Развитие музыкальных способностей у будущих пианистов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие музыкальных способностей у будущих пианистовРазвитие музыкальных способностей у будущих пианистовРазвитие музыкальных способностей у будущих пианистовРазвитие музыкальных способностей у будущих пианистовРазвитие музыкальных способностей у будущих пианистовПаршина Галина Николаевна преподаватель отделения «Фортепиано» Музыкального колледжа имени Курмангазы

Развитие музыкальных способностей у будущих пианистов



Предрасположенность к занятиям искусством - склонность мыслить художественными образами. Музыкальное мышление характеризуется формулой: импульс>движение>завершение (Б.В.Асафьев), характеризующей как форму в целом, так и ее отдельные части. Переизбыток впечатлений музыканта находит выход в коммуникации со слушателем:
•Импульс может вырвать слушателя из реальности (директивное ведение), а может подстроиться под настроение слушателя (недирективное ведение).
•Движение осуществляется при помощи приемов: повтора (возвращение к образу) и сопоставления (перехода на другой образ), варьирования (изложения различных точек зрения на образ) и чередования (переключение планов содержания), продвижения (окончание элемента - начало следующего: ab-bc-cd) и прогрессирующего сжатия (повышение динамики развития, краткий возврат к предыдущему материалу). Компенсация (уравновешивание формы по пропорциям и состояниям) - прием, в наибольшей степени зависящий от исполнителя. Использование уравновешивания состояний по пропорциям (см. раздел I «Коммуникация в сфере музыкальной деятельности» ученический параллелизм) позволяет удовлетворять возникшие потребности и тем самым, с одной стороны, приковать внимание слушателя к произведению (коммуникация), а с другой стороны, передать сценарий перехода одного состояния в другое (содержание).
•Завершение - выход из коммуникации, когда содержание передано. Слушатель переводится в реальность, обычно, выплескивая эмоциональную энергию, либо погружаясь в себя и совершая внутреннюю работу. Произведение становится частью жизни.
В процессе музыкального мышления участвует память, которая является его неотъемлемой составляющей.
Музыкальная память - синтетическое понятие (слуховая, двигательная, зрительная, логическая и т.д.). Непроизвольная память слабеет с возрастом. Произвольное запоминание - волевой процесс уяснения образов. Преобладающий вид памяти тормозит другие, возникает иллюзия запоминания, выражающая в срывах на эстраде. Быстрота, точность и прочность запоминания достигается целостностью образов. Образ состоит из представлений (слуховых, зрительных и т.д.) и соединяющих их в сценарий эмоций. Одни представления могут переводиться на язык других. Это явление называется синестезией. Оно позволяет предавать в звуковых образах зрительные, кинестетические и прочие представления. Сознание может при помощи воли выделять только 7+-2 образа, поэтому образы не всегда осознаются, попадая в психику и влияя на поведение как на уровне выбора стратегии жизни («архетипы» К.Юнга, «жизненные сценарии» Р.Берна), так и на уровне простейших действий (автоматизмы). При формировании цепочки автоматизмов без участия волевого механизма происходит запоминание образа, эмоциональная окраска которого вызывает ожидание уже имеющегося, поэтому цепочка возникает с конца. Для эффективной выработки автоматизма при участии сознания, действию должно предшествовать формирование яркого целостного образа (желательно с закрытыми глазами и освобожденной мускулатурой), а после того, как действие сформировано, оно должно быть вытеснено последовательным переводом внимания на опорные точки (не путать со слухом, который должен вслушиваться во все детали).
Музыкальное восприятие - способность воспринимать музыкальные образы. Восприятие музыки является музыкальным только при наличии развитой музыкальности. Для восприятия музыки необходимы музыкальный слух и чувство ритма и метра.
Чувство ритма и метра - способность воспринимать временную организацию музыкальной ткани.
Традиционная теория, опирающаяся на синтаксический, «покровный» метр (Х.Риман и др.), исходит из выразительного значения музыки и считает, что музыка удовлетворяет потребность в получении содержания. «Метротектонизм» Г.Э.Конюса, исходит из категории такта («скелетный» метр), удовлетворения эмоциональных потребностей слушателя от самой музыкальной ткани, а важнейшим фактором музыкального целого считается симметрия тактовых отношений. Единой теории нет.
Музыкальный образ включает в себя иерархию циклических процессов. Основы временной организации музыки кроются в ритмах окружающего мира, ритмах человеческого тела (сокращений мышц сердца, легких, конечностей и речевого аппарата) и ритмах головного мозга. Последние, являются определяющими. Время восстановления проводимости нейронов от 0,5 до 0,002 сек., поэтому ритмы головного мозга имеют низкие частоты. Частоты определяются уровнем возбуждения:


Дельта - ритм

0,5 - 3 Гц

Характерен для основной стадии медленного глубокого сна и (в сознании) для предсмертного состояния.

Тета - ритм

4 - 7 Гц

Характерен для детей. У взрослых - в первой стадии сна и в условиях сенсорной депривации

Альфа - ритм

8 - 12 Гц

Характерен для спокойного состояния. Определяет скорость восприятия информации. Человек не может воспринимать слова с частотой выше своего альфа - ритма.

Бета - ритм

13 - 26 Гц (до 60)

Характерен для стрессового возбуждения и парадоксальной стадии сна.


На этих частотах пульсируют как сами звуки (вибрато), так и созвучия:
1 - 4 Гц - Тупой разлив.
4 - 6 Гц - Переход от биений к вибрато.
6 - 8 Гц - Наиболее приятная зона вибрато.
8 - 10 Гц - Вибрато, переходящее в тембр.
10 - 15 Гц - Острый разлив.
15 - 20 Гц - Грубое бурление.
20 - 60 Гц - Диссонанс.
60 - 400 Гц - Консонанс.
> 400 Гц - Не воспринимается

Максимальный диссонанс (по Гельмгольцу) наблюдается на частоте 33 Гц. То есть частоте бета - ритма. Наблюдается явление синхронизации ритмов мозга при восприятии музыки с задаваемыми ею частотами. При исполнении происходит обратный процесс, поэтому не верно говорить об ошибках в темпе. Испытуемые определяют (по данным Е. Назайкинского) пульсацию с частотами 41 - 42 удара в минуту как медленную, 82 - 84 удара в минуту - как умеренную, 164 - 168 - как быструю.

Темп






Grave 40 - 48

1,4 Гц

2,1 Гц

2,8 Гц

4,2 Гц

5,6 Гц

Moderato 80 - 96

2,8 Гц

4,2 Гц

5,6 Гц

8,4 Гц

11,2 Гц

Moderato 80 - 96

5,6 Гц

8,4 Гц

11,2 Гц

16,8 Гц

22,4 Гц

Длительности, различающиеся в два раза, соответствуют различным ритмам мозга. А соотношение между триолью и обычным дроблением - изменению внутри зоны одного ритма мозга. Искажения темпа возникают от искажения образа из-за параллелизма или переключения внимания на другой образ (технические трудности, текст и т.д.).

Музыкальный слух - способность воспринимать звуковую вертикаль. Синтетическое понятие: динамический, ладовый, звуковысотный и тембровый (мелодический и гармонический) слух. Тембр меняется при изменении динамики, лада и звуковысотности. Изредка встречаются физиологические нарушения, при которых невозможно определение этих изменений и развитие слуха. Тембр определяется спектром: преобладание высоких частот создает светлую окраску звука, созвучия и т.д., низких - темную.
Звук имеет свой сценарий развертывания: динамический - «огибающая», звуковысотный - «вибрато» и «глиссандо». Мелодическое развертывание высвечивает не только обертоны самого звука, но и изменяющую их акустику (форманты) резонатора, а ступенчатость звуковысотности (темперация) - тембры лада и созвучий в нем. Последние проявляют реальную и имитируемую окраску акустики зала.
Различают:
•абсолютный слух - способность определять абсолютную высоту звука (часто только одного тембра) возникшая раньше всего. Представляет собою память.
•относительный - способность различать соотношение (взятых одновременно или последовательно) звуков по высоте. Исторически возник позднее и является результатом сопоставления различных звуков.
•пассивный - способность распознавать звук заданной высоты;
•активный - способность воспроизводить звук заданной высоты;
•внутренний - способность произвольно оперировать звуковыми представлениями (характеризуется величиной охвата «звукового поля»).
Исполнительские пианистические способности - проявляются в любви к публичным выступлениям, умении завладеть аудиторией, раскрыть замысел средствами фортепиано, владение фортепианной техникой в широком (комплекс двигательных навыков) и узком (беглость) значении слова.
Сочинение музыки, сопровождения, упражнений, изучение произведений (как образцов), советы педагога в отношении формы, гармонизации способствуют развитию творческих задатков, дающих возможность глубже проникнуть в авторский замысел и раскрыть собственную концепцию произведения.
Развитию музыкальных способностей способствует регулярная деятельность (слушательская, исполнительская и др.), требующая их участия. Активизация образно - слухового восприятия в каждый момент учебного процесса (включая стадию разбора), привычка к грамотному построению работы позволяют не только развить способности, но и избежать усталости внимания, ведущей к физическим перенапряжениям и профессиональным заболеваниям.
Определение способностей возможно только в ходе регулярных занятий. Общую картину дает прослушивание песенок, повторение звуков, ритмических фигур. Если проверка данных необходима, она должна запомниться ребенку как праздник встречи с музыкой. Следует помнить, что подготовленные дети кажутся более способными, робкие - менее. Неумение управлять голосом может сочетаться с хорошим слухом. Ребенок может не воспринимать абстрактного ритма, но иметь хорошее чувство ритма. Может не воспринимать тембра фортепиано и т.п.



© 2010-2022