Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

Рабочая  программа  учебного предмета  музыка в 1 классе  разработана  с учетом  авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная инновационная школа», авторов:  Д.А.Рытов 2013 г.    В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОРДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

Согласовано

Утверждаю.

заместителем директора

по учебно-воспитательной работе

Директор

МБОУ Кордовская СОШ № 14

__________О.А.Ошарова

__________ И.В. Кугушева

« » августа 2014 г.

Приказ № от « » августа 2014 г.



Рабочая программа

учебного предмета музыка

для 1 класса начального общего образования

на 2014-2015 учебный год.

Разработчик программы

учитель музыки

Зинкина О.В.

Педстаж 14 лет,

2 категория.




Кордово 2014 год

  1. Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

Рабочая программа учебного предмета музыка в 1 классе разработана с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная инновационная школа», авторов: Д.А.Рытов 2013 г.

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход к образованию, направленный на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения современного российского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава. Важными аспектами системно-деятельностного подхода являются ориентация на результаты образования и гарантированность их достижения; признание решающей роли содержания образования; разнообразие способов и форм организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, развитие его творческого потенциала, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Данная программа курса разработана с учетом специфики психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, системности и последовательности при решении задач музыкального образования младших школьников и формирования у них умения учиться.

Цели и задачи

В соответствии с Примерной программой по музыке обучение по предмету в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 формирование духовно развитой личности ребенка;

 формирование у ребенка основ музыкальной культуры

через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, к своему народу, к ближнему,

уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

 развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

 приобретение знаний о музыке, в том числе во время знакомства с музыкальными произведениями;

 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных и народных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Выполнение задач программы подразумевает овладение учащимися начальной школы практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: слушании музыки, пении, игре на народных и элементарных музыкальных инструментах, создании музыкальных инструментов своими руками, музыкально-пластическом движении, драматизации музыкальных произведений.

2.Общая характеристика предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом, программа курса направлена на формирование универсальных учебных действий, воспитывает интерес учащихся к музыке и музыкальной деятельности, эмоциональный отклик на музыку разных жанров, обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует развитию у детей способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Музыка является доминантным явлением в решении задач личностного, познавательного, коммуникативного, социального, эстетического и духовного развития ребенка. Ребенок через эмоционально-образное восприятие музыки получает, с одной стороны, знания о лучших образцах духовного наследия человечества, а с другой стороны - возможности для реализации своего творческого потенциала, природных задатков и музыкальных способностей, приобретения созидательного музыкального опыта.

Все это способствует решению вопросов развития ребенка через искусство, постижение эмоционального мира музыки.

В программе курса одним из ключевых направлений является концепция деятельностного развития ребенка на традициях народной музыкальной культуры. Она рассматривается как пропедевтический фундамент для мотивационно-осмысленного постижения в дальнейшем более сложных музыкальных явлений, понятий и характеристик.

Народная музыка, музыкальные традиции русского народа являются основой, фундаментом для эффективного развития музыкальных способностей и приобретения первоначального музыкального опыта. Передаваемые из поколения в поколение традиции несут в себе огромную ценность не только для сохранения, передачи и укрепления этнокультурной самобытности и развития национально-культурной самоидентичности, но и, на основе полученных знаний, являются стимулом для постижения культуры других народов, формирования уважения к их самобытности. Такая направленность деятельности, кроме того, способствует усилению роли не только музыкально-эстетического, но и гражданственно-патриотического и поликультурного воспитания в школе. Музыкальная народная культура, являющаяся мощнейшим носителем духовных ценностей, уникальна тем, что через мелодику песен, голоса народных музыкальных инструментов, возможности участия в интересных и доступных для него народных играх и танцах ребенок оказывается в активной развивающей среде, комплексно воздействующей на развитие многих его способностей, в том числе и музыкальных.

3. Особенностью данной программы является то, что в ней особое внимание уделено духовно-нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию детей, формированию у

них эмоционально-ценностного отношения к искусству, в том числе и через метапредметное взаимодействие и связь с внеурочной деятельностью детей. Этому способствует знакомство

с лучшими произведениями русской народной музыкальной

культуры, музицирование на доступных музыкальных инструментах, особенно народных, погружение в мир народных игр и танцев.

Музыкальный и иллюстрирующий его дополнительный материал, широко представленный в программе курса, воспевающий красоту родной природы и эстетического отношения человека к ней, направлен на формирование экологического мышления учащихся в различных познавательных, коммуникативных и социальных ситуациях. Вместе с тем музыкальный материал преподносится детям во взаимосвязи с контекстом окружающей жизни и жизнью самого школьника. В заданиях задействованы знания и опыт школьников, полученные на других уроках и в повседневной жизни.

В программе курса решение задач освоения младшими школьниками языка и выразительных возможностей музыкального искусства через эмоциональное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности реализуется через многообразие форм обучения и широту содержания учебного материала.

Ориентация на личное участие каждого учащегося в процессе своего же музыкального образования, реализацию его личных интересов, способностей и личностных возможностей воплощается в различных видах творческой деятельности учащегося:

 слушание музыки (обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм и приобретение опыта

эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности);

 пение (самовыражение ребенка в пении; воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений; освоение вокально-хоровых умений и навыков для

передачи музыкально-исполнительского замысла; импровизации);

 инструментальное музицирование (коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах, особенно на народных ударных и духовых инструментах;

участие в исполнении музыкальных произведений; приобретение опыта индивидуальной творческой деятельности - сочинение, импровизация);

 музыкально-прикладная деятельность (создание из доступных предметов с помощью простых технологий разнообразных музыкальных инструментов, формирование с одноклассниками ученического ансамбля для исполнения ритмического сопровождения музыкальных произведений, подготовка аккомпанемента, импровизационная игра на этих

самодеятельных музыкальных инструментах);

 музыкально-пластическое движение (общее представление о пластических средствах выразительности; индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику; коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций; танцевальные импровизации);

 драматизация музыкальных произведений (театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев);

 игры-драматизации (выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств).

Оптимальность и успешность решения содержательных задач программы курса достигается за счет сбалансированности теоретического и практического материала, при этом

ведущим остается музыкально-практический творчески-ориентированный вид деятельности. Репродуктивный компонент в программе курса подчинен художественным целям.

Данная программа основывается на применении современных педагогических технологий: личностно-ориентированной, групповой, сберегающей здоровье, информационно-коммуникативной деятельности, единстве урочной и внеурочной деятельности, коллективных творческих дел, развивающего и проблемного обучения и др. Музыка, в гораздо большей мере, чем другие предметы начальной школы, демонстрирует четкую модель взаимодействия учителя и ученика не только на уровне приобретения предусмотренных программным содержанием определенных знаний, умений и навыков, но и создания особой атмосферы сотрудничества и сотворчества при решении образовательных задач и непосредственно музыкальной деятельности, развития эмоционального, духовного мира ребенка.

В программе курса четко выражены содержательные компоненты по основным видам деятельности, помогающие ребенку получать слуховые, зрительные впечатления, моторно-двигательные навыки и реализовывать программу в целом.

Слушание музыки

 пробуждение интереса и желания у ребенка слушать, получать эмоционально-образные впечатления от восприятия музыки, сопереживать;

 формирование умения слушать и понимать музыку, размышлять о содержащихся в ней образах;

 формирование и обогащение музыкально-слуховых представлений о приемах музыкального развития, о формах построения музыки, о разнообразии ее видов, жанров, о народных истоках в творчестве композиторов, об интонационных особенностях музыки;

 формирование умения анализировать музыку (применяемые средства музыкальной выразительности, музыкальная форма, образное содержание и др.), определять на слух песни,

фрагменты музыкальных произведений; голоса музыкальных инструментов, выразительные и изобразительные интонации, песенность, танцевальность, маршевость в музыке;

 получение представлений о народной и профессиональной музыке, музыкальной культуре России и других стран, о шедеврах мировой музыкальной культуры;

 накопление музыкально-слуховых представлений;

 развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, ассоциативного мышления;

 воспитание художественного вкуса, культуры слушания,

умения воспринимать красоту;

 воспитание потребности в познании и сотворческом восприятии музыкального искусства.

Пение

 формирование у детей интереса к пению и навыка самовыражения через пение;

формирование навыка выразительного сольного и хорового пения с сопровождением и без него, навыка пения на цепном дыхании;

 развитие эмоциональных качеств в процессе воплощения музыкальных образов, передачи музыкально-исполнительского замысла при разучивании и исполнении произведений;

 приобретение навыка пения с использованием нотной записи (элементарное сольфеджирование);

 владение навыками интонирования в пределах полутора октав, чистого интонирования мелодии, звукоряда;

 приобретение навыка голосового имитирования звучания музыкальных инструментов (рожка, дуды и др.), мелодекламации былин, стихов под звучащую музыку, импровизации;

 формирование умения сочинять простейшие мелодии, передавать настроение музыки, передавать музыкальные образы при исполнении песен, а также передавать с помощью вокальных исполнительских средств своего личного отношения к песенным образам;

 развитие слуха, музыкальной памяти и музыкально-исполнительских способностей;

 развитие певческого голоса.

Игра на народных и элементарных музыкальных инструментах

 развитие интереса к изучению и освоению народных и элементарных музыкальных инструментов;

 развитие навыка выразительной игры на народных и элементарных музыкальных инструментах, создание на них ритмического аккомпанемента к исполняемым песням;

 получение первоначальных знаний о простейшей классификации музыкальных инструментов (ударные, духовые,струнные);

 развитие у детей чувства ритма, творческих музыкальных способностей в процессе придумывания ритмических заданий и ритмов на народных и элементарных инструментах, во время импровизационного музицирования, создания на инструментах сольно или в ансамбле ритмического сопровождения звучащему музыкальному произведению, передача образного

содержания музыки;

 формирование музыкально-аналитических качеств детей в процессе слухового анализа тембра, исследования формы и звучания освоенных музыкальных инструментов, сравнения

однотипных музыкальных инструментов;

 формирование навыка совместной игры в ансамблях;

 развитие эмоциональной сферы учащихся через активные формы самовыражения на народных и элементарных инструментах во время собственного музыкального творчества;

 формирование чувства взаимопонимания, эмоционально положительных коллективных качеств учащихся при создании ансамбля, участии в общем деле - исполнении музыкального произведения, формирование у учащихся личностных качеств эмпатии к одноклассникам, укреплению межличностных связей;

 воспитание мотивации к самостоятельной созидательной творческой деятельности через создание простейших ударных инструментов из доступных материалов с помощью элементарных прикладных технологий, а также осуществления творческой деятельности и музицирования на них сольно или в ансамбле.

Музыкально-пластическое движение

 получение ребенком мотивации и навыков самовыражения через движение, танец, умение двигаться в хороводе, участвовать в музыкальных народных играх;

 формирование умения передавать характер, настроение, ритм музыки с помощью пластических средств индивидуально и в коллективных формах деятельности;

 приобретение начального опыта музыкально-творческой деятельности через создание под звучащую музыку музыкально-пластических композиций и танцевальных импровизаций;

 развитие образного мышления ребенка через импровизацию;

 формирование навыка передавать через музыкально-пластическое движение сюжет исполняемой песни, характер главных героев.

Драматизация музыкальных произведений

 формирование навыка через пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, танец передавать сюжет исполняемой песни, образы главных

героев;

 владение навыками театрализации, инсценирования исполняемых песен, танцев, игр-драматизаций;

 развитие импровизационных способностей учащегося во время созидательной творческой деятельности - создание образов во время исполнение песен, попевок, импровизаций, музицирования, музыкально-пластического движения;

 выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

3. Место предмета в учебном плане

Объем учебной нагрузки четко распределен по четвертям и соответствует общему количеству учебных часов, отведенных на учебный год: 33 часа в 1 классе (1 час в неделю).

Изложенный в учебниках материал полностью соответствует Примерной программе по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и поурочному планированию этой программы, учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста и авторский подход к изучению музыки в начальной школе.

Тематические разделы выстроены с учетом связей программного материала по горизонтали и по вертикали, как по каждому классу, так и по сквозному принципу между классами,

что обеспечивает преемственность требований, предъявляемых к учащимся, и логичность выстраивания учебного процесса. Каждый новый урок является продолжением большого и увлекательного путешествия в страну музыки.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка»

Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;

- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;

- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;

- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);

- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.

5. Результаты изучения курса «Музыка».

Результаты освоения программы курса «Музыка» проявляются в системе ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание музыкального образования во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе. Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся реализации творческого потенциала, готовности открыто выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Программа разработана в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию и технологиям преподавания учебного предмета. Формирование универсальных учебных действий нацелено на получение личностных и метапредметных результатов.

Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия учащихся, проявляемые во время обучения по предмету «Музыка», направлены не только на формирование основ умения учиться, но и на решение вопросов общекультурной компетенции младших школьников и понимания ими музыки как составной части искусства и социокультурной среды через различные проявления детской творческой активности.

В сфере личностных универсальных учебных действий

формирование внутренней позиции обучающегося направлено на создание среды творческой и сотворческой деятельности при решении учебных и художественно-эстетических задач. У учащегося формируется широкий кругозор учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Он приобретает умение рефлексировать, оценивать свою деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми при решении конкретных учебных задач. Музыкальная деятельность сама по себе способствует гармоничному и всестороннему личностному развитию ребенка, а в интеграции с другими предметами возможности приложения личностных универсальных действий значительно возрастают. У учащегося формируются нравственно-этические ценности и знания, осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Сформированные ценности и знания учащийся сразу же может реализовать в собственной самостоятельной творческой деятельности социально-ролевой направленности (например, в инсценировках, драматизациях, играх и др.), познавательного интереса к музыкальному искусству (например, в проектных заданиях). Очень важно, что музыкальная деятельность влияет на формирование устойчивого учебно-познавательной желания учения не только по предмету «Музыка», но по другим предметам учебного плана. Концептуально выраженная направленность

на создание на каждом уроке ситуации успеха, творчество и сотворчество как один из основных учебно-познавательных предпочтений позволяет создавать среду для более полной реализации личностных универсальных учебных действий учащегося, его дальнейшего саморазвития.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий

учащиеся получают навык оперативно решать творческие задачи через различные виды индивидуальной музыкальной деятельности,

овладевают способностями фиксировать в памяти поставленные перед ними учебные и творческие задачи,

планировать свои действия через оценку временной, ресурсной и содержательной ситуации, как в рамках предмета «Музыка», так и в поле межпредметной интеграции.

Получение представлений о выразительности и изобразительности музыки, знание различных музыкальных жанров и форм музыки, приемов музыкального развития, шедевров народного и композиторского музыкального искусства позволяет учащимся более направленно и результативно осуществлять регулятивные универсальные учебные действия.

Это выражается в получении навыка преобразовывать практическую задачу в творческо-познавательную, формировании мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, во время учебных действий различной направленности как с учителем так и с одно-классниками.

Во время прикладной творческой деятельности учащийся получает навык планирования и воплощения своей деятельности при решении поставленной учебной задачи, а также оценки своих результатов деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся получают

навык простейшего анализа музыкальных произведений,

умения определять характер прослушиваемых музыкальных произведений во время их эмоционального восприятия,

сопереживания и отклика на музыку,

умения применять навык использования средств музыкальной выразительности при решении творческих задач в различных видах музыкальной деятельности.

Стоит отметить, что познавательные универсальные учебные действия отлично проявляются в различных способах музыкальной коммуникации - слушании, исполнении, сочинении. Учащийся при выполнении художественно-эстетических задач использует не только приобретенные им музыкально-прикладные навыки, но и приобретенные умения

анализировать, сопоставлять, преобразовывать и принимать самостоятельные решения при выполнении учебных задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий музыкальная деятельность сама по себе подразумевает сотрудничество и сотворчество с учителем и сверстниками,

создание и передачу продуктов своего или коллективного творчества, ситуации обмена мнениями, впечатлениями, художественно-эстетическими переживаниями, информацией предметного и метапредметного содержания.

В ходе решения коммуникативных универсальных учебных действий учащийся овладевает навыками интонационно чистого выразительного пения, вокально-хорового исполнительства, навыками игры и импровизации на различных ударных и простейших духовых инструментах, создания сольно или в ансамбле ритмического сопровождения на инструментах звучащему музыкальному произведению, навыками театрализации, инсценирования исполняемых песен, танцев, постановки детских мюзиклов, навыками двигательной активности,

танцевальных движений и танцевальной импровизации под звучащую музыку, навыками создания простейших ударных инструментов из доступных материалов с помощью элементарных технологий.

Активное применение на уроках учебно-игровых форм взаимодействия с использованием заданий, учитывающих их индивидуальные особенности положительно влияет на успешность их продвижения в учебной деятельности, приобретение созидательного музыкального опыта.

Решение индивидуальных творческих задач позволяет учащемуся показывать свои личностные установки, а решение различных коммуникативных задач предусматривает «ансамблевость» - как приоритетную область проявления партнерских коммуникативных универсальных учебных действий во время продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Отсутствие слаженности и соотнесения и нескоординированность подходов и действий при решении учебных задач неизбежно ведет к дисгармонии, которая столь ярко заметна именно в музыкальной деятельности. Наличие этой особенности позволяет учащемуся более оперативно учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной, а также эффективно решать разнообразны коммуникативные задачи.

Реализация всех этих универсальных учебных действий помогает учащемуся идти путем саморазвития и самосовершенствования. Получение навыка умения учиться, активно и сознательно приобретать новый социальный опыт дополнительно подкрепляет решаемые во время реализации программы по предмету «Музыка» цели и задачи, приобретаемые эстетические ценностно-смысловые ориентиры.


Обучение музыкальному искусству в 1 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:
Знать/понимать:
роль музыки в жизни человека;

особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

участия в музыкально-эстетической жизни класса (школы).

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).





6. Содержание учебного предмета, курса

В структуре программы курса предусмотрены тематические разделы, которые обеспечивают преемственность и непрерывность обучения при переходе из одного класса начальной школы в другой, а также сквозные темы, которые развиваются и усложняются на протяжении нескольких лет обучения.

1 класс

1-я четверть

«Всегда пусть музыка звучит!»

«Музыкальная азбука»

2-я четверть

«На родимой сторонке»

3-я четверть

«Праздник круглый год»

4-я четверть

«Творческая мастерская музыканта»

Содержание уроков может быть скорректировано с учетом регионального компонента, этнокультурных особенностей и народных праздников определенной местности, особенно в разделах «На родимой сторонке» и «Праздник круглый год».

Основным приоритетом реализации программы является деятельностное освоение музыкального искусства. Тематический материал выстроен по цикличному спиралевидному

принципу. Постепенное усложнение учебного материала, формируемых и приобретаемых знаний, умений и навыков происходит в мотивационно-развивающей музыкальной среде. Учебный материал соотносится с сезонными изменениями в природе, календарными народными и светскими праздниками. Это позволяет учащимся лучшее понимать единство и взаимосвязь музыки с социокультурной средой человека, умение эмоционально откликаться через различные виды музыкальной деятельности.

В разделе «Всегда пусть музыка звучит!», который стержневой линией проходит через тематическое содержание всех классов начальной школы, у учащихся формируются понятия о природе и об основных закономерностях музыкального искусства, они приобретают знания об истоках возникновения музыки, о значении музыки в жизни человека, о способах музыкальной коммуникации - слушании, исполнении, сочинении, о сущности интонации в музыке и в живописи.

Во время освоения этого раздела учащиеся знакомятся с понятиями «песня» и с разновидностями песенных жанров (народные, композиторские, любительские (самодеятель-

ные), «танец» и «марш». Дети узнают о взаимосвязи «Композитор - исполнитель - слушатель», а также о различных

музыкальных жанрах, получают умение ориентироваться в музыкальном мире. Приобретение знаний осуществляется в процессе эмоционального отклика детей на звучащую музыку, трансформацию знаний через собственный опыт. Дети знакомятся с интонационно-образной природой музыкального искусства, с особенностями выразительности и изобразительности в музыке.

В разделе «Музыкальная азбука» (1-3 классы) дети получают знания музыкальной грамоты, знакомятся со средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, тембр, регистр), с элементами нотной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, положение нот на нотном стане, система длительностей), с приемами музыкального развития (повтор, контраст, варьирование), с музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).

Полученные теоретические навыки закрепляются через различные виды продуктивной музыкальной деятельности: пение, игру на музыкальных инструментах, импровизацию и сочинительство, слушание и анализ музыкальных произведений.

Учащиеся приобретают необходимые знания и умения объяснять музыкальные термины: песня, танец, марш, аккомпанемент, регистр, тембр, интонация, миниатюра, скерцо, сюита и др. Расширение их словарного запаса позволяет на компетентном терминологическом уровне давать характеристики и делать простейший анализ музыкальных произведений.

В разделе «На родимой сторонке» заложена одна из концептуальных особенностей этой программы - формирование у учащихся бережного отношения к народной культуре и народным традициям, на основе которого будет созданы установки к культурологическому и мотивационно-осмысленному знакомству с традициями и культурой других народов

мира.

Программа курса нацелена на формирование у учащихся бережного отношения к культурным традициям своего народа. С этих позиций 1 класс позиционируется как пропедевтический курс к программе «Музыка», предполагающей в дальнейшем освоение различных пластов музыкального искусства (классика, духовная музыка, фольклор, современная музыка различных направлений и стилей).

Вся деятельность учащихся во время изучения этого раздела носит ярко выраженный практический характер. Учащиеся знакомятся и учатся выразительно и интонационно точно

исполнять большое количество лучших русских народных песен, участвуют в их театрализациях, изучают различные народные музыкальные инструменты (ложки, рубель, шаркунок, трещотка, бубен, валдайский колокольчик, рожок, жалейка, кугиклы, гусли, балалайка) и получают навык игры на многих из них, придумывают на простейших народных инструментах аккомпанемент для исполняемых песен, получают навык инструментальной импровизации в ансамбле, участвуют в создании и проведении народных праздников (рождественские колядки, масленица), участвуют в народных играх, театрализациях, исполняют народные танцы, знакомятся с лучшими произведениями русского народного фольклора и других стран. Вся их деятельность нацелена прежде на творческое воплощение детских способностей, приобретенного и приобретаемого музыкального опыта в созидательном русле, а не на просто репродуктивное исполнение музыкальных произведений.

Учащиеся во время практической деятельности постигают особенности музыкального народного творчества: коллективность, устный способ передачи информации, импровизационность, синкретичность.

Знакомство с различными жанрами русской народной песни (трудовая, лирическая, о любви, плясовая, хороводная, календарная, солдатская, частушки), с искусством былинщиков, скоморохов на Руси, с развитием народного инструментального искусства, с народными праздниками, в которых роль музыки очень велика, позволяет учащимся лучше понимать историческое прошлое нашего государства.

Раздел «Праздник круглый год» есть только в 1 классе, но именно он имеет очень важное психолого-педагогическое значение для детей, которые совсем недавно перешли в другую возрастную категорию: из дошкольного в младший школьный возраст. Каждый урок музыки для ребенка должен быть праздником. Праздник является оптимальной формой для различных проявлений детской активности. Погружение в круг народных праздников оказывает на детей дополнительное культурологическое воздействие.

Доминантной, особенно в 1 классе, является игровая деятельность учащихся. Ознакомительное погружение в мир мудрых, самобытных народных праздников только усиливает уровень мотивации творить, раскрывать и реализовывать индивидуальные способности ребенка. Подготовка и участие в народных праздниках и обрядах, помимо огромного воспитаельного эффекта (изучение традиций и культуры своего народа), решает и педагогические вопросы совершенствования межличностных связей внутри класса при совместном решении коллективных задач, повышения личностной самооценки каждого участника детского коллектива и др.

Стоит отметить, что при изучении музыкальных произведений прослеживается тесная корреляция с приобретаемыми учащимися музыкально-теоретическими знаниями и развитием у детей эмоциональной отзывчивости на слушаемую музыку. Также, с одной стороны, происходит формирование вдумчивого и грамотного слушателя, умеющего думать, сопоставлять, анализировать, а с другой - формирование элементарных культурологических знаний через погружение в определенную историческую эпоху, постижения музыки как важной составляющей культуры в целом.

Раздел «Творческая мастерская музыканта», являющийся одним из значимых приоритетов этой программы, посвящен раскрытию творческих возможностей ребенка, реализации его творческого потенциала в собственной деятельности:

 создание инструментального сопровождения к разучиваемым и исполняемым песням;

 театрализация песен и передача художественного образа через выразительное пение;

 получение и закрепление навыков игры на ударных и духовых народных инструментах (сольное и ансамблевое музицирование, сочетание пения и игры на музыкальных инструментах - ложках, трещотках, свистульках, свирелях и др.);

 создание музыкальных импровизаций, небольших мелодий, звукоимитаций на народных инструментах, сочинение дополнительных текстов для разученных песен, а также со-

здание авторских текстов;

 самостоятельное изготовление детьми разнообразных ударных музыкальных инструментов из доступных материалов с помощью доступных технологий (погремушки, трещотки, колотушки и др.), звуковое экспериментирование, создание ритмического сопровождения на сделанных инструментах для разученных песен;

 детская прикладная деятельность (изготовление перчаточных или пальчиковых кукол с образами для обыгрывания сюжета исполняемой песни, аксессуаров, элементов костюмов для собственного выступления в концерте).

Межпредметные связи.

Деятельность учащихся при освоении учебных тем этого раздела проходит в среде активной интеграции с другими предметами: «Изобразительное искусство», «Технология»,

«Информатика» и др.

 с предметом «Изобразительное искусство» (рисование учащимися музыки, передача через рисунок и цветовую палитру красок звучащих образов музыкальных произведений; рассматривание картин с пейзажами; выбор картин, наиболее точно совпадающих с музыкальным образом прослушанного произведения; соотнесение услышанного музыкального произведения с настроением, образами, изображенными на картинах. Этот продуманный элемент образовательного процесса интегрирует знания двух предметов, создает единое образовательное пространство искусства;

 с предметом «Информатика» (проведение интегрированных уроков с применением мультимедийных средств обучения и разработанных программных продуктов, подготовка учащимися несложных мультимедийных проектов);

 с внеклассным чтением (чтение и слушание учащимися сказок, других литературных произведений по темам уроков музыки);

 в процессе проведения бинарных уроков с учителями других предметов («Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение», «Информатика»);

 в процессе осуществления взаимодействия с педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования;

 с внеклассной деятельностью учащегося (расширение и закрепление приобретенных знаний, умений, навыков за рамками урочной деятельности);

 с творческими коллективами Дворцов детского творчества, детскими музыкальными школами и другими социокультурными потенциальными партнерами. Возможности достижения метапредметных результатов обучения реализуется также через формирование обобщённых представлений об искусстве, например, музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы, а также наличием заданий, направленных на освоение способов (алгоритмов) решения учебной задачи (например, проектные задания в завершающем разделе учебника); упражнений на развитие умений планировать действия по решению учебных задач; развернутые алгоритмические объяснения учебных действий и операций в тексте учебника (расшифровка для ученика «как делать»). Развитие личности ребенка на уроках музыки рассматривается как многомерный процесс приобретения эстетического, художественно-познавательного и эмоционально-деятельностного опыта, мотивированного творческой деятельностью, которая обеспечивает как решение учебных задач, так и реализацию личных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Различные типы уроков (урок-викторина, урок-импровизация, урок-игра, урок-концерт, фестиваль музыкального творчества) также стимулируют творческий отклик учащихся на изучаемый учебный материал.

В рамках обучения по этому разделу учащиеся знакомятся с искусством лучших мастеров и изобретателей музыкальных инструментов (Н. Амати, А. Страдивари, И. Батов, С.Налимов, Т. Бём и др.), у них формируется понимание эволюции музыкальных инструментов, природы звукообразования. Эти знания помогают учащимся самим мастерить: изготавливать различные разновидности ударных инструментов из доступных материалов с помощью элементарных технологий (погремушка из спичечных коробков, погремушка из упаковок, трещотка из линеек и бусин, горшкофон, бутылкофон, ударная установка из консервных банок и др.) и придумывать свои авторские музыкальные инструменты. Синкретизм творческого процесса продолжается в дальнейшем использовании детьми своих самодельных инструментов во время музыкальной деятельности (создание ритмического аккомпанемента, сольного проигрыша на сделанных инструментах для разученных песен, различные виды ритмических импровизаций).

Знакомство в этом разделе с различными инструментами симфонического, эстрадного оркестра, особенностями включения их в оркестровые группы, с электромузыкальными инструментами и их музыкальными возможностями, а также со звукоусилительным оборудованием, примерами использования света и цвета в искусстве (в том числе и с цветомузыкой) - все это обогащает мир музыкальных представлений учащихся о прошлом и настоящем музыкального искусства.

Стоит отметить, что в 1 классе весь музыкальный материал основан на лучших образцах русской народной музыкальной культуры и это не случайно. Авторская позиция этого подхода заключается в том, что народная музыка, музыкальные традиции русского народа является основой, фундаментом по эффективному развитию музыкальных способностей, приобретению первоначального музыкального опыта. В дальнейшем, именно на основе сформированных в 1 классе эстетических ценностных ориентаций на основе знакомства русским музыкальным народным творчеством, музыкально-слуховых впечатлений и представлений, полученного музыкально-практического опыта и знаний, мотивации к активной музыкальной деятельности, ребенок в последующем более подготовлен к восприятию и знакомству с более сложными явлениями музыкальной жизни, классическими музыкальными произведениями.

Изучение музыки становится для него не тяжелым и насажденным трудом, а увлекательным и ярким событием в детской жизни. Устойчивость сформированной мотивации заниматься музыкой и нацеленность на успешность ребенка в различных видах музыкальной деятельности неизменно влияет на гармоничное развитие ребенка и в других видах учебной и внеучебной деятельности.

В содержании курса заложено решение учащимися творческих задач через различные виды индивидуальной и коллективной музыкальной деятельности, трансформирования учебных задач в творческие. Образовательный процесс по данной программе включает разнообразные формы работы с учащимися, которые осуществляются как в рамках классно-урочной системы образовательного учреждения, так и через систему внеурочных, досуговых, культурно-массовых и просветительских мероприятий.

Формы, средства, методы, используемые для реализации программы:

Во время проведения уроков используются групповые и индивидуальные формы работы различных типов: урок, урок-беседа, урок практической деятельности, урок театрализация, урок-викторина, урок-импровизация, урок-игра, урок-погружение, урок фольклора, интегрированный урок (с учителем по другому предмету в рамках межпредметной интеграции), урок памяти, лекция-концерт, музыкальный лекторий.

Такое разнообразие используемых форм работы служит дополнительной мотивацией к продуктивному отклику учащихся на постижение учебного материала, активизации их желания узнавать и познавать музыку. В содержании курса в наличии большое количество заданий, направленных на формирование и развитие умений определять понятия, создавать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи. Обилие заданий на исполнение музыки в пении, движении, игре на музыкальных инструментах обеспечивают формирование рефлексивных действий, умений контролировать, оценивать собственные учебные действия и операции. Причем музыкальный материал преподносится детям во взаимосвязи с контекстом окружающей жизни и жизнью самого школьника. Линия педагогического воздействия от урока к празднику и обратно уроку позволяет рассматривать урок музыки в контексте единого школьного образовательного пространства, активном взаимодействии с метапредтметной и внеучебной деятельностью учащихся. Создание на каждом уроке ситуации успеха, творчество и сотворчество как основные учебно-познавательные предпочтения, позволяют создавать среду для более полной реализации личностных универсальных учебных действий учащихся, их дальнейшего саморазвития.

В конце четверти итогом являются проведение обобщающего урока, обобщающего урока-викторины, музыкальной викторины, урока-праздника, урок-концерт или фестиваля музыкального творчества, что является своеобразным творческим итогом деятельности учащихся, контролем их знаний, умений и навыков на протяжении четверти и учебного года. Учитель также может осуществлять традиционные формы контроля (опрос, выполнение задания и др.), но в контексте специфики преподавания предмета образовательной области «Искусство». Музыка должна вдохновлять, радовать, удивлять, побуждать к собственной творческой музыкальной деятельности.



7. Календарно -тематического планирования по музыке на 1 класс.

урока

Тема урока.

Виды деятельности

Календарные сроки

Фактические сроки

«Всегда пусть музыка звучит!» -5 ч.

1

Урок-путешествие

«Образная природа музыкального искусства. Композитор как создатель музыки».

Размышляют об истоках возникновения музыкального искусства.

-знакомятся с правилами поведения на уроке музыки, правилами пения.

- наблюдают за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

08.09.

2

Урок - сказка

«Рождение музыкальных инструментов».

Узнают о том, что: музыкальная речь может служить способом общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

Знакомятся с рн инструментами

15.09.

3

Урок- экскурсия

«Музыка как средство общения между людьми»

Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;

- участвуют в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

22.09.

4

Урок путешествие «Душа музыки - мелодия».

- знакомятся и работают с терминами: мелодия и аккомпанемент.

Выявляют характерные особенности жанров: песни, танца, марша;

- определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

29.09.

5

«Выразительность и изобразительность в музыке»

Находят нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»,

учатся владеть: элементами алгоритма сочинения мелодии, самостоятельно выполнять упражнения, проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

06.10.

Музыкальная азбука-4

6

Урок-игра

«Сочини мелодию»

Знакомятся с алгоритмом сочинения мелодии.

Учатся проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

13.10.

7

Урок-путешествие «Азбука, азбука каждому нужна…»

Знакомятся с нотным письмом как способом записи музыки, как средством постижения музыкального произведения.

20.10.

8

Урок-путешествие

«Музыкальная азбука».

Знакомятся с музыкальными терминами: скрипичный ключ, ноты, нотный стан.

22.10.

9

«Весёлые путешественники»

Определяют на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,

Узнают изученные музыкальные произведения, высказывают свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.

27.10.

«На родимой сторонке» - 7 ч.

10

Урок-сказка.

«Народные традиции в музыке»

Знакомятся с названиями русских народных инструментов - свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания.

Распознают духовые и струнные инструменты, вычленяют и показывают (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполняют вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находят сходства и различия в инструментах разных народов.

10.11.

11

Урок-путешествие.

«Старинные обычаи»

Знакомятся с народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова.

Соблюдают при пении певческую установку, поют выразительно, слышат себя и товарищей, вовремя начинают и заканчивают пение, понимают дирижерские жесты.

17.11.

12

Урок-экскурсия «Зимние волшебники»

Воспринимают художественные образы классической музыки, расширяют словарный запас, передают настроение музыки в пластическом движении, пении, дают определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

24.11.

13

Урок-игра.

«Играем и поём»

По звучавшему фрагменту определяют музыкальное произведение, проникаются чувством сопереживания природе, находят нужные слова для передачи настроения; сопоставляют, сравнивают, различные жанры музыки.

01.12.

14

Урок-путешествие.

«Скоморохи - бродячие артисты»

Определяют характер музыки и передают ее настроение, описывают образ русских воинов, сопереживают музыкальному образу,

внимательно слушают.

08.12.

15

Урок-сказка «Волшебные помощники»

Вслушиваются в музыкальную ткань произведения, на слух определяют характер и настроение музыки, соединяют слуховые впечатления со зрительными.

15.12.

16

Урок-концерт

«День песен»

Демонстрируют личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

22.12.

17

«Музыкальные инструменты русского народа»

Узнают изученные музыкальные сочинения, называют их авторов; исполняют музыкальные произведения отдельных форм и жанров.

29.12.

«Праздник круглый год» - 9 ч.

18

«Небывальщины»

Отличают особенности звучания музыкальных инструментов: волынка и фортепиано, понятия: громко - тихо.

12.01.

19

Урок-игра «Масленица»

Вслушиваются в звучащую музыку и определяют характер произведения, выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах

19.01.

20

Урок-игра «Музыкальные образы»

Сравнивают звучание музыкальных инструментов, узнают музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, изображают игру на муз. инструментах.

26.01.

21

«Колокольный звон»

Размышляют о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Воспринимают художественные образы классической музыки, расширяют словарный запас, учатся передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

02.02.

22

Урок-игра «Давай поиграем»

16.02

23

«Волшебные помощники»

Различают тембровую окраску русских народных музыкальных инструментов.

23.02

24

«Заиграй, гармонист»

Вслушиваются в звучащую музыку и определяют характер произведения,

Выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

02.03.

25

Урок-сказка «Музыка в народных обрядах и обычаях»

09.03.

26

Урок-концерт «Мамин праздник».

Передают эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизируют , выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.

Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении.

16.03.

27

Урок-игра «Весенняя мелодия»

30.03.

«Творческая мастерская музыканта» - 8ч.

28

Урок-игра «У каждого свой музыкальный инструмент»

Вслушиваются в звучащую музыку и определяют характер произведения, выделяют характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображают игру на музыкальных инструментах.

Различают особенности звучания симфонического и народного оркестров.

Знакомятся с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - арфой и флейтой.

06.04.

29

Урок-путешествие «Музыкальные инструменты»

13.04.

30

Урок-сказка «Чудесная лютня»

Размышляют о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщают характеристику музыкальных произведений, воспринимают художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передают настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.

20.04.

31

Музыка в цирке.

Комбинированный урок.

Узнают о цирковой музыке.

Определяют характер, её предназначение, эмоционально откликаются на музыку.

27.04.

32

Дом, который звучит.

Определяют на слух такие музыкальные жанры как: опера - балет.

Находят сходства и различия, названия произведений и их авторов.

04.05.

33

Урок-концерт «Праздник друзей»

Исполняют полюбившиеся произведения.

11.05.


8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Название

Автор

Издательство, год издания

1.

Начальная инновационная школа программа курса к учебникам Д.А. Рытова «Музыка». Рабочие программы 1-4 классы

Д.А. Рытов

М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 год.

2

Музыка 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.

Е.П.Кабкова, М.Г. Парсаданова

Москва «Русское слово» 2012 год.

3

Музыка 2 класс Учебник для общеобразовательных учреждений.

Д.А.Рытов

Москва «Русское слово» 2012 год.

4

Музыка. Контрольно-измерительные материалы. 2-4 класс.

О.П.Лагунова

Волгоград: Учитель 2011 год.

5

Музыкальная азбука 1-4 класс

М.В.Еремеева, С.В.Еремеев

Москва «Экзамен» 2012 год.

6

Начальная инновационная школа. Программа курса. Музыка 1-4 класс

Д.А. Рытов

Москва «Русское слово» 2012 год.

7

Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 3 класс.

М.: Просвещение 1988 год.

8

Учебник-тетрадь. Музыка 1 класс

Е.Д.Критская

М.: Просвещение, 2002 год.

9

Первая энциклопедия музыки

А.Филонов

Москва «Махаон»1994 год.

10

Музыкальная грамота

Е.И.Гульянц

М.: «Аквариум ЛТД» 2001 год.

11

Музыка 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников.

Н.Б.Абудеева

Волгоград: Учитель, 2010 год.

12

Настольная книга учителя музыки

Ю.Б.Алиев

М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003 год.

13

Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов.

В.М.Блок и К.П.Портулаков

М.: Просвещение, 1997 год.

14

Избранные песни для детей в сопровождении фортепиано.

В.Шаинский

М.: Советский композитор 1999год.

15

Музыка от А до Я

Эмаль Финкельштейн

Ленинград: «Советский композитор» 1999 год

16

Всегда на страже. Рассказы о песнях

Е.Ю.Бирюков

М.: Просвещение, 1998 год.

17

Я познаю мир. Детская энциклопедия.

А.С.Клёнов

М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 год.

18

Улыбка. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов.

В.Нестеров

М.: «Советский композитор» 1988 г.

19

Весёлые песенки для малышей круглый год.

Е.А. Гомонова

Ярославль, Академия Ко. 2000 г.

20

Музыкальный сборник «33 коровы»

М.И. Дунаевский

М.: Дрофа 2002 год.

21

Музыканты и композиторы

И.И.Комарова

М.: «Рипол классик» 1999 год.

22

Музыка. 5-8 классы: необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки, пьесы, концерты.

М.Ю.Лукашевич

Волгоград: Учитель, 2013 год.

23

Лучшие музыкальные игры для детей

И.А. Агапова, М.А. Давыдова

М.: ООО «ИКТЦ «Лада»» 2009 год.

24

Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов

В.М. Блок, К.П. Португалов.

М.: Просвещение 1977 год.

25

Настольная книга учителя музыки

Ю.Б. Алиев

М.: Гуманит. издат. центр Владос. 2003 год.

26

Музыка.2-8 класс. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков.

Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина.

Волгоград: Учитель, 2010 год.

27

Музыкальная грамота

Е.И. Гульянц

М.: «Аквариум ЛТД» , 2001 год.


9. График практических и контрольных работ

п/п

Текущий и промежуточный контроль.

Формы контроля

Дата проведения

1

Промежуточный контроль

Тест - игра в картинках

17.12.2014.

2

Итоговый контроль

Тест - игра в картинках

22.04.2015.








10. Материалы промежуточной аттестации

ТЕСТ- ИГРА В КАРТИНКАХ

  1. Рассмотри внимательно картинки, на которых изображены персонажи известных мультфильмов. Кто их них является главным героем известной детской песни В. Шаинского?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

  1. Послушайте песню Г. Струве «Мы теперь ученики». Выберите изображение, характеризующее настроение музыки.

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа1 Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа 2 Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа 3 Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа 4 Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа 5 Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа6

  1. Определите музыкальные жанры (танец, марш и песня).

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4. 5.


4. На картинка изображены танцы. Какие разновидности танцев вы знаете? Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

5. Кто из этих людей имеет самое прямое отношение к музыке? Назовите профессию музыканта.

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

6. Кто из изображённых исполнителей играет на рояле и скрипке?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа




ТЕСТ- ИГРА В КАРТИНКАХ

1. Кто из русских композиторов вам знаком? С какими музыкальными произведениями этих композиторов вы встречались?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3.

2. Внимательно рассмотрите картинку с изображением музыкальных инструментов. Назовите их. Какие из них не являются русскими народными музыкальными инструментами?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4. 5.

3. Вы уже знакомы с нотной грамотой. Назовите музыкальные знаки.

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаf p

1. 2. 3. 4.

4. Назовите ноты изображенные на нотных линеечках.

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4. 5. 6.

5. С какими музыкальными произведениями созвучны картинки? Назовите их.

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1 2 3

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

4.

6. На каких рисунках изображены хор и солист?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4.

7. C какими песнями у вас ассоциируются картинки? Вспомни их названия. Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1 2 3 4

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

5

8. Кто из этих персонажей является главным героем балета П.И. Чайковского?

Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1 2 3 4

9. На каких музыкальных инструментах играют сказочные герои? Какой из этих музыкальных инструментов не является русским народным инструментом? Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4. 5.

10. Рассмотрите внимательно изображение, один из героев по ошибке попал в русскую

11. Назовите разновидности песен, которые вы знаете Программа по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школаПрограмма по музыке 1 класс Начальная инновационная школа

1. 2. 3. 4. 5.


© 2010-2022