Методические рекомендации Работа с кларнетистами на начальном этапе обучения

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов по специальности и для учащихся колледжей во время педагогической практики.Обучение на кларнете начинают с восьми-девятилетнего возраста. Начальный этап обучения требует тщательного контроля со стороны педагога и постоянного самоконтроля со стороны учащегося.На данном этапе происходит формирование фундаментальных профессиональных умений и навыков, таких, как правильная общая постановка, постановка исполнительского аппарата, исполнитель...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брюханов Геннадий Васильевич

Методические рекомендации

«Работа с кларнетистами на начальном этапе обучения»

Высокий профессиональный уровень симфонических и оперных оркестров, сложный музыкальный язык современных композиторов различных школ и направлений требует от исполнителей совершенного владения инструментом и разносторонней музыкальной культуры. Поэтому обучение на различных музыкальных инструментах целесообразно начинать с самого раннего возраста.

С пяти-шестилетнего возраста ребенок может обучаться игре на блокфлейте. Обучение на кларнете можно начинать с 8-9-летнего возраста. До 13 лет целесообразны занятия на малом кларнете (в строях D и Es) или на кларнете C, так как для игры на кларнете B у учеников в таком возрасте пальцы недостаточно длинны.

В начальный период обучения педагог должен уделить самое пристальное внимание постановке дыхания, корпуса, головы, рук, пальцев, языка. С тем, насколько учеником будет правильно усвоена постановка, во многом будет связано его дальнейшее развитие.

Успехи ученика в большей степени зависят от технического состояния инструмента, на котором он играет. Педагогу рекомендуется внимательно следить за тем, чтобы инструмент ученика находился в полном техническом порядке, самому подобрать и подогнать трость к мундштуку и научить начинающего уходу за инструментом. Трость должна быть достаточно легкой, позволяющей свободно, без лишних усилий извлекать чистые звуки.

В процессе обучения необходимо учитывать возможность использования различных аппликатур.

Педагогу следует помочь ученику организовать свои домашние занятия, приучить заниматься по заранее намеченному плану.

Развитие исполнительских навыков у учащихся должно быть всесторонним. Тренируя дыхание, нельзя забывать о беглости пальцев, отрабатывая подвижность языка, не следует упускать из виду качество звука и интонации. Необходимо по возможности добиваться выразительного, технически безупречного исполнения.

Рекомендации по постановке

С первых же уроков нужно установить правильное положение головы, корпуса, рук и нок. Стоять надо прямо, ступни ног могут быть немного расставлены. При игре сидя нельзя класть ногу на ногу.

Руки не должны быть напряжены и прижаты к туловищу. Пальцы (слегка согнуты) лежат свободно на клапанах.

Инструмент поддерживается на подставке большим пальцем правой руки. Трость мундштука должна лежать на середине нижней губы, углы рта плотно сомкнуты, верхние зубы касаются мундштука на расстоянии примерно 10мм от конца мундштука.


Исполнительское дыхание

Особенно надо обратить внимание на дыхание. Вдох следует производить ртом, через углы губ, не вынимая мундштука, быстро, насколько возможно полнее.

Для развития дыхания в качестве упражнений рекомендуется: ежедневно играть очень медленно продолжительные звуки (увеличивая диапазон) в трех различных динамический оттенках:1) f, 2) p, 3) p < f > p, следя внимательно за выдохом и контролируя интонацию слухом. Кроме этих упражнений для развития звука, его ведения необходимо ежедневно играть произведения в медленных темпах.

Дыхание рекомендуется брать в следующих основных случаях:

  1. Между последним звуком одного такта и первым звуком следующего, когда перед тактовой чертой кончается фраза (вдох отмечен знаком \/).

  2. Можно взять дыхание после связанной ноты.

  3. Перед звуком, служащим началом нового мотива, также можно брать дыхание.

  4. Не следует делать вдох тотчас после вводного тона; перед синкопой (как началом мотива) - можно.

  5. В быстрых пассажах вдох возможен после того звука, к которому стремится пассаж, или после более продолжительного звука.

  6. Не рекомендуется делать вдох на каждой короткой паузе - для паузы следует, не открывая рта, прервать вдох.

Достижение выразительного, красивого и певучего звука, соответствующего тембру инструмента, интонационно чистого и гибкого при исполнении различных динамических оттенков - одна из главных задач.

Хорошим звуком следует считать полный, чистый, несколько вибрирующий, сохраняющий такой характер во всех регистрах.

Нужно помнить, что направляемая в инструмент струя воздуха должна быть всегда наполнена, а изменение напряжение мускулов рта и щек необходимо только при изменении регистров. Как бы ни изменялась громкость звука, интонация изменяться не должна.

Развитие беглости пальцев

Основные условия, способствующие беглости пальцев, сводятся к следующим правилам: не напрягать руки, пальцы поднимать своевременно и четко, избегать лишних движений.

Для упражнений рекомендуется выбирать материал следующих типов:

  1. гаммаобразные пассажи, исполняемые различными штрихами, для тренировки каждого пальца;

  2. пассажи, состоящие из терций, для чередования одного и двух пальцев;

  3. различные пассажи arpeggiato - для тренировки одного, двух и трех пальцев.

При извлечении трудных звуков верхнего регистра необходимо обращать особое внимание на согласованность в движениях пальцев обеих рук.

Звукоизвлечение

При извлечении звука язык кларнетиста выполняет роль клапана, так как звук возникает лишь тогда, когда выдыхаемая струя воздуха в результате отталкивания языка от трости получает доступ в инструмент, и как бы проговаривается слог «та». Движения языка находятся в прямой зависимости от характера музыки. Для начала вступления или певучей фразы в pp необходимо осторожное прикосновение языка к трости и очень спокойное отталкивание. При игре legato язык должен, находится в совершенно спокойном состоянии. Для исполнения острых акцентов (sforzando) язык следует четко и быстро оттолкнуть от трости. При исполнении штриха (staccato) язык должен отдергиваться от трости очень быстро. Отдельные не связанные звуки (non legato) требуют плавного движения языка, как бы при произнесении слога «да». Необходимо строго следить, чтобы каждое движение языка очень точно совпадало с движением языка.

Исполнение музыкальных произведений

Преподаватель с первых же занятий с учащимся должен стремиться к тому, чтобы технические задачи не отвлекали ученика от проникновения в образно-музыкальный строй произведения. Этому может способствовать ознакомления с эпохой композитора, стилем, формой и характером произведения; важно внимательно изучить указания автора, касающиеся характера исполнения. Развитие музыкально-художественного мышления является главной исполнительской задачей музыканта.

Литература

Диков Б. Методика обучения игре на кларнете. М., 1983

Кох Э. Школа игры на кларнете. Ч. 1. Лейпциг, 1989

Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. М., 1938

Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1968


© 2010-2022