Рабочая программа по музыке

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ципьинская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района РТ






Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель ШМО

____ /Туктарова А.А../

Протокол № от

«__» ______ 2015 г.



Согласовано

Заместитель директора по УР

_________ /Понуркина Н.И../

«__» ________ 2015 г.


Утверждено

Директор школы

__________ /НурмиевС.Т./


Приказ № от

«___» ________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (музыка) для 3 класса

Туктаровой Алёны Анатольевны, учителя начальных классов

первой квалификационной категории












Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от _________



2015-2016г




Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Искусство ( музыка)» предназначена для начальной школы, 3 класс, базовый уровень. Программа разработана на основе

-Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт иначального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;

Настоящая программа составлена на основе Положения о рабочих программах учебных предметов МБОУ «Ципьинская СОШ» (утверждено приказом директора школы от 2.07.15 г. №232),

-Учебного плана МБОУ «Ципьинская СОШ» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 21 .08.2015 года) и утвержденного приказом №240 от 21.08.2015г

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ципьинская СОШ»(приказ №230 от 2.07.2015г )

Примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования на основе авторской программы Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка, 3 класс. учебник для общеобразовательных учреждений/ - М. «Просвещение», 2013 г.

В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится

34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Изучение музыки в 3 классе начальной школы направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей:

• развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

• освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровоми стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1-2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе придается развитию индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формированию представления о музыке как о виде искусства, раскрытию целостной музыкальной картины мира, воспитанию потребности в музыкальном самообразовании.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания обучающихся 3 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей обучающихся:

• привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

• научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

• привить основы художественного вкуса;

• научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

• обучить основам музыкальной грамоты;

• сформировать потребность общения с музыкой.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Содержание и тематика учебного предмета.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных

образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество

разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава - русская держава». Знакомство обучающихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Образы природы в музыке. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. Детские образы.. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

Урок 9. Детские образы. Вокальный цикл М.П.Мусоргского «Детская». Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (6 ч.)

Урок 10. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.Введение обучающихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 11-12. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Урок 14. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Урок 15. «О России петь - что стремиться в храм…».Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 16. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 17. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 18. Сказочные образы в музыке. Образ Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение оркестра.

Урок 19. Народные традиции и обряды: МасленицаМузыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (7 ч.)

Урок 20-21. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

Урок 22. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

Урок 23. Опера «Снегурочка». «Океан - море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан - море синее».

Урок 24. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.

Урок 25. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 26. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)

Урок 27. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 28. Музыкальные инструменты (флейта-скрипка). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты и скрипки.

Урок 29. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 30-31. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)

Урок 32. Джаз - музыка 20 века. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель. Джаз - музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.

Урок 33. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторовИнтонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 34. Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор - исполнитель - слушатель.

Урок 35. Обобщение тем года. Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Национальный региональный компонент реализуется при проведении следующих тем:

«Природа и музыка». Образ природы в произведениях Р. Яхина.

«Музыкальное состязание». Произведения татарских композиторов классиков.

«Прославим радость на земле!». Тукай и музыка.


Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

В том числе к/р

1.

Россия - Родина моя

5


2.

День, полный событий

4

1

3.

О России петь - что стремиться в храм...

4


4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

1

5.

В музыкальном театре

6


6.

В концертном зале

4

1

7.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...

8

1


Всего

34

4

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Обучающийся научится:

- называть изученные произведения и их авторов;

- отличать особенности музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

- основам теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лад, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4;

Обучающийся получит возможность научиться:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, которые представлены в учебнике 3 класса;

- находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять leqato, nonleqato, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию), музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально - эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально - творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способносте- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Сроки

Сроки проведения

По плану

фактич

план

факт

Раздел "Россия - Родина моя"

1.

Мелодия-душа музыки .Россия-Родина моя. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

1

5.09

04.09

2

Природа и музыка. Звучащие картины. Знакомство с романсом..Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

1

12.09

11.09

3

Виват, Россия! Знакомство с жанром кант.

1

19.09

18.09

4

Кантата. С.С.Прокофьева « Александр Невский.»

1

26.09

25.09

5

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» « Солдатушки бравы ребятушки»

1

3.10

02.10

Раздел "День, полный событий"

6

Образы утренней природы в музыке. Утро..музыка связанная с душевным состоянием.Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

1

10.10

09.10

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

1

17.10

16.10

8

В детской. Игры и игрушки. Детские образы М.Мусоргского и П.И.Чайковского. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

1

24.10

23.10

9

На прогулке. Образы вечерней природы. Песни про осень. Интонационно образная природа музыкального искусства. Обобщающий урок. Тест.

1

31.10

30.10

Раздел "О России петь - что стремиться в храм"

10

Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!» Песни о маме.

1

14.11

13.11

11

Образы матери в музыке, поэзии, в изобразительном искусстве). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно образного содержания произведений.

1

21.11

20.11

12

Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Вербочки. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

1

28.11

27.11

13

Святые земли Русской. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Духовная музыка в творчестве композиторов.

1

5.12

04.12

14

Былина о Садко и Морском царе. Знакомство с жанром былина. Историческое прошлое в музыкальных образах.

1

12.12

11.12

15

Певцы русской старины .Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка»Народное и профессиональное музыкальное творчестворазных стран мира.

1

19.12

18.12

16

Народные традиции и обряды: Масленница. Новогодние песни. Народная и профессиональная музыка. Обобщающий урок. Тест.

1

26.12

25.12

Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"

17

Опера «Руслан и Людмила»М. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

1

16.01

15.01

18

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка Контраст образов.

1

23.01

22.01

19

Опера «Снегурочка » Н.Римского- Корсакова .Образы Снегурочки, царя Берендея.

1

30.01

29.01

Раздел "В музыкальном театре"

20

Океан-море синее. Опера «Садко». Образ природы,добра и зла.

1

6.02

05.02

21

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».Знакомство с балетом.

1

13.02

12.02

22

В современных ритмах (мюзиклы)А.Рыбников «Волк и семеро козлят.

1

20.02

19.02

23

Музыкальное состязание.

1

27.02

26.02

24

Знакомство с жанром концерт.

1

5.03

05.03

Раздел "В концертном зале"

25

Музыкальное состязание.Знакомство с жанром концерт

1

12.03

12.03

26

Музыкальные инструменты - флейта, скрипка. Обобщающий урок. Тест.

1

19.03

19.03

27

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» .Знакомство с жанром сюита.

1

2.04

02.04

28

Симфония «Героическая» Л.ван Бетховена Знакомство с жанром симфония.

1

9.04

09.04

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …»

29

Мир Бетховена. Звучащие картины. Особенности музыкального языка. Региональные музыкально поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

1

16.04

16.04

30

Джаз-одно из направлений современной музыки.

1

23.04

23.04

31

Мир композиторов.(Г.Свиридов, С. Прокофьев)

1

30.04

30.04

32

Особенности музыкального языка разных композиторов.

1

7.05

07.05

33

Итоговая контрольная работа. Тест.

1

14.05

14.05

34

Заключительный урок -концерт.

1

21.05

21.05




Материально-техническое обеспечение.

1. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования.. М.: Просвещение, 2011

2. А.Н.Кондраков, Л.П.Кезина Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1, М.: Просвещение, 2011

3. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Просвещение, 2014.

4. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. - М.: Просвещение, 2013.

Электронно-образовательные ресурсы.

  1. Сайт «Начальная школа» 1-4.prosv.ru

  2. Технологические карты Музыка. (с сайта: prosv.ru/umk/perspektiva)

  3. Готовые учебно-методические разработки, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), наглядные дидактические материалы, презентации, физкультминутки на Интернет-сайтах:

it-n.ru/

festival.1september.ru/

nachalka.com/

4stupeni.ru/

uroki.net/docnach.htm

Приложение1.

Критерии оценивания знаний учащихся

- Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.

Оценивание работы на уроке музыки:

«5» - соответствие трем критериям либо первым двум:

проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

«4» - соответствие двум или одному критерию;

«3» - отсутствие соответствия данным критериям.

«2» - недопустима, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте.

Приложение2.

Примерная промежуточная аттестация.

Итоговый тест 3 класс 1 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.)

  1. Оцените утверждение:

Романс - это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

  1. Выберите наиболее точное определение:

Кантата - это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

  1. Приведите в соответствие:

а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев

б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский

в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский

Итоговый тест 3 класс 2 четверть

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.)

  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

  1. Выберите правильный ответ:

Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

  1. Найди лишнее:

Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков

  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria"

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

  1. Выберите правильный ответ:

Церковный праздник, который отмечает событие - вход Иисуса Христа в Иерусалим - это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество


Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть

(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П.)

  1. В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский

2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк

3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков

4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка

  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра - это спектакль, в котором актеры поют.

а) Верно

б) Неверно

  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

  1. Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

  1. Приведите в соответствие:

1) скрипка а) духовой инструмент

2) флейта б) струнный инструмент

в) струнно-смычковый инструмент

  1. Приведите в соответствие:

  1. Опера а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

  2. Балет б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

  3. Мюзикл в) Спектакль, в котором актеры только поют

Примерная промежуточная аттестация.

Тест.

Фамилия, имя__________________, дата_________

1. Что обозначает слово:

а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________

2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?

3. Инструмент симфонического оркестра: А)ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен

4. Инструмент русского народного оркестра:

А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.

5. Значок, с помощью которого записывают музыку:

А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.

6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:

А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.

7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.

8. Сочинитель музыки-А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор

9. Руководитель оркестра - А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр

10. Главный герой этой оперы - новгородский купец и путешественник, гусляр:

А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»

11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» - А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм

12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями

А)М.И Глинка «Снегурочка»

Б)П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»

В) Н.А.Римский-Корсаков«Детский альбом»

13. Назовите ноты изображенные на нотных линеечках.

Рабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыке

1. 2. 3. 4. 5. 6.

14. Определите музыкальные жанры (танец, марш и песня).

Рабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыке

1. 2. 3.

15. Придумай и запиши слова, в которых встречаются ноты:

«РЕ», «ЛЯ», «ДО» _______________________________________________________

16.Подпишите названия музыкальных инструментов.

Рабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыкеРабочая программа по музыке

17. Что это?

Рабочая программа по музыке___________________________________________



© 2010-2022