Рабочая программа по музыке 8 класс

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  общего образования с опорой на примерные программы основного общего образования (раздел « Музыка»)  В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Музыкальное искусство» отводится 1 час в неделю (35 учебных часа в год) Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка» 8 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Москва «Дрофа». 2010  ...
Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей технологии и искусства _________________

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (Н.А. Кухленко)

Приказ № ____________

от «____»____________2014г.

«____»_________2014г.


от «___» __________2014г.

Руководитель МО ____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Искусство (Музыка)»

8 класс

основное общее образование,

базовый уровень



Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Музыка» 5-9 классы под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко - Москва: Издательство «Дрофа», 2010









Составитель:

Ли Елена Николаевна,

учитель музыки,

первая квалификационная категория















р.п. Благовещенка - 2014


Содержание



1.

Пояснительная записка

3

2.

Календарно-тематический план

4

3.

Планируемые образовательные результаты обучающихся

7

4.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

обучающихся

8

5.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

9

6.

Лист дополнений и изменений

10


7. Лист выполнения программы 11




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на примерные программы основного общего образования (раздел « Музыка») В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Музыкальное искусство» отводится 1 час в неделю (35 учебных часа в год) Рабочая программа ориентирована на учебник «Музыка» 8 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Москва «Дрофа». 2010

Основные содержательные линии:



  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;


  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:



  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музыцировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Календарно - тематическое планирование по предмету «музыка» 2014-2015 уч.год

8 класс

Тема года: « Традиция и современность в музыке»

№ п/п

Тема урока

График

Кол-во час.

Тип

урока

Требование к уровню подготовки

Методы обучения

Оборудование


Домашнее задание


1 четверть

1.


Музыка «старая» и «новая»


1 неделя

сентябрь

1


Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать: полисемичность понятия «современная музыка»

Уметь: анализировать стилевое своеобразие музыки 20 века

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран,


Учебник стр.4-5

2.



Настоящая музыка не бывает «старой»

2 неделя

сентябрь

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Знать: стилевое многообразие музыки 20 века

Уметь: оценивать музыкальные произведения.

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран,


Учебник стр.6

3.




Живая сила традиции


3 неделя

сентябрь

1

Урок - экскурсия

Дедуктивный

Магнитофон, диски


Учебник стр.7

Сказочно - мифологические темы(5ч)

4.




Искусство начинается с мифа


4 неделя

сентябрь

1

Изучение нового материала

Знать: отдельные образцы русской классической музыкальной школы

Уметь:

воспринимать и выявлять связи между музыкой и окружающим миром


Проблемный

Компьютер, экран



Учебник стр.8









5.





Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского - Корсакова «Снегурочка»

5 неделя

октябрь

1

Изучение нового материала

Знать: сочетание реального и вымышленного в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Уметь: воспринимать мифопоэтическое творчество


Рассказ, беседа

Компьютер, экран,



Учебник стр.9-10

6.

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского

6 неделя

октябрь

1

Изучение нового материала

Знать: музыкальные отрывки из балета И.Стравинского «Весна священная»

Уметь: оценивать музыкальное произведение


Рассказ, беседа

Телевизор, диски


Дневник муз.наблюдений стр.3-4




7.


Поэма радости и света: К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»




7 неделя

октябрь

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать: жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки

Уметь: воспринимать мифопоэтическое творчество


Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.



Дневник муз.наблюдений стр.5


8.

«Благословляю вас, леса…»

8 неделя

октябрь

1

Закрепление знаний

Знать: романсы П. Чайковского

Уметь: понимать характерные черты романсов П. Чайковского

Комбинированный


Дневник муз.наблюдений стр.5


9.

Заключительный урок

9 неделя

октябрь

1

Урок- концерт


Комбинированный


Фортепиано, компьютер, экран.



Дневник муз.наблюдений стр.5


2 четверть

Мир человеческих чувств (10ч)

10.


Образы радости в музыке

10 неделя

ноябрь

1

Изучение нового материала

Знать: основные музыкальные отрывки из оперы Н. Римского- Корсакова «Садко»

Уметь: воспринимать мифопоэтическое творчество

Комбинированный

Фортепиано, компьютер, экран, баян



Учебник стр.13


11.


12.


«Мелодией одной звучат печаль и радость»


11, 12

неделя

ноябрь

2

Изучение нового материала

Знать: Уметь: узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку В.А. Моцарта

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран.




Учебник стр.14- 15


13.



« Слёзы людские, о слёзы людские…»

13 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать: стилевые особенности в пьесе «Грёзы» Р. Шумана

Уметь: оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, магнитофон, диски


Учебник стр.17


14.

Бессмертные звуки «Лунной сонаты»

14 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать: смысл метафоры «Экология человеческой души»

Уметь: узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку Л.В. Бетховена

Индуктивный


Магнитная доска, ф-но ,компьютер, экран



Дневник муз.наблюдений стр.6-7


15.

Тема любви в музыке. П. Чайковский « Евгений Онегин»

15 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать: историю возникновения жанра (опера)

Уметь: определять характерные особенности жанра


Рассказ, беседа

Фортепиано, магнитофон, диски


Учебник стр.57


16.


« В крови горит огонь желаний…»

16 неделя

декабрь

1

Изучение нового материала

Знать: роль вступления и коды в драматургии произведения

Уметь: рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке

Демонстрация

Магнитная доска, ф-но, компьютер, экран


Дневник муз.наблюдений стр.8-9


3 четверть

Мир человеческих чувств( продолжение)

17.


Трагедия любви в музыке

17 неделя

январь

1

Повторно - обобщающий

Знать: жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки

Уметь: выявлять круг музыкальных образов в произведении

Демонстрация

Фортепиано, компьютер, экран.



Дневник муз .наблюдений стр.10-11


18.


Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

18 неделя

январь

1

Изучение нового материал

Знать: сходство и отличие между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена

Уметь: узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку Л.В. Бетховена

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, компьютер, экран.


Дневник муз.наблюдений стр.13


19.


Мотивы пути и дороги в русском искусстве

19 неделя

январь

1

Изучение нового материала

Знать: понятия «путь» и «дорога» как символы жизни и судьбы

Уметь: самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме

Рассказ, беседа

Фортепиано

Учебник стр.26

В поисках истины и красоты (5ч)

20.


Мир духовной музыки

20 неделя

февраль

1

Изучение нового материала

Знать: роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь»

Уметь: понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа

Комбинированный


Компьютер, экран

Учебник стр.27-28



21.



Колокольный звон на Руси

21 неделя

февраль

1

Закрепление нового материала

Знать: вступление к опере « Хованщина» М. Мусоргский

Уметь: выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона

Демонстрация


Фортепиано, аккордеон, компьютер, экран

Дневник муз.наблюдений стр.15-16

22.

Рождественская звезда

22 неделя

февраль

1

Закрепление нового материала

Знать: значение праздника Рождества в христианской культуре

Уметь: понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа

Словесно - иллюстрированный

Фортепиано, аккордеон, компьютер, экран

Дневник муз.наблюдений стр.16-17


23.


От Рождества до Крещения

23 неделя

февраль

1

Изучение нового материала

Знать: Рождественские праздники на Руси: Святки, обряд колядования (на примере фрагмента Н Гоголя « Ночь перед Рождеством»

Уметь: самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме


Рассказ, беседа

Фортепиано, компьютер, экран.


Учебник стр.29-30


24.


«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

24 неделя

март

1

Изучение нового материала

Знать: слова «Христос воскрес» Ц. Кюи ( из цикла « Двенадцать детских песен»)

Уметь:

самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме


Демонстрация




Экран. фортепиано, компьютер


Учебник стр.31-32


О современности в музыке (8ч)

25.

Как мы понимаем современность

25 неделя

март

1

Решение частных задач

Знать: трактовку понятия « современность в музыке»

Уметь: воспринимать и анализировать особенности языка в музыке 20 века

Словесно - иллюстрированный

Экран. Фортепиано, компьютер


Дневник муз.наблюдений стр.19-20


26.

Вечные сюжеты

26 неделя

март

1

Изучение нового материала

Знать: историю возникновения жанра (балет)

Уметь:

узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку А. Хачатуряна

Демонстрация

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.33



4 четверть

О современности в музыке (5ч)

27.

Философские образы 20 века : «Турангалила - симфония» О. Мессиана

27 неделя

апрель

1

Комбинированный

Знать: историю возникновения жанра (симфония)

Уметь:

узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку О. Мессиана

Словесно - иллюстрированный

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.49


28.

29.

Новые области в музыке 20 века ( джазовая и эстрадная музыка)

28, 29

неделя

апрель

2

Изучение нового материала

Знать: истоки возникновения джаза

Уметь: ориентироваться в джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся композиторов и исполнителей

Словесно - иллюстрированный

Экран. фортепиано, компьютер

Дневник муз.наблюдений стр.21-22


30.

Лирические страницы советской музыки

30 неделя

апрель

1

Изучение нового материала

Знать: основные стили музыки 20 века

Уметь: воспринимать и анализировать особенности языка в музыке 20 века

Словесно - иллюстрированный

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.34-35


31.12.14

Диалог времён в музыке А. Шнитке

31 неделя

май

1

Урок - плакат

Знать: жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки

Уметь: воспринимать и анализировать особенности языка в музыке 20 века


Комбинированный


Магнитофон .диски

Учебник стр.36-37


32.

« Любовь никогда не перестанет»

32 неделя

май

1

Закрепление материала

Знать: понимание смысла «Любовь никогда не перестанет»

Уметь: узнавать по характерным признакам ( интонации, мелодии, гармонии) музыку Г. Свиридова

Рассказ, беседа

Экран. фортепиано, компьютер

Дневник муз.наблюдений стр.23-24


33.

Музыка всегда остаётся

33 неделя

май

1

Обобщение и систематизация знаний

Знать: отдельные образцы русской классической музыкальной школы

Уметь:

воспринимать и выявлять связи между музыкой и окружающим миром


Рассказ, беседа

Экран. фортепиано, компьютер

Дневник муз.наблюдений стр.26-27


34.

Заключительный урок

34 неделя

май

1

Урок - путешествие

Демонстрация

Экран. фортепиано, компьютер

Учебник стр.-47-48


35.

Резервный урок.

35 неделя

май

1





Всего: 35 часов












Планируемые образовательные результаты обучающихся



В результате изучения музыки ученик 8 класса должен:

знать/понимать

  • Взаимодействие между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 8 класса

  • Художественно - выразительные особенности музыкальных форм ( период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации)

  • Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • Навыки вокально - хоровой деятельности ( исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса ,петь под фонограмму).

уметь

  • Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров ;

  • Определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романсы, хоровую музыку, оперы, балеты.

  • Находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством , и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков.

  • Находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности



  • Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных, внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • Размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время, выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях

  • Определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности





Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов



  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Формы контроля уровня обученности


1. Викторины

2. Кроссворды

3. Сообщения

4. Зачёты по слушанию классической музыки






Критерии оценки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.


Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.


Нормы оценок

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.























Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература


  1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - Москва «Дрофа», 2008.

  2. Музыка.5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев Т.И. Науменко- Москва «Дрофа», 2010

  3. Музыка - 8класс: учебник В.В. Алеев, Т.И. Науменко Москва, «Дрофа», 2010

Дополнительная литература


1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя -музыканта.М.:Владос,2000

2. Алиев Ю.Б. Методика развития детского голоса М. 1983.

3. Горюнова Л.В. Маслова Л.П. Урок музыки -урок искусства: Книга для учителя .М.Издательство «Прометей»МГПИ 1989

4 .Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.М.Прометей,1992.

5. Пиличаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя

М. МИРОС ,1992.

Оборудование


  • Учебные столы

  • Тумбочка для технических средств обучения.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Фортепиано, аккордеон, деревянные ложки ,бубен.

  • Технические средства обучения: Музыкальный центр, телевизор ,DVD,персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методический фонд


  • Музыкальные диски(оперы, балеты, симфонии и т.д.)

  • Репродукции картин разных художников.

  • Портреты композиторов

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации опер и балетов.

  • Плакаты с нотной грамотой


  • Таблицы музыкальных терминов


Видеоматериалы


  1. «Зарубежные композиторы классики»

  2. «Виды и жанры музыкального искусства»

  3. «Разновидности оркестров»

4. « Русские народные музыкальные инструменты»

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись



























Форма 1. Выполнение программы 2014_ - 2015__ уч.г

ФИО учителя:_Ли Е.Н.__________________

Предмет: музыка___________________

Класс: _8__

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть






II четверть






III четверть






IV четверть






год











© 2010-2022