Конспект Не совсем обычный урок

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 6 классе

в рамках фестиваля открытых уроков «Не совсем обычный урок»

Его Величество Звук!

Цель: Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс через уроки музыки для усиления социальной адаптации учащихся среднего звена.

Задачи:

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке;

- формировать систему знаний, нацеленных на изучение целебных свойств музыки;

- восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся, посредством специальных дыхательных упражнений;

- использование знаний и умений по терапевтическим возможностям музыки, как на уроках, так и в домашней обстановке самостоятельно.

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

- Добрый день! Обратите внимание на экран! (Слайд 1). Сегодня на уроке мы будем говорить о Его Величестве Звуке. Почему такое обращение? Его величество! Звуки преследуют нас всегда, и спастись от них невозможно, потому что матушка - природа об этом, увы, не позаботилась. (Слайд 2). Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли слова великого Моцарта: «Как могуч твой чарующий звук!» На протяжение всех учебных лет мы с вами говорили о том, что музыка воздействует на душу человека, а через нее на жизнь людей. А что же такое звук с точки зрения физики. Этот предмет вы еще будете изучать в старших классах, но сегодня мы забежим немного вперед и разберемся - что такое звук! Мы его слышим? (да), видим (нет). А как же выглядит звук? (Слайд 3). Звук возникает в природе от какого-либо движения. Звук - это вибрация, сильно воздействующая на мозг, а посредством его и на организм человека, и на все физиологические процессы. Он распространяется в воздухе волнообразно, т. е. это звуковые волны. (Слайд 4, 5). Колебания, передаваемые через воздух, заставляют вибрировать наши барабанные перепонки. Но слышим мы мозгом. Что же является фундаментом звуковой системы? (звукоряд - ряд звуков, расположенных по высоте). Звук характеризуется такими понятиями, как высота и сила. Но лишь когда человек стал организовывать звуки, чтобы выразить в них свои мысли и чувства - возникла музыка.

(Слайд 6). Высота звука измеряется в Гц. Например, человеческое ухо может воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 2000 Гц. Звуки среднего частотного диапазона (750-3000) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (125-750) воздействуют на физическое движение. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентрироваться или успокоится.

(Слайд 7). Интенсивность или громкость звука (сила) измеряется в децибелах: шорох листьев - 10, шепот - 30, спокойная обстановка в классе - 50, разговор - 60, звук отбойного молотка или рев мотоцикла - 100, а громкая рок-музыка - 115. болевые ощущения в человеческом ухе начинаются на уровне 125.

Из сказанного выше можно сделать вывод, раз звук имеет сильное влияние на организм человека, значит должна быть польза и, наверное, вред.

Человек может издавать звуки разными способами. Топать, стучать руками, сопеть носом и т. д., но главное этот голос. (Слайд 8). Правильно научиться пользоваться своим голосом это целое искусство и титанический труд. (Слайд 9). Вы в своей повседневной жизни ощущаете необходимость владеть голосом, речью? Зачем вам это? Приведите примеры из жизни (ответы).

(Слайд 10). Вот сейчас мы с вами и поработаем над речевым аппаратом, т. е. приготовим голос к вокалу. ( вокальные УПРАЖНЕНИЯ)

(Наиграть мелодию песни). - Вам знакома эта мелодия? Что это за жанр? Как она называется? Каким звуком мы сейчас исполним ее? В каком характере?

В контексте темы сегодняшнего урока мы можем утверждать, что звук это тоже чудо на нашей планете, которое подарено нам природой. А представление этой песни усилит стихотворение:

Почему при звуке песни и цветы сильнее пахнут,

И сады быстрее зреют, и сердца быстрее бьются?

Потому что все живое на земле подвластно песне,

А зачем - никто не знает, мы, певцы, не знаем сами.

Песня - ты живое чудо, ты в печали даришь радость,

Но и радость - тоже чудо. Третье чудо - это дружба.

Только песня, радость, дружба человеку дарят крылья.

И о том поем мы песню, мы певцы, - народ крылатый.

(Слайд 11). Исполнение песни» Земля полна чудес» сл. М. Пляцковского, муз. Е. Зарицкой.

- Молодцы, ребята, получилось замечательное исполнение. Прибавилось сил и энергии?

(Слайд 12) - Музыка - феноменальное явление. Ее взаимоотношение с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Вот, во время нашего исполнения по прошествии какого-то времени кабинет наполнялся единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль. (Слайд 13). Сейчас мы послушаем небольшое, но интересное сообщение о лечебном воздействии музыки на организм человека. Немного истории:

= «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира» - так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и людей. Пифагор пользовался специальными мелодиями против ярости и гнева. Он проводил занятия математикой под музыку, так как заметил, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В 3 веке до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально - медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.(Слайд 14, 15).

(Слайд 16). Звук скрипки приближен к голосу человека и обладает самым лечебным воздействием. На сегодняшнем уроке мы услышим живой звук скрипки.

Исполнение на скрипке

(Слайд 17). Упражнения на дыхание

Даже отдельно произнесенный звук может произвести массаж мышечных тканей верхней части тела и заставляет все вибрировать изнутри. Каждая гласная, по их теории, обладает свойством воздействовать на «свой» определенный орган. Так, А - печень, У - легкие, Е - сердце, О - почки (пропевать на одном звуке в удобной позе, ощутить вибрацию)

(Слайд 18) = С 1969 г. в Швеции существует музыкально - терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Православная церковь использует благотворное влияние колокольного звона на психику человека: басовые низкочастотные колокола успокаивают, а высокочастотные наоборот, возбуждают, взвинчивают, поднимают настроение. А вот беспорядочное смешение звуков различной интенсивности и частоты, мешающее восприятию полезных сигналов, как раз и есть не что иное, как его Величество Шум. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум обладает аккумулятивным эффектом, т. е. акустическое раздражение, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.

(Слайд 19). Песня «Колокола» сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова (исполняет солист)

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остается фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. (Слайд 20).

© 2010-2022