• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка Средства музыкально-творческого обучения в процессе постановки мюзикла в СОШ

Методическая разработка Средства музыкально-творческого обучения в процессе постановки мюзикла в СОШ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

Средства музыкально-творческого обучения в процессе постановки мюзикла в СОШ

Музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве - основа работы над постановкой детского мюзикла. Музицирование представляется как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное.

Учебное музицирование - обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе формирования у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.

Творческое музицирование - подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя знакомые «слова».

Этот раздел в период работы над постановкой мюзикла является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.

Элементарное музицирование - дает возможность каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д.

Концертное музицирование - предполагает исполнение

музыкального действа, является одной из самых любимых детьми форм музицирования. Оно доставляет детям большую радость и эстетическое удовольствие.

Общие задачи в процессе постановки мюзикла - вовлечь учащихся в стихию музицирования с использованием звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов; заинтересовать этой деятельностью; пробуждать двигательные реакции на музыку как основу для ее эмоционального переживания; развивать стабильное чувство равномерной метрической пульсации; формировать элементарные навыки взаимодействия в группе; импровизировать в доладовых и доритмических формах («поиграй как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку»).

Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра, интерес к новому, способность дополнительного музыкального развития.

Музыкальный материал - детские мюзиклы, жанровые авторские миниатюры, произведения композиторов классиков, произведения современных авторов.

Средства обучения: музыка, речь, движение, театрализованная игра.

Основные приемы работы с материалом: одновременные имитации, творческое исследование, подражание, игры звуками.

Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно-двигательное ощущение, двигательный образ, эмоционально-телесное переживание.

Этот этап музыкального развития школьников может быть назван «Музыка во мне». Его цель - активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности. Работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых произведений происходят на слух, а игра на инструментах - «с рук». Используются в основном, шумовые и ударные инструменты.

Огромную роль в реализации этих задач играет применение в процессе работы над постановкой мюзикла различных музыкальных инструментов и их использование с учетом возможностей учеников и их возраста.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:

- Ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;

- Учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;

- Учитель помогает ученику найти прием исполнения.

В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо много. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет все что угодно:

• бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

• деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

• коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

• леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

• природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

• кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

• металлические банки разных размеров;

• стеклянные бутылки и фужеры;

• пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески. И многое другое, из чего можно извлечь звуки!

Импровизировать темброво-динамические композиции, используя два-три шумовых инструмента. Мелодизировать прозаические и стихотворные тексты на интонацию малой терции. Озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом. Варьировать инструментовку. Театрализовывать отрывки произведения, сюжетные танцы.

Все формы проведения репетиционных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

В процессе работы над постановкой мюзикла используются различные виды музыкальной деятельности.

При постановке мюзикла большое внимание уделяется движению - как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под музыку жанрового характера. Здесь исследуются различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией и связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться в движении.

Художественный образ, развиваясь во времени, передает с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чешется индивидуальная и групповая его последовательность.

Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, Динамические, темповые обозначения - изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Некоторые средства музыкальной выразительности, если они играют доминирующую роль, также вносят в движение соответствующие изменения.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности - ритмики совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, познавательной, волевой и эмоциональной сфер.

Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально - игровой образ по своему, в новых, необычных связях, комбинируя (на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. Музыкально ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как учащийся действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация - необходимость действовать под музыку развивает волевые качества. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить.

Музыкально - ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, школьник эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.

Эмоциональная отзывчивость детей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. При этом проявляется эмоциональная отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры.

«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько "заразить" детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать учащихся воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно чтобы во время работы присутствовала свобода творчества.

Движение - это зримая музыка, не случайно на сцене появляются пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не "выключаясь". Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Ведь танец дает возможность ввести ребят во все эпохи, пережить любое время - ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий пластический театр.

Готовясь к репетиционным занятиям, в процессе постановки мюзикла можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. А детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство, ощущение формы? Да эти качества нужны, но импровизация начинается не с ритмо-формул, которые надо развить; не с мелодических оборотов, которые надо присочинить к уже заданным; и даже не с предложенной интонации, которую надо продолжить… Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное "взращивание" музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.

Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.



© 2010-2022