки, осознать свою причастность к русскому народу.

Примеры колыбельных песен.

«Колядки» - разучивание

«Блины» р.н. песня - разучивание.

«Плясовые наигрыши» - слушание (знакомство с тембрами р.н.инструментов).

«Как на тоненький ледок» р.н. песня - исполнение.

«Как у наших у ворот» р.н. песня - исполнение.

5 урок «Музыка и движение».

Цель: Показать способность музыки передавать движение.

«Две лошадки» - исполнение

«Весёлые путешественники» - исполнение.

«Паровозик-паровоз» («Маленький этюд») Э. Гратески. - слушание, инструментальная импровизация (имитация звуков движущегося поезда).

«Смелый наездник» Р. Шуман. - слушание.

«Полёт шмеля» Римский - корсаков - слушание.

«Карусель» Кабалевский - разучивание.

6 урок. «Тихая моя, добрая моя, нежная моя - мама»

Цель: Помочь осознать ребятам, что образ мамы - светлый, добрый, нежный, ласковый умело рисуют композиторы, поэты и художники в своих произведениях.

«Спите куклы» Тиличеева - разучивание

«Аве Мария» Ф. Шуберт - слушание.

«Мама» П.Чайковский - слушание.

«Посидим в тишине» - разучивание.

7 урок «Урок - загадка».

Цели: Дать возможность ребятам понять, что с музыкой всегда интересно!

А учитель диагностирует ЗУН, приобретённые ребятами.

«На лошадке» Витлин - слушание, обыгрывание образа (инструменты, пантомима и т.д) - путешествуем с ней по городу загадок.

«Посидим в тишине» - исполнение

«Догадайся, кто поёт » Тиличеева (песня - игра на различение тембра голоса).

Определить соответствие музыки представленным иллюстрациям (клоуны, танцующие дети, музыкант с балалайкой или гармошкой):

«Клоуны» Д.Кабалевский - слушание, пантомима.

«Полька» Глинка - слушание, игра на инструментах.

«Народные наигрыши на балалайке или гармошке» - слушание

«Щеночек» - разучивание.

8 урок - концерт.

4 четверть

1 урок - «Музыка во всём живёт, мир её волшебен»


Цель: Убедить ребят в том, что звуки окружают нас по всюду. Развивать способность ребят правильно использовать тембры инструментов для имитации голосов природы (инструментальная импровизация).

Песня «Звук» Савельева - слушание, обсуждение ,разучивание припева.

«Лес» В. Агафонников - слушание, инструментальная импровизация.

«Пробуждение птиц» Мессиан - слушание.

Песня «Весенняя капель» - разучивание.


2 урок - «Музыка во всём живёт, мир её волшебен» (продолжение).


Песня «Звук» Савельева сл. Э.Успенского - разучивание, исполнение с применением подходящих по тембру инструментов.

«На лошадке» Витлин - узнавание, отправляемся в путешествие.

«Лес» В. Агафонников - инструментальная импровизация.

«Игра воды « Равель - слушание ,пантомима.

«Часы» Алпарова (ритмическая попевка) - разучивание.

«Во саду ли в огороде».- обработка р.н.песни - исполнение классным оркестром ( как домик, где живут разные по величине и тембру часы).


3 урок - Весна без конца и без края.


Цель: показать способность музыки изображать просыпающуюся природу.


Песня «Звук» - исполнение.

Песня «Весенняя капель» - исполнение.

«Подснежник» П. Чайковский - слушание.

«Весна» Вивальди - слушание.

«Весна- весна красная» - р.н. песня - разучивание.


4 урок - Героическая тема в музыке

Цель: Показать способность музыки воспевать силу и храбрость солдат.


«Весенняя капель» - исполнение

«Весна- весна красная» - р.н. песня - исполнение

«Богатырская симфония» А. Бородин - слушание.

«Кавалерийская» Д.Кабалевский. - исполнение с инструментами.

«Конь - огонь» В.Кирюшин - разучивание.


5 урок - «Этот День победы».


Цель: Показать ребятам способность музыки отражать исторические события,

Вызвать чувство благодарности к солдату Великой отечественной

войны.


«Конь - огонь» - исполнение.

«Тема фашистского нашествия» Д. Шостакович - слушание.

«Полюшко» Коваль - слушание.

«Вечный огонь» Кирюшин - разучивание.

«День победы» А.Пахмутова - слушание.


6 урок «Что мы знаем о музыке»

Цель: Дать возможность ребятам почувствовать свой рост как музыкантов - любителей: проявить навыки слушателя, исполнителя- вокалиста, оркестранта.


Р.Шуман - «Детские сцены»:

«Много счастья»

«Важное событие» ------- слушание.

«Мечтательность».


«Я на горку шла» р.н. песня - исполнение оркестром шумовых инструментов.

«Есть у Тома дружный хор» - разучивание.


7 урок - концерт

Произведения, особенно полюбившиеся детям.





















Музыка

1 класс


Поурочные планы по адаптированной программе


МБОУ «СОШ № 10» г. Гусь - Хрустальный.

Учитель музыки Львова Л.В.Поурочные планы по адаптированной программе Музыка 1 класс

© 2010-2022