Конспект урока музыки в 6 кл С (К) ОШ VIII вида

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока

1 Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы знакомились с инструментами симфонического оркестра. Сегодня мы обобщим знания по теме, будем слушать музыку, петь, затем устроим конкурс-соревнование, чтобы узнать, как вы усвоили пройденный материал.

Чтение стихотворения Л. Яковлева «Симфонический оркестр»:
Оркестр симфонический
Вас может угостить
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются, и тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как дрова трещат в огне,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица.
А сейчас мы отправляемся в концертный зал.

Видео симфонический оркестр.

-Сейчас, когда зазвучала музыка, мы все - я, Вы, и уважаемые гости, ребята подчинились ее силе. Я неспроста обратила Ваше внимание на это обстоятельство. Ведь в жизни людей, а в особенности музыкантов, понятие "вместе", "единое", "целое", очень важно.

Важно в тот момент, когда музыканты исполняют вместе музыкальное произведение

И тема нашего урока связана с этим понятием, а звучит она так - "Тайны симфонического оркестра"

Однажды в газетах появилось страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода " Титаник ". Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей. Лодок было мало, их хватило в минуту катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживающий на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя свою партию, но, слыша и слушая целое, уходили из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба.

Это рассказ о великом уроке совместного действия, которому учит нас музыка. Духовное единство и взаимопонимание, музыкальное содружество, имя которому - оркестр, сумели противостоять и страху смерти, и самой смерти!

Наверное, не все музыканты в том оркестре были близкими друзьями, и, возможно, между некоторыми из них в жизни были какие-то несогласия. Но не в тот момент, когда они - Музыка.

В этой трагической истории перед нами встаёт прекрасный и величественный образ оркестра.

У: Ребята, что такое оркестр? (ответы детей) «Оркестр» - слово древнегреческое. Так называлась в античном мире площадка перед сценой. Здесь располагался хор, а позднее - и оркестранты, сопровождавшие представление музыкой. Слово «Симфония» - также древнегреческого происхождения и означает «созвучие, согласие». Вот и называют симфоническим оркестром большой коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах и стройно, согласно исполняющих музыкальное произведение.
Попросту говоря - это " хор " музыкальных инструментов. Инструментов много и все они объединены в группы.

У: Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем - это ………….

У: Ребята, как вы думаете, могут ли музыканты играть сами, без руководителя? (ответы)

Во главе оркестра стоит дирижёр. Он не просто руководит исполнением - даёт знак вступления каждому инструменту или указывает, где нужно играть громче, а где тише.

Сейчас мы вспомним инструменты симфонического оркестра.
Но представьте, что-то вдруг случилось,
Инструменты говорить научились

Учитель:

Инструменты получили приглашенье на концерт.
Тут же выяснить решили, все поедут или нет.
И возник меж ними спор, кто же музыкальнее,
Кто талантливей, достойней и оригинальней.
В спор вступили духовые, голос Флейты зазвучал:

Флейта: Инструмент я очень древний. Раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
Из ореховых скорлупок и из раковин морских.
При дворе играть любили на хрустальных, золотых…
Очень долго деревянным инструментом я была,
А теперь и из метала часто делают меня.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре, этим очень я горжусь!
Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.
Мне, конечно, на концерте непременно надо быть
И божественной игрою королевство покорить.

Учитель: Тут Гобой сказал серьезно:

Гобой:

У меня особый звук:
Теплый, мягкий и певучий, Флейта, я твой лучший друг!
Я во Франции родился, и уж триста с лишним лет
Я играю и в оркестрах и как сольный инструмент.
С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Сам Чайковский очень много мне мелодий посвящал,
Замечательный мой голос его часто вдохновлял.
Кто в оркестре самый главный? Я - настройщик-камертон.
Звук мой «Ля» перед концертом задает оркестру тон.
Мы должны поехать оба, Флейта, я везде с тобой!

Учитель: Тут Фагот сказал с апломбом:

Фагот:

Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!
Я в Италии родился уж давно, мне лет пятьсот.
Разновидностей фагота было много - целый род.
В виде очень длинной трубки появился я на свет.
Пополам меня сложили - стал удобней инструмент.
Я бывая самым разным: и лирическим певцом,
И оратором прекрасным, и комичным ворчуном.
Я большой и очень стройный деревянный духовой.
Меня вчетверо сложите - так удобней взять с собой!

Учитель: Туба низко пробасила:

Туба:

Уж позвольте я скажу
О друзьях моих, о медных, я их искренне люблю.

Труба

учитель

Как трубы прекрасный голос! Сколько мужества в нем есть,
Силы, воли, благородства… В нем достоинство и честь!
Среди медных инструментов выше всех она звучит,
Придавая исполненью блеск и сочный колорит.

А валторна!.. Как улитка, труба скрючена в кольцо.
Рог охотничий, считают, ей приходится отцом.
Если б кто-нибудь валторну вдруг сумел бы распрямить,
То труба длинной в три метра всех смогла бы удивить.

О себе скажу: я - Туба, низкий, медный инструмент.
Из Германии я родом, мне уже под 200 лет.
Обойтись без медных трудно. Мы в оркестре духовом -
Настоящая основа, мощно, ярко мы поем!
В симфоническом оркестре ну, совсем без нас нельзя,
В джазе мы не заменимы. Нужно ехать нам, друзья!

Учитель:

Вдруг раздался сильный грохот, стук и звон, и трескотня.
Это в спор вступила сразу вся ударная семья.
Тут Литавры спохватились:

Литавры:

Не должны мы так стучать!
Успокойтесь на минутку, ничего нельзя понять!
Мне хотелось бы, чтоб каждый о Литаврах все узнал.
Мой большой блестящий корпус - в виде медного котла.
Верх его обтянут кожей, а внизу педаль одна.
Есть две палочки особых, чтобы звуки извлекать.
Постучите по мембране - тут же я начну звучать.
Но во время исполненья, чтобы звук другой сыграть,
Перестроюсь я мгновенно - стоит мне педаль нажать.
Редко я одна в оркестре. Чаще мы вдвоем, втроем…
И звучим то еле слышно, то раскатисто, как гром.

Учитель: Барабан большой (турецкий) сразу всех перестучал:

Учитель: Тут Тарелки загремели - даже уши онемели.

Тарелки:

Почему вы, барабаны, не могли про нас сказать?
А ведь нам в оркестре с вами рядом велено стоять.
Хоть тарелками зовемся и похожи мы на них,
Мы другие, мы не бьемся, где найдете вы таких?
Далеко не просто, знайте, на тарелках грохотать,
Нас движением скользящим друг о дружку ударять.
Звук пронзительный и резкий очень быстро можно снять,
Если сразу за ударом инструмент к груди прижать.
И не хуже барабана ритм поддерживаем мы.
Если нужен сильный грохот, взять с собой вы нас должны!

Учитель: И в разгар таких вот споров голос Скрипки зазвучал…

Все ударные притихли и забыли про скандал.
Как же скрипка вдохновенна! Струны ангельски поют.
Ведь ее не зря в оркестре королевою зовут!

Скрипка: Про смычковых не забудьте, -

Учитель: Скрипка вдруг произнесла. -

Скрипка:

В симфоническом оркестре нас огромная семья.
На виолу все похожи (очень древний инструмент),
Замечательно в оркестре мы звучим уж много лет.
И у каждого есть струны, и по ним смычком ведут,
Вот поэтому в оркестре нас смычковыми зовут.

Альт меня напоминает. Он чуть больше, тембр другой:
Как альтовый женский голос, теплый, матовый, грудной.

Как поет виолончель! Голос близкий мне, родной…
Передаст любые чувства выразительной игрой.
Сочный звук виолончели, бархатистый тембр ее
Баритон напоминает, нет похожих на нее.
И в последней группе струнных - крупный, видный контрабас.
Их смычковых самый низкий и звучит, как в хоре бас.

Учитель:

Тут Рояль не удержался. Очень долго он терпел.
Слушал молча всех в сторонке, но терпенью есть предел!

Рояль:

Я - рояль! И это имя на французском языке
Означает «королевский»! Вот об этом знайте все!
На моей клавиатуре столь широк диапазон,
Что могу запеть, как флейта, иль звучать как саксофон.
И оркестром многозвучным я бываю иногда.
А в концертах фортепьянных я солирую всегда.
Мой приятель - пианино. Инструмент он небольшой,
Поскромнее и потише. Не сравниться он со мной.

Учитель:

Тут роялю стыдно стало… Он прекрасно понимал,
Что приятель так достойно его часто заменял.
Не успели уж роялю ничего они сказать -
Дирижер к оркестру вышел репетицию начать.

Дирижер:

Нам для праздника большого надо срочно разучить
Марш веселый, вальс и песню, польку тоже не забыть!
Всем оркестром мы поедем, нужен полный нам состав.
Каждый мне в оркестре дорог - и «солдат» и «генерал».
А сейчас настало время всем занять свои места
И настроить инструменты. Попрошу гобой дать «ля».

Учитель:

Каждый занял свое место, и настраиваться стал.
Гул в оркестре появился - словно улей зажужжал…
Дирижер привычным жестом в руки палочку берет,
Открывает партитуру и вступление дает…

Презентация Инструменты симфонического оркестра (повторение)

ФИЗМИНУТКА

1 задание Распредели инструменты по группам. (ВЫКЛАДЫВАНИЕ КАРТОЧЕК НА ДОСКЕ)

2 задание. Определи вид оркестра. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

У: Какие инструменты входят в состав военного оркестра?

Исполнение песни «Воспоминание о полковом оркестре»

3 задание Тест «Симфонический оркестр» (письменно, работа в парах)

4 задание Презентация-игра (презентация)

5 задание (дополнительное) загадки

Учитель. Помогите поэту Джуадату Файзи закончить строки в стихотворении "Забавные гости", где рассказывается о музыкальных инструментах.

1. Имя вам моё известно
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре - главный бас,
Потому что _______________.

2. Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры - ____________,
Захихикали,
Запиликали.

3. Кто-то вышел - круглый, толстый,
Словно медный самовар:
"Может быть, пою я грубо,
Но на то и есть я _________".
Знают скрипки, знают трубы
Голос ________, силу ________.

4. Вышла дудочка точёная,
Вся изящная и чёрная:
"Я на весь известен свет,
А зовут меня ___________.
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым".

5. "Не люблю я шуток странных! -
Глухо вымолвил _______________ -
Я из рода деревянных,
Я из группы духовых.
Уважает меня
Деревянная родня".

6. Все затихли, замолчали.
Вдруг _____________ застучали,
Медные, тонкие,
Звонкие, звонкие.

Итог урока.

Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок-соревнование. Пока жюри подводит итоги, мы подведём свои итоги.

Мир музыкальных инструментов весьма широк: это и народные, и старинные, и современные. Мы на последних уроках вслушивались в звучания инструментов симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.

Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более двухсот. Во главе его - маэстро ? (ответы детей - дирижёр), великий мастер владения звуком. Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой - и тогда весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, льются звуки, полные самых разных красок, ритмов и интонаций.

Учитель. На этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. А это значит что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому ?

Дети. Симфонический оркестр.

Выставление оценок.



© 2010-2022