Урок в 6 классе Фрески Софии Киевской

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по музыке в 6 классе

на тему: «Фрески Софии Киевской».


ЦЕЛЬ - углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

ЗАДАЧИ: - познакомить с терминами «арпеджио», «музыкальный орнамент»;

- развивать творческое мышление;

- приобщать к духовной национальной культуре.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная,коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой,

фортепиано.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео «Фрески Софии Киевской» .

ХОД УРОКА

- Музыканты - извечные маги

Вызывают виденья веков…

Б.Дубровин

I.Орг. момент. (2мин)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (8мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.Звучит «Прогулка» М.Мусоргского из ф.ц. «Картинки с выставки».

-Здравствуйте! Ребята, Знаком вам этот музыкальный фрагмент?

(Это пьеса «Прогулка» из сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».)

Вспомните, какую роль выполняет «Прогулка» в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:

Прогулка - Балет - Прогулка - Богатырские - Прогулка

невылупившихся ворота

птенцов

Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка - рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А, где А - рефрен, ВС - эпизоды

- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.

(ученик рисует треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник)

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

- Вспомнив о «Картинках с выставки», какой вывод мы можем сделать? ( Данный изобразительный орнамент - музыкальный.)

III .- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку? (Да)

- Какую современную молитву вы знаете? («Молитва» Е.Крылатова)

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: (3мин)

- Встали.

1. Упражнение на умение экономить дыхание («Надувная игрушка»)

- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. «Греем руки на морозе» (дышат 8раз), «Задуваем свечку».

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

«Ми-а» (штрихи-легато, стокатто)

IV. Исполнение «Молитвы» Е.Крылатова,работа над песней (5 мин.)

а) ИСПОЛНЕНИЕ «МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:

- Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки - весь класс.

Вспомните музыкальный фрагмент.(Звучит муз. Чеснокова)(3 мин)

б) ВЫВОД:

- Чем отличается молитва XX века от молитвы XVIIвека?

(здесь одноголосный унисон, там многоголосье

присутствует аккомпанемент, исполнительский приём «а капелла»)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) - т.е. смысл остаётся прежним - обращение к Святыни.

IV. Новая тема. «Фрески Софии Киевской» В.Кикты.(15мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использует украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской», чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св.Софии (презентация)

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София - символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в «Молитве» Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке «картинок» Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. («Орнамент»)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

Звучит «Орнамент» .(Видео)(3 мин)

- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент?( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Если посмотреть на партию арфы в этом эпизоде, то она напоминает волнистую линию. Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

(учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано)

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Теперь представьте, что каждый из вас - это струна арфы. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом. Каждая из ваших групп - это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Слушание «фрески» «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»(5 мин)

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску ).

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас, потомков, события древности. - Как вы считаете, у него это получилось?

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VI. ВЫВОД УРОКА (2мин.):

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

Оценки за урок.

Домашнее задание:

- Составьте кроссворд по нашей теме. Какие слова вы должны употребить в кроссворде?(фреска,орнамент,арпеджио,молитва,собор,имя композитора, и т.д.)

Урок окончен, спасибо за работу.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фонотека

  1. Фонохрестоматия поУМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской ОАО «Издательство «Просвещение» prosv.ru, 2009:

  2. М.П. Мусоргский «Прогулка» из Сюиты «Картинки с выставки»;

  3. В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром:

- Орнамент 1 (фрагмент);

- Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого;

4. - П.Чесноков «Да исправится молитва моя»


© 2010-2022