Развитие творческих способностей учащихся посредством музыки

Развитие творческих способностей учащихся посредством музыки. Наше время – это время перемен. Сегодня обществу нужна   творческая личность,  умеющая планировать  будущие действия для достижения целей,  понимающая  высокую ценность образования и обучения,  с развитым  творческим мышлением.   Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала.      Возникла проблема: как обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии музыкально-творч...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся посредством музыки.

Наше время - это время перемен. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением.

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого потенциала.

Возникла проблема: как обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии музыкально-творческих способностей учащихся.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Я решила раскрыть эту тему, потому что эти вопросы взволновали и заинтересовали меня.

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель - прояснить, как нужно правильно развивать творческие способности детей посредством музыки, создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях, используя разные виды деятельности.

Проанализиров существующие взгляды на развивающую роль различных видов музицирования и решения заданий творческого характера в музыкальном обучении и воспитании (В. 3. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.В. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Е.Я. Яворский, З. Кодаи, К. Орф и др.), пришла к выводу, что в некоторых системах музыкального обучения основное внимание уделяется какому-либо одному виду музыкально-творческой деятельности. Так, в системе К. Орфа основную роль играет инструментальное музицирование, а в системе З. Кодаи - пение.

Стремясь избежать такой односторонности, я использовала для формирования творческого музыкального мышления следующие виды музыкально-творческой деятельности учащихся: подбирание мелодии на слух, ритмическая и мелодическая импровизация, словесное творчество, сочинение мелодии (использование темы как вступления, главной темы или окончания),координированные движения под музыку, подбор аккомпанемента к мелодии, исполнение вариационных изменений мелодии (голосом),музыкальные иллюстрации внемузыкальных акустических явлений, анализ услышанной музыки. Перечисленные музыкально-творческие упражнения, являясь органической частью обучения музыке, обеспечивают эффективность усвоения музыкальных форм и способов их построения.

Формирование творческого музыкального мышления детей посредством вокальной импровизации может осуществляться различными способами. Это могут быть импровизации на заданные ритма, тексты, жанры, настроения, жизненные сюжеты. В традиционном обучении при использовании этих видов импровизации основной акцент делается на постижение детьми внешних сторон музыкальных явлений. В импровизациях, использованных в исследовании, учитывались также и внутренние закономерности музыкального языка, предстающие в виде последовательностей зафиксированных мелодий.

В музыкальном воспитании и обучении, я использую наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, я использую различные приемы наглядности: наглядно - зрительные приемы, тактильно - мышечная наглядность, наглядно - слуховой прием.

Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.

Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает

возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.

Используя свои знания и опыт, я пришла к выводу, что творческая деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты:

все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;

Учащиеся принимают активное участие на многих мероприятиях школьного и городского уровня.

Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику и интуицию.



© 2010-2022