Урок Русские народные инструменты

2 класс Тема урока: Русские народные инструменты. Цель урока: систематизация и углубление представлений учащихся о русских народных инструментах, погружение в мир славянской культуры.  Задачи: расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре; расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов. развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание; развивать слуховое внимание и ... № п\п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Приветствие. Здравствуйте, ребята! Дети входят в класс под звуки русской народной мелодии Дети поют приветствие "Добрый день!" 2. Проверка домашнего задания Ребята, на прошлом уроке Вам было дано домашнее задание: придумать ударный, духовой или струнный музыкальный инструмент нарисовать его или изготовить. Кто выполнил задание,  подымите руки. (Обсуждение выполнения домашнего задания, каждому ребенку необходимо дать возможность рассказать о своем инструменте). Дети показывают свои работы и рассказывают о своем инструменте. 3. Основная часть     3.1 Словарная работа. Предлагаю Вам сегодня совершить небольшое путешествие в мир русских народных наигрышей (1 слайд)   - Что такое наигрыш? (Мелодия или небольшой мелодический фрагмент, исполняемые на музыкальном инструменте. Наигрыши обычно носят плясовой характер.) - Давайте прослушаем фрагмент небольшого наигрыша? - Наигрыш - значит наигрывать.           Слушание 3.2 Изучение темы. Один из самых древних русских инструментов – рожок (слайд 2). - Давайте посмотрим, из чего он сделан, и почему получил такое название? Рожок изготавливается из рога коровы или из бересты, его звучание очень необычно для современного человека. Традиция изготовления рожков и игры на них еще не исчезла, а потому мы можем услышать звучание этого древнейшего инструмента (прикрепленный звуковой файл). - Скажите, к какой группе музыкальных инструментов можно отнести рожок?  ПОЧЕМУ?   Еще один очень...     - Рожок похож на рог.       Слушание наигрыша на рожке.   - К духовым инструментам.                           - Сказка «Садко»                                   Слушание «Барыня»     - Да. - Веселая, задорная, радостная, плясовая. - Меняется. Убыстряется.   3.3 Игра на шумовых музыкальных инструментах. - Ребята, давайте исполним этот наигрыш сами, каждый на своем инструменте.  И будем играть все вместе как один оркестр! (Класс делится на две-три группы, каждая группа играет по указанию дирижера (учителя). Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно!   - К какой группе музыкальных инструментов вы отнесли бы гусли? ПОЧЕМУ? - Скажите, какой еще Вы знаете струнный народный инструмент по сказкам, мультфильмам?    Рассказ о балалайке, кратко. (слайд 7 – 8 - 9)   ... Игра на шумовых инструментах.                                 - К струнным инструментам.     - Балалайка. (Обмен впечатлениями)             Просмотр видео материала. 3.4 Закрепление нового материала. Рефлексия. Путешествие наше подходит к концу.  - Понравилось оно вам! - Скажите, что нового вы сегодня узнали, услышали, увидели? -Русские народные инструменты: (какие они) рожок, гусли, балалайка. -Тембр (звуковая окраска) -В.В. Андреев -Наигрыш.   3.5 Домашняя работа Домашнее задание: прочитать белорусскую сказку «Музыкант-чародей». (Слайд 11) - к озвучиванию домашнего задания                                             Обсуждение выполнения домашнего задания, каждому ребенку необходимо дать возможность рассказать о своем инструменте. Ребята, на прошлом уроке Вам было дано домашнее задание: придумать ударный, духовой или струнный музыкальный инструмент и нарисовать его или изготовить. Кто выполнил задание,  давайте все посмотрим.   1.    Сегодня, я предлагаю Вам сегодня совершить небольшое путешествие в мир русских народных наигрышей (слайд 1) Но прежде чем отправится ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

Тема урока: Русские народные инструменты.

Цель урока: систематизация и углубление представлений учащихся о русских народных инструментах, погружение в мир славянской культуры.

Задачи:

  • расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;

  • расширение словарного запаса учащихся посредством употребления музыкальных терминов.

  • развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;

  • развивать слуховое внимание и музыкальную память.

  • воспитывать интерес и любовь к русскому народному музыкальному искусству; воспитывать потребность в общении с музыкой.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Виды деятельности:

- беседа;

- слушание музыки;

- игра на детских музыкальных инструментах;

Методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- создания «композиций» в (форме диалога, музыкального ансамбля);

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки.

Оборудование:

Компьютер, оборудование для демонстрации слайдовой презентации (монитор или проектор), оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки или музыкальный центр), компьютерная презентация, русские народные музыкальные инструменты, шумовые инструменты, синтезатор.

Словарная работа: наигрыш, русские народные инструменты, оркестр русских народных инструментов.

НА́ИГРЫШ - мелодия или небольшой мелодический фрагмент, исполняемые на музыкальном инструменте. Наигрыши обычно носят плясовой характер (краткий музыкальный словарь).

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Дети входят в класс под звуки русской народной мелодии

Дети поют приветствие

"Добрый день!"

2.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке Вам было дано домашнее задание: придумать ударный, духовой или струнный музыкальный инструмент нарисовать его или изготовить. Кто выполнил задание, подымите руки.

(Обсуждение выполнения домашнего задания, каждому ребенку необходимо дать возможность рассказать о своем инструменте).

Дети показывают свои работы и рассказывают о своем инструменте.

3.

Основная часть

3.1

Словарная работа.

Предлагаю Вам сегодня совершить небольшое путешествие в мир русских народных наигрышей

(1 слайд)

- Что такое наигрыш?

(Мелодия или небольшой мелодический фрагмент, исполняемые на музыкальном инструменте. Наигрыши обычно носят плясовой характер.)

- Давайте прослушаем фрагмент небольшого наигрыша?

- Наигрыш - значит наигрывать.



Слушание

3.2

Изучение темы.

Один из самых древних русских инструментов - рожок (слайд 2).

- Давайте посмотрим, из чего он сделан, и почему получил такое название?

Рожок изготавливается из рога коровы или из бересты, его звучание очень необычно для современного человека. Традиция изготовления рожков и игры на них еще не исчезла, а потому мы можем услышать звучание этого древнейшего инструмента (прикрепленный звуковой файл).

- Скажите, к какой группе музыкальных инструментов можно отнести рожок? ПОЧЕМУ?

Еще один очень старинный инструмент - гусли (слайд 3). (Гусла -звенящая струна, яров- порода дерева).

О гуслях упоминается в древних летописях. Когда-то ходили по Русской земле странники - сказители. Они знали множество былин, но не рассказывали их, а распевали, сопровождая пение игрой на гуслях (слайд 4).

Не было в то время ни телефонов, ни радио, ни телевизоров, люди внимательно вслушивались в каждое слово сказителей, а после благодарили хорошей едой, ночлегом, одеждой.

- В каких былинах, сказках вы видели этот инструмент?

- Забыли? Я вам помогу (под звуковое сопровождение слайда зачитывается неторопливо фрагмент былины).

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.


Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир.
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень,
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

(Слайд 5). Былина, начало которой вы сейчас услышали, рассказывает о музыканте, гусляре Садко. Будто бы полюбилась игра Садко морскому царю, и заманил тот музыканта себе на дно морское, да играть заставил. И сказывается в былине, что умел играть Садко так, что ноги сами в пляс пускались.

- Послушайте, как задорно звучит «Барыня» в исполнении современного гусляра, возможно, так же играл и Садко когда-то (прикрепленный звуковой файл). Садко сумел уйти от царя морского, вернуться в свой Великий Новгород.

-Вам понравился этот наигрыш?

- Какая музыка по характеру?

- Темп в мелодии меняется или он остается единым?

- Рожок похож на рог.

Слушание наигрыша на рожке.

- К духовым инструментам.







- Сказка «Садко»









Слушание «Барыня»

- Да.

- Веселая, задорная, радостная, плясовая.

- Меняется. Убыстряется.

3.3

Игра на шумовых музыкальных инструментах.

- Ребята, давайте исполним этот наигрыш сами, каждый на своем инструменте.

И будем играть все вместе как один оркестр!

(Класс делится на две-три группы, каждая группа играет по указанию дирижера (учителя).

Замечательно сыграли! С настроением, с характером, весело, задорно, радостно!

- К какой группе музыкальных инструментов вы отнесли бы гусли? ПОЧЕМУ?

- Скажите, какой еще Вы знаете струнный народный инструмент по сказкам, мультфильмам?

Рассказ о балалайке, кратко. (слайд 7 - 8 - 9)

Посмотрите, затем (слайд 10), в наше время до сих пор используют на концертах этот уникальный инструмент. Чтобы было звучание лучше, так как залы большие, подключают к колонкам.

Игра на шумовых инструментах.





- К струнным инструментам.

- Балалайка.

(Обмен впечатлениями)


Просмотр видео материала.

3.4

Закрепление нового материала.

Рефлексия.

Путешествие наше подходит к концу.

- Понравилось оно вам!

- Скажите, что нового вы сегодня узнали, услышали, увидели?

-Русские народные инструменты: (какие они) рожок, гусли, балалайка.

-Тембр (звуковая окраска)

-В.В. Андреев

-Наигрыш.

3.5

Домашняя работа

Домашнее задание: прочитать белорусскую сказку «Музыкант-чародей». (Слайд 11) - к озвучиванию домашнего задания












Обсуждение выполнения домашнего задания, каждому ребенку необходимо дать возможность рассказать о своем инструменте.

Ребята, на прошлом уроке Вам было дано домашнее задание: придумать ударный, духовой или струнный музыкальный инструмент и нарисовать его или изготовить. Кто выполнил задание, давайте все посмотрим.



  1. Сегодня, я предлагаю Вам сегодня совершить небольшое путешествие в мир русских народных наигрышей (слайд 1)

Но прежде чем отправится в путешествие, нужно разобраться, что же такое наигрыш? Наигрыш - наигрывать.

НА́ИГРЫШ - мелодия или небольшой мелодический фрагмент, исполняемые на музыкальном инструменте. Наигрыши обычно носят плясовой характер (краткий музыкальный словарь).

А теперь можно и путешествовать.

Один из самых древних русских инструментов - рожок (слайд 2). Давайте посмотрим, из чего он сделан, и почему получил такое название? Рожок изготавливается из рога коровы или из бересты, его звучание очень необычно для современного человека. Традиция изготовления рожков и игры на них еще не исчезла, а потому мы можем услышать звучание этого древнейшего инструмента (прикрепленный звуковой файл).

- Скажите, к какой группе музыкальных инструментов можно отнести рожок? (к духовым)

  1. Еще один очень старинный инструмент - гусли (слайд 3). (Гусла -звенящая струна, яров- порода дерева).

О гуслях упоминается в древних летописях. Когда-то ходили по Русской земле странники - сказители. Они знали множество былин, но не рассказывали их, а распевали, сопровождая пение игрой на гуслях (слайд 4).

Не было в то время ни телефонов, ни радио, ни телевизоров, люди внимательно вслушивались в каждое слово сказителей, а после благодарили хорошей едой, ночлегом, одеждой.

- В каких сказках вы видели этот инструмент? Забыли? Я вам сейчас напомню. Например, сказка «Садко» (под звуковое сопровождение слайда зачитывается неторопливо фрагмент былины).

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

(Слайд 5). Былина, начало которой вы сейчас услышали, рассказывает о музыканте, гусляре Садко. Будто бы полюбилась игра Садко морскому царю, и заманил тот музыканта себе на дно морское, да играть заставил. И сказывается в былине, что умел играть Садко так, что ноги сами в пляс пускались.

Послушайте, как задорно звучит «Барыня» в исполнении современного гусляра, возможно, так же играл и Садко когда-то (прикрепленный звуковой файл). Садко сумел уйти от царя морского, вернуться в свой Великий Новгород.

-Вам понравился этот наигрыш? Какая музыка по характеру? (плясовая)

- А сами хотите поучаствовать в исполнении?

  1. Игра на шумовых инструментах под ту же запись. Класс делится на две-три группы, каждая группа играет по указанию дирижера (учителя).

- К какой группе музыкальных инструментов вы отнесли бы гусли? (к стунным)

  1. Скажите, какой еще Вы знаете струнный народный инструмент по сказкам, мультфильмам?

Рассказ о балалайке, кратко затем (слайд 7-8-9), обмен впечатлениями.

Посмотрите, затем (слайд 10), в наше время до сих пор используют на концертах этот уникальный инструмент. Чтобы было звучание лучше, так как залы большие, подключают к колонкам.

6. Путешествие наше подходит к концу. - Скажите, что нового вы сегодня узнали, услышали, увидели?

Домашнее задание: прочитать сказку «Музыкант-чародей». (Слайд 11) - к озвучиванию домашнего задания.










© 2010-2022